Импульс к развитию

Импульс к развитию

Производительность труда в компании должна расти минимум на 5% в год
Рост эффективности, которая в общем виде характеризуется отношением результата к затратам, – ключевой фактор развития предприятия. В жёстких и нестабильных условиях рынка минимизация издержек и рациональное использование всех производственных ресурсов становится стратегией любой компании, нацеленной на извлечение прибыли в долгосрочной перспективе, устойчивое финансовое положение и повышение конкурентоспособности.

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» включает в себя мероприятия по оптимизации затрат с суммарным объёмом до 2025 года около 1 трлн руб. Амбициозная цифра складывается из эффектов практически по всем направлениям деятельности.

Основной параметр эффективности – производительность труда. Для железнодорожной отрасли повышение производительности труда играет особую роль, учитывая высокую трудоёмкость и наибольший удельный вес расходов на персонал в общей величине эксплуатационных затрат.

С момента создания ОАО «РЖД» проводит системную работу по повышению производительности труда и оптимизации численности. Первый целевой параметр появился ещё в майских указах президента РФ 2012 года – рост в 1,5 раза к 2018 году. Этот показатель компания уже перевыполнила: по итогам прошлого года производительность труда в ОАО «РЖД» относительно 2011-го увеличилась в 1,55 раза.

Указ президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года и Национальный проект «Повышение производительности труда и поддержки занятости», реализация которого продлится до 2025 года, предполагают форсированное наращивание производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики – минимум на 5% в год. Такой же целевой параметр закреплён в Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года.


СНИЗИТЬ ДАВЛЕНИЕ

Чтобы повысить производительность труда, в РЖД работают над увеличением объёмов перевозок, повышают качественные показатели работы сети, загрузку и интенсивность перевозок, а с другой стороны, занимаются вопросами повышения эффективности персонала путём реализации технологических и организационных решений.
«Комплексный подход подразумевает три основных направления работы: снятие административных барьеров для повышения технологичности и эффективности производства, внедрение новой техники и технологий, реинжиниринг производственных процессов на основе его пооперационного анализа», – говорит начальник Департамента организации, оплаты и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин.

В 2016–2017 годах в компании отменены 210 устаревших актов МПС СССР и России и пересмотрено 157 нормативных документов ОАО «РЖД». В 2018 году отменён ещё 51 акт МПС и актуализировано 643 документа компании.

Встаёт вопрос и о нормативно-правовых ограничениях со стороны государства. К примеру, российское трудовое законодательство серьёзно сокращает рабочее время, фактически доступное работодателю.
«Назовём это «проблемой пятого человека». Чтобы закрыть круглосуточное рабочее место, в мире достаточно четырёх человек, а у нас – пять: «вредность», северные льготы, сокращённая рабочая неделя и прочее. Всё это время мы закрываем пятым работником, вместо того чтобы отдать его зарплату остальным четверым и обеспечить рост производительности труда», – подчеркнул заместитель директора по логистике по вопросам управления персоналом АО «СУЭК» Олег Василевский, выступая на III Всероссийской научно-практической конференции «Повышение производительности труда на транспорте – источник развития и конкурентоспособности национальной экономики», организованной РЖД на площадке Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) в мае 2018 года.

Снижение регуляторного давления – одно из ключевых направлений нацпроекта по повышению производительности труда. Целевой параметр этой работы с ориентиром на 2024 год – «удовлетворённость пользователей отработкой заявок не менее 70%». Сейчас работа по инициации изменений в действующее трудовое законодательство ведётся в рамках деятельности Российской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (РТК), в том числе с участием ОАО «РЖД».


ДЕЛО ТЕХНИКИ

По сравнению с 2017 годом производительность труда в компании выросла на 6,8% (при плановом параметре 5%), из них 4,1% – благодаря росту объёмов работы, 2,7% – за счёт технологических и организационных мероприятий, а также вывода отдельных видов работ за периметр компании.

Более половины оптимизационных мероприятий (61%) – технологические, но снижение численности достигалось и организационными мерами: совмещением профессий, расширением зоны обслуживания, переорганизацией рабочих мест и др.
«Что касается организационных мероприятий, то они конечны и во многом себя уже исчерпали, – замечает Владимир Никитин. – Основная ставка сегодня на прорывные технологические решения. Найти их – главная задача инженерного корпуса каждого филиала компании».

