Учёба на опережение
Сергей Вакуленко
Сергей Вакуленко
директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ)

Учёба на опережение

Цифровизация активно внедряется в образовательный процессЦифровизация активно внедряется в образовательный процесс
Процесс цифровизации уже начался. Если раньше об этом говорили исключительно как о перспективе, то сейчас с уверенностью можно сказать – будущее уже наступило. Один за другим реализуются проекты по внедрению цифровых технологий в транспортную инфраструктуру. Однако для того чтобы управлять современным транспортом, нужны специалисты, разбирающиеся в интеллектуальных системах управления, в IT-технологиях в целом. Поэтому перед транспортными вузами стоит непростая задача: разработать образовательные программы, которые помогут подготовить высококвалифицированных специалистов в сфере «цифры».

Степень внимания, оказываемого процессу внедрения цифровых технологий, оправданна. При этом речь идёт не только о системе подготовки кадров, но об отрасли в целом. Современному работнику транспорта необходимы знания для работы в мультимодальной среде, он должен уметь применять цифровые технологии для управления сложными интегрированными производственно-техническими системами и бизнес-процессами. В связи с этим руководством Министерства транспорта РФ была поставлена задача: цифровыми компетенциями в ближайшем будущем должны обладать все выпускники транспортных вузов.

В число важнейших приоритетов развития транспортного образования входит подготовка высококвалифицированных специалистов, которые должны быть не только готовы активно внедрять цифровые технологии в работу предприятий транспортно-логистического комплекса, но и способны разрабатывать инновационные IT-сервисы для повышения конкурентоспособности отечественных компаний на мировом рынке.

Российский университет транспорта (МИИТ) работает на опережение в соответствии с интересами и потребностями государства, регионов, работодателей. Цифровая тематика занимает важное место в вузовских программах подготовки будущих специалистов. Соответствующие образовательные программы разрабатываются и реализуются во взаимодействии с крупнейшими предприятиями отрасли при непосредственном участии их руководителей и специалистов. Благодаря тесному сотрудничеству с Министерством транспорта РФ, а также с ОАО «РЖД» и другими транспортно-логистическими компаниями университет занимает лидирующие позиции в кадровом и научном обеспечении высокотехнологичных отраслей.

Цифровая трансформация предполагает широкие возможности для новых моделей управления процессами транспортировки грузов, которые коренным образом меняют формы оказания услуг и технологической деятельности транспорта. Соответственно, создаются предпосылки для новых конкурентных преимуществ в сфере образования и подготовки кадров.

Уже в 2019 году на базе кафедры «Логистические транспортные системы и технологии» открывается новый профиль «Цифровой транспорт и логистика». По нему будет осуществляться подготовка специалистов нового поколения, обладающих знаниями в области создания современных интегрированных транспортно-логистических сетей и комплексов на основе проактивного управления, цифровых платформ для координации транспортно-логистической деятельности, развития цифровых сервисов на всех этапах жизненного цикла транспортного продукта и цифровой трансформации железнодорожной инфраструктуры.

Университетом запланировано повышение квалификации специалистов транспортно-логистических компаний и профессорско-преподавательского состава транспортных вузов по вопросам развития цифровых технологий управления транспортными процессами.

Среди основных направлений университета в области «цифры» можно выделить и развитие цифровых образовательных технологий. В настоящее время проводится ряд исследований, которые предполагают решение важных для отрасли задач. Планируется создание современной специализированной платформы открытого онлайн-обучения в области цифрового транспорта и логистики. Она должна включать в себя совокупность сервисов, обеспечивающих высокое качество образовательного процесса: средства автоматизированной оценки и контроля качества образовательных ресурсов, технологии видеоконтроля аттестационных мероприятий, виртуальные лаборатории для привития навыков практической работы, сервис по построению индивидуальных траекторий обучения. В частности, сотрудники кафедры «Автоматизированные системы управления» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ) занимаются решением проблемы разработки средств автоматического контроля актуальности знаний. Планируется создание новых образовательных программ магистратуры по направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника» и «Информационные системы и технологии» («Информационная аналитика и технологии «больших данных», «Транспортное планирование»). Разрабатываются учебно-методические комплексы профессиональной переподготовки специалистов транспорта по программам «Информационные системы и технологии на транспорте», «Системы поддержки принятия решений при управлении транспортным комплексом».

Активно разрабывается процесс совершенствования методов и средств компьютерной поддержки. В частности, речь идёт о системе помощи при формализации задачи управления (с использованием программ-ботов), автоматизации процедур сбора необходимых данных из удалённых источников, поиска оптимальных решений с использованием высокопроизводительных средств вычислений (суперкомпьютеров). Важно не забыть и о системе управления аналитических приложений, осуществляющих мониторинг качества принимаемых решений.

