Ждём перемен
Ирина Хромова
Ирина Хромова
начальник отдела организации и нормирования труда Департамента по организации, оплате и мотивации труда

Ждём перемен

Нормы труда пересматриваются вслед за совершенствованием технологических процессов
В ОАО «РЖД» действует более 100 тыс. норм труда. Они узаконены распорядительными документами компании, локальными актами структурных подразделений, системно отражены в автоматизированной системе (ЕКАСУТР). Для чего нужны нормы труда?

По сути, норма труда представляет собой выраженную в единицах труда цену рабочей силы, она тесно связана с заработной платой.

Кроме этого, на их основе:
– строятся производственные процессы;
– определяется необходимая численность персонала;
– определяются оптимальные режимы работы;
– планируется внутрисменное время;
– оценивается труд работника.

Все эти функции нормы труда используются в отношении 88% работников компании.

Но и остальные работники не остались без внимания. Их численность в зависимости от количества и объёма выполняемых функций регулируется типовыми штатными расписаниями (если это аппарат управления различного уровня) или наличием эксплуатируемого оборудования (например, для машиниста компрессорной установки).

Уже 60 лет разработка норм труда в ОАО «РЖД» (а ранее в МПС) проводится в непрерывном режиме. Даже когда государство отказалось от регулирования вопросов нормирования труда, передав все права предприятиям, производственники-железнодорожники единогласно поставили вопрос о сохранении действовавшей централизованной системы разработки норм, понимая всю важность этой работы.


Норма постоянно изменяется

Величина нормы определяется путём проведения непосредственных замеров затрат рабочего времени (хронометражей и с недавнего времени – видеосъёмки трудовых процессов).

Если рассматривать технологический процесс создания норм, то департамент ставит задачу ускорения разработки и повышения точности замеров. Это можно решить, применяя видеосъёмку, а если идти дальше – внедрением «машинного зрения».

Уже сегодня существуют технологии, позволяющие распознавать выполняемые операции, расшифровывая их наименование и продолжительность. При этом съёмка может проводиться без участия оператора – например, закреплённой камерой на работнике, в рабочем помещении, на станции или перегоне.

В перспективе созданная норма должна стать частью информационно-справочной системы, доступной для технологов, экономистов. Такая система уже создаётся, но она должна стать более доступной, быстро выполняющей любые запросы пользователя.

Кроме этого, информационная система позволяет проводить многофакторные аналитические исследования. К примеру, создана норма по технологическому процессу, утверждённому нормативным документом, но она ни разу не была запрошена ни для формирования нормированных заданий, ни для сдельных нарядов, ни технологами для формирования технико-нормировочных карт. Что это значит? Избыточное требование нормативного документа? Хотя давно общеизвестно, что величина нормы труда вторична и зависит от применяемых технологических процессов, закреплённых в технических положениях, регламентах, стандартах и др., а также от используемых машин, механизмов и приспособлений.

Для того чтобы актуализация норм труда проходила своевременно, Департамент по организации, оплате и мотивации труда участвует в деятельности рабочей группы под руководством главного инженера компании. Такое взаимодействие длится уже несколько лет. Это движение навстречу друг другу, когда не только со стороны технологов выдвигаются предложения по пересмотру норм труда, но и от трудовиков поступают предложения о необходимости пересмотра нормативных технологических документов или об изменении организационных решений. Это важно, поскольку в процессе проведения экспериментальных и других исследовательских работ при разработке норм выявляются недостатки в организации труда или несоответствие положений и инструкций уже проведённым изменениям. Но даже если от технологов не поступают заявки на пересмотр норм, а срок их действия более пяти лет, она актуализируется в плановом порядке.


Расчёт нормативной численности

Ещё одно важное направление по использованию норм труда – расчёт нормативной численности.

Создав значительную базу норм труда, необходимо было реализовать задачу по разработке нормативов численности. Это позволило автоматизировать расчёт нормативной численности сначала по наиболее массовым профессиям, должностям и рабочим группам. Сегодня такие расчёты производятся по 70% персонала компании.

Задача была сложной – необходимы были объёмные показатели, чтобы говорить о точности расчётов. А именно точность ставилась под сомнение при расчётах численности в ручном режиме. И здесь оказалось, что производственные системы значительно отстают от нас. До сих пор мы решаем вопрос о консолидации систем и передаче из них объёмных данных.

Почему так важно иметь в компании расчёт нормативной численности?

Нормативная численность, определяемая на основе существующих технологических процессов, применяемой техники и действующих документов по труду, является регулятором содержания фактической численности и сдерживает её содержание сверх технологической потребности. По сути, мы проводим аудит численности.

Одновременно оценка содержания фактической численности к нормативной является индикатором, который сигнализирует о том, что необходимо обратить внимание на технологические документы, а затем и на нормы труда. Например, если в течение ряда лет соотношение фактической списочной численности к нормативной составляет 90 и менее процентов.