Техническое перевооружение – главный локомотив повышения производительности труда на отечественных предприятиях. «Доля труда в мировом ВВП постепенно уменьшается, – говорит эксперт ООО «Прайсвотерхаускуперс Консультирование» Вячеслав Буевский. – Секрет повышения эффективности кроется в постепенном замещении труда капиталом. Когда мы говорим об увеличении производительности труда, мы автоматом имеем в виду повышение фондовооружённости».

Сравнительный анализ производительности труда на железных дорогах мира, проведённый ОАО «РЖД» в сотрудничестве с PwC, показал, что отставание РЖД от США, Канады и Австралии (с разделённым грузовым и пассажирским движением) составляет 75–80% и обусловлено среди прочего меньшим регуляторным давлением в отношении безопасности движения поездов, применением аутсорсинговых и подрядных компаний для выполнения ряда работ (например, капитальный и средний ремонт пути, обслуживание малодеятельных линий, содержание и обслуживание железнодорожных строительных машин и т.д.). Среди основных причин отставания в инфраструктурном хозяйстве – высокая надёжность и значительные сроки службы элементов верхнего строения пути и оборудования СЦБ, высокая доля механизации и автоматизации процессов обслуживания и диагностики технического состояния объектов, минимум ручного труда.
«Фондовооружённость на одного сотрудника железных дорог США в 19 раз выше, чем в РЖД. Это лишний раз говорит о том, что компания должна вкладываться в освоение новых технологий и техники. С другой стороны, операционная модель ОАО «РЖД», несмотря на большую численность персонала, обеспечивает более дешёвую перевозку грузов. Поэтому наша задача – найти оптимальный баланс между капитало- и трудоёмкостью компании», – говорит первый заместитель начальника Департамента организации, оплаты и мотивации труда ОАО «РЖД» Андрей Тихомиров.

Значительные резервы повышения эффективности компании «зашиты» в реализации таких технических решений, как внедрение интеллектуальных систем в контуры управления движением поездов и перевозочным процессом, автоматизированной диагностики объектов инфраструктуры, развитии цифровых платформ для работы с клиентами.

До 2025 года компания предполагает инвестировать в техническое перевооружение около 10 трлн руб., из них 7,2 трлн руб. – собственных и заёмных средств. В восьмилетней перспективе планируется ежегодно вкладывать в инфраструктуру и подвижной состав более 800 млрд руб.


БЕЗ ПОТЕРЬ

Любые инвестиции должны приносить отдачу, то есть повышать производительность труда. Экспертизой производственных процессов с точки зрения эффективности и выработкой предложений по их модификации занимается Центр моделирования бизнес-процессов, созданный по приказу главы холдинга «РЖД» в июне прошлого года.

В настоящее время определено 34 процесса верхнего уровня и до 30 тыс. процессов более мелкого порядка. Сформирован перечень наиболее трудоёмких ключевых процессов, занимающих не менее 70% от годового фонда рабочего времени. Для дальнейшего реинжиниринга выделено и описано 57 таких процессов в функциональных филиалах и 30 процессов, реализуемых РЦКУ. Охват работников, задействованных в выполнении описанных работ, – более 430 тыс. человек. Для 75 процессов уже сформированы предложения по оптимизации, среди них изменение периодичности или исключение излишних операций, внедрение высокопроизводительного автоматизированного оборудования и инструмента, применение новых материалов.

На сокращении непроизводительных потерь, особенно на стыке деятельности различных хозяйств, сосредоточена и работа центров повышения эффективности труда персонала, созданных на Куйбышевской и Свердловской дорогах на базе дорожных лабораторий методов и нормирования труда. «Главная идея их создания – образование на полигоне дороги независимого от региональных дирекций экспертного органа в составе инженеров по труду и технологов. Картируя и анализируя производственные процессы, они должны ответить на вопросы, насколько необходима та или иная операция или бизнес-процесс, возможно ли его автоматизировать, обойтись без участия человека, а если нет, как максимально снизить трудозатраты», – говорит Владимир Никитин.

Результатом этой работы на двух дорогах уже стали 28 проектов, в основе которых лежат глубокие пооперационные исследования производственных процессов. Прогнозируемый эффект оптимизации численности от их реализации – свыше 1,7 тыс. человек. В