Научно-исследовательская лаборатория «Грузовая и коммерческая работа», на базе которой будет сформирован центр «Интеллектуальные транспортные системы и технологии», разрабатывает, внедряет и сопровождает перевозочные технологии, цифровые технологии и автоматизированные системы в области транспортной логистики. Основными разработками являются системы, находящиеся в постоянной эксплуатации в ОАО «РЖД»: Единая автоматизированная система актово-претензионной работы (ЕАСАПР), Автоматизированная система оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (АСКМ), Автоматизированная система терминально-складской деятельности (АС ТЕСКАД). На все разработки НИЛ ГКР получены свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ. В настоящее время лаборатория работает в направлении создания систем искусственного интеллекта в рамках программы «Цифровая железная дорога» ОАО «РЖД», среди которых интеллектуальный коммерческий осмотр поездов и вагонов, электронный претензионист и другие.

Если говорить о результатах научного направления по развитию цифровых и образовательных технологий, то на данном этапе уже разработаны методика оценки качества электронных курсов и программный комплекс «Автоматизированная система оценки качества электронных (дистанционных) курсов». Отмечу, что АСКДК внедрена в системы дистанционного обучения ОАО «РЖД» и Пенсионного фонда России. Помимо этого разработан программный комплекс «Виртуальная лаборатория», который активно используется в образовательном процессе университета. Сотрудниками университета создано более 150 курсов по современным цифровым технологиям, учебно-методическая база которых используется при повышении квалификации работников транспорта.

В настоящее время наши преподаватели активно участвуют в работе технического комитета № 461 по стандартизации «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании». Важным результатом работы кафедры АСУ стала автоматизированная система контроля знаний работников, связанных с обеспечением безопасности перевозок, которая успешно внедрена в ОАО «РЖД».

К основным результатам, полученным в ходе работы над развитием методов расчёта и проектирования информационных систем, мы относим успешно разработанные методы и модели оценки показателей качества информации в автоматизированных системах, методы и модели расчёта временных характеристик информационных систем, цифровые технологии проектирования систем. В частности, разработаны технологии и математические модели поддержки принятия решений при управлении транспортным комплексом: математическая модель оптимального планирования использования вагонного парка операторской компании, методика и технология мониторинга качества решений при управлении технической станцией, архитектура веб-сервиса поддержки решений.

Министерством транспорта РФ поддержано решение учёного совета университета о переименовании Института управления и информационных технологий (ИУИТ) в Институт управления и цифровых технологий (ИУЦТ), о создании специализированной кафедры «Цифровые технологии управления транспортными процессами» и научно-образовательного центра «Интеллектуальные транспортные системы и технологии» на базе НИЛ ГКР.

Главная цель трансформации: укрепление позиции университета и института как отраслевого технологического лидера в использовании информационных систем, цифровых технологий и инновационных решений. Наша задача – стать партнёром государства в вопросах построения цифровой транспортной инфраструктуры, модификации и развития цифровых технологий транспортной отрасли России.

Мы планируем осуществлять подготовку в вузе специалистов широкого спектра. Наша обязанность – за годы обучения воспитать высококвалифицированных специалистов, способных решать на высоком инженерном уровне стратегические задачи развития транспортного комплекса, имеющих навыки применения методов математического и имитационного моделирования, осуществлять бизнес-планирование транспортных проектов, умеющих использовать современные цифровые технологии при организации и управлении перевозочным процессом.

В рамках ИУЦТ будут созданы два новых подразделения: кафедра «Цифровые технологии управления транспортными процессами» и научно-образовательный центр «Интеллектуальные транспортные системы и технологии». Кафедры «Вычислительные системы, сети и информационная безопасность», «Железнодорожные станции и транспортные узлы», «Математическое моделирование и системный анализ» получат новые названия.

В частности, будут переименованы Центр развития цифровых технологий и формирования единого информационного пространства транспортной отрасли и научно-образовательный центр «Цифровая информационно-аналитическая оптика».

Помимо перечисленных изменений, в рамках Института управления и цифровых технологий (ИУЦТ) будет создана лаборатория интеллектуальных систем и цифровых технологий управления транспортными процессами. Предполагается, что она поможет в решении ключевых технико-технологических и инженерных задач перевозочного процесса, а также общего функционирования различных видов транспорта.

Предполагается, что научно-образовательный центр «Интеллектуальные транспортные системы и технологии» продолжит работы в части развития технологий и цифровых технологий транспортно-логистических процессов.

В ближайшее время этот наработанный опыт необходимо распространить и на другие виды транспорта, особо учитывая цифровые технологии мультимодальных (смешанных) грузовых перевозок.

В будущем мы продолжим работать над созданием интеллектуальной системы и цифровых технологий управления транспортными процессами, интегрирующих существующие системы управления (цифровой поезд, цифровая железная дорога, цифровой транспорт) и новые разработки по моделированию транспортных процессов.

Планируется создание интерактивного образовательно-презентационного комплекса дополненной реальности, обеспечивающего теоретическое изучение технологии и конструкционных особенностей инфраструктуры.

В частности, важной для нас темой остаётся обслуживание маломобильных групп населения на объектах транспортной инфраструктуры. Мы намерены работать над созданием учебно-лабораторного комплекса по изучению современных подходов к решению данной проблемы.
Штучный товар

Каждый «авторский класс» имеет свою программу обучения

Рубрики: Команда 2030

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100