Чистая линия

Чистая линия

РЖД вышли на первое место в мире по энергоэффективности грузоперевозок
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является самым энергоэффективным и экологически безопасным транспортным оператором не только в России, но и в мире.


Энергоэффективность на высоте

Выступая на сессии, посвящённой экологическому влиянию железнодорожного сектора, которая проходила в рамках Международного железнодорожного конгресса в Вене, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – главный инженер Сергей Кобзев сообщил собравшимся, что «Российские железные дороги» достигли существенных успехов в повышении энергоэффективности и снижении негативного влияния на окружающую среду и намерены двигаться в этом направлении и далее.

Как рассказал Сергей Кобзев, Международное энергетическое агентство, по данным за 2018 год, установило, что железные дороги России по энергоэффективности пассажирских перевозок находятся на чётвертом месте в мире и на первом – по энергоэффективности грузовых.
Затраты энергии на один пассажиро-километр в России на 35% ниже, чем в Европе (232 против 354 кДж соответственно), и в 4,2 раза ниже, чем в США, где на один пасс.-км затрачивается 989 кДж.

Лучшими показателями энергоэффективности пассажирских перевозок могут похвастать только страны с гораздо более высокой плотностью населения – Япония, Индия и Китай.

В грузоперевозках затраты энергии на 1 ткм в России составляют 85 кДж – это самый низкий показатель в мире, он на 42% ниже, чем в Китае (121 кДж на 1 ткм), на 98% ниже, чем в Европе (169 кДж на 1 ткм), и в 2,3 раза ниже, чем в США (196 кДж на 1 ткм). Причиной этого являются низкая электрификация железных дорог в США и отсутствие тяжеловесного грузового движения в Европе и Азии.


Беречь энергию

ОАО «РЖД» активно работает в области энергосбережения. Сергей Кобзев сообщил, что с 2013 по 2018 год за счёт внедрения энергосберегающих технологий (системы построения энергоэффективных графиков движения АПК «Эльбрус», систем автоведения для магистральных локомотивов и др.), а также систем рекуперации электроэнергии РЖД удалось увеличить объём сэкономленной энергии с 67 млн до 925 млн кВт·ч в год. Протяжённость путей, на которых используются энергосберегающие технологии, также выросла с 3 тыс. км до 41,4 тыс. км. В настоящее время энергосберегающие системы используются на 3200 локомотивах холдинга.


Политика сокращения

Железнодорожный транспорт в России признан самым экологически чистым. На долю РЖД приходится всего лишь 1% от общего объёма выбросов вредных веществ и загрязнителей всего российского транспортного сектора, а именно 0,9% от выбросов вредных веществ в атмосферу, 0,07% вредных сливов и 0,04% от объёмов производимых транспортным сектором твёрдых отходов.

При этом объёмы атмосферных выбросов СО2, производимых РЖД с 2005 года, падают опережающими темпами. Так, в 2018 году они снизились по отношению к показателям 1990 года на 45,7% при установленном Международным союзом железных дорог уровне снижения на 50% только к 2030 году.

Высокие показатели энергетической эффективности и экологической чистоты российского железнодорожного транспорта можно продемонстрировать на примере расчёта влияния на экологию различных способов доставки 20-футового контейнера (TEU) из Шанхая в Вену различными видами транспорта.

Так, на доставку железнодорожным транспортом одного контейнера было бы затрачено лишь 15,1 МДж (мегаджоуль), морем – 16,9 МДж, автотранспортом – 79,8 МДж и самолётом – 789,6 МДж. При этом при перевозке железной дорогой выбросы в атмосферу парниковых газов составляют всего 0,1 тонны, перевозка одного TEU по морю приводит к выбросам 1,3 тонны, автомобильным транспортом – 5,9 тонны. Наибольший объём выбросов производит воздушный транспорт – перевозка одного TEU приведёт к выбросу в атмосферу 56,6 тонны CO2, что в 566 раз больше, чем при перевозке по железной дороге.

ОАО «РЖД» за 15 лет добилось серьёзного снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Так, с 2003 по 2018 год доля перерабатываемых отходов производства повысилась с 57,8 до 79,1%.

К 2020 году планируется повысить этот показатель до 80%.

За пятнадцать лет объём выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников (здания, котельные и т. д.) упал в 3,2 раза. А объём выбросов парниковых газов, производимых подвижным составом, сократился на треть. Объём слива жидких отходов уменьшился в 6 раз.

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» предусматривает к 2025 году снижение энергопотребления на 5,6% и сокращение вредных выбросов на 8%. За счёт электрификации предполагается достигнуть соотношения электрической и дизельной тяги 89,3% к 10,7%. Предполагается электрификация 11 участков на нескольких полигонах: Ванино – Высокогорная – Селихин – Комсомольск-на-Амуре – Мылки – Волочаевка, Забайкальск – Харанор – Борзая на Восточном полигоне, Ртищево – Кочетовка на Волжском полигоне, Ожерелье – Елец и Смоленская – Сараевка на Московском, Вышнестеблиевская – Красная Стрела – Юровский – Крымская и Анапа – Юровский на Южном и Гатчина – Веймарн – Лужская, Веймарн – Ивангород-Нарвский, Выборг – Каменогорск и Калище – Котлы на Северо-Западном.

Лев Кадик
Диверсификация рисков
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,

Формирование новых бизнес-моделей пассажирского железнодорожного транспорта Японии и Гонконга

Рубрики: Технологии
Тяга газа
Александр Корнев, ведущий научный сотрудник ВНИИЖТа,

Локомотивы для Северного широтного хода

Рубрики: Технологии
Учиться легко
Андрей Коптелов, вице-президент Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP Russia), руководитель программы «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование бизнес-процессов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, бизнес-тренер компании Luxoft,

Обучение процессному управлению становится образовательным трендом в менеджерской среде

Рубрики: Технологии
Летающий поезд

Чем заменить систему «колесо – рельс»

Рубрики: Технологии
Встать на рельсы
Жан-Пьер Лубину, генеральный директор Международного союза железных дорог,

Железнодорожный транспорт растёт ради спасения природы

Рубрики: Технологии

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100