Нормативы численности, как производное от нормы времени, также постоянно обновляются и актуализируются.

Кроме этого, на величину затрат труда могут повлиять требования инструкций федеральных органов и компании. К примеру, в документах оговорено минимальное количество исполнителей, и хотя требования устарели с изменением характера и предмета труда, мы не имеем права их не учитывать. А это ведёт к необоснованному росту трудозатрат, сдерживает оптимизацию численности.


Избыточность требований волнует всех

Вопрос об избыточности требований в различных документах рассматривается на государственном уровне, и департамент принимает активное участие в этой работе в рамках своей компетенции. Мы знаем, что и другие департаменты и филиалы ОАО «РЖД» проводят такую работу.

Все ещё остаётся актуальным достаточное количество документов МПС на единичное и устаревшее оборудование, несовершенные технологии. Минтрансом России была образована межведомственная рабочая группа по пересмотру актов МПС СССР и МПС России, которые не применяются на практике либо дублируют нормы вновь принятых нормативных актов.

В 2018 году отменён 51 нормативный акт по труду МПС СССР и МПС России. Центром организации труда и проектирования экономических нормативов – филиалом ОАО «РЖД» взамен устаревших вновь разработаны локальные нормативные документы ОАО «РЖД».

В 2019 году в компании планируется завершить работу по отмене устаревших актов МПС СССР и МПС России по труду, итогом которой станет решение следующих задач:
– снятие юридических рисков, связанных с возможностью признания подлежащими применению в ОАО «РЖД» неактуальных документов МПС, которое являлось федеральным органом исполнительной власти и осуществляло как государственное управление федеральным железнодорожным транспортом, так и функции хозяйствующего субъекта;
– приведение нормативной базы к современному уровню техники и технологий.


Интенсивность труда

Несколько слов ещё об одном аспекте применения норм труда – оценке интенсивности труда.

Это особенно важно там, где работа связана с напряжённостью труда, влияющей на безопасность движения. Рассмотрим на примере поездного диспетчера: границы участка его работы определяются с учётом коэффициента интенсивности труда (загрузки в течение смены). Если коэффициент интенсивности находится в критической зоне и близок или больше 1,0, то необходимо либо изменять границы участка, либо дополнительно вводить в штатное расписание оператора с передачей ему отдельных работ. В том случае, если коэффициент интенсивности труда ниже 0,8, нужны меры по дозагрузке.

Если говорить о загрузке всех других работников, то вопрос интенсивности труда решается при планировании работ на смену или иной период в нормированном задании рабочего-повременщика или сдельном наряде рабочего-сдельщика. Формируя эти документы, руководитель работ в планируемом периоде с использованием нормы времени определяет возможный объём работ.

Норма времени, в свою очередь, содержит время не только на непосредственное выполнение работ, но и вспомогательное, учитывающее естественные потребности работника.

Одна из задач департамента – расширение нормирования труда на все категории работников. Поэтому в последние годы появилось немало норм труда на работы, выполняемые инженерно-техническими работниками: экономистами, специалистами по кадрам, специалистами по охране труда, бухгалтерами и руководителями подразделений, техническими исполнителями. Особо следует отметить нормы труда на услуги в области информационных технологий – аналог в стране найти будет сложно.

И если вы спросите меня, когда же вы пересмотрите все нормы, я опять скажу: это непрерывный процесс. Пока совершенствуются технологические процессы, машины и механизмы, внедряются автоматизированные системы и роботизированные комплексы, норма труда будет меняться.
Диверсификация рисков
Игорь Ильин, директор Центра финансово-экономического моделирования Института развития транспортных систем,

Формирование новых бизнес-моделей пассажирского железнодорожного транспорта Японии и Гонконга

Рубрики: Технологии
Тяга газа
Александр Корнев, ведущий научный сотрудник ВНИИЖТа,

Локомотивы для Северного широтного хода

Рубрики: Технологии
Учиться легко
Андрей Коптелов, вице-президент Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP Russia), руководитель программы «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование бизнес-процессов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, бизнес-тренер компании Luxoft,

Обучение процессному управлению становится образовательным трендом в менеджерской среде

Рубрики: Технологии
Летающий поезд

Чем заменить систему «колесо – рельс»

Рубрики: Технологии
Чистая линия

РЖД вышли на первое место в мире по энергоэффективности грузоперевозок

Рубрики: Технологии

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем
Д. О’Коннор, А. Макдермотт
«Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Модель «5F» – Геометрия команды, создающая энергию. Краткое руководство к действию для лидеров
Максим Долгов
«Модель «5F» – Геометрия команды, создающая энергию. Краткое руководство к действию для лидеров». Издательство ИП М.В. Долгов 2019 год
Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем
Фил Барден
«Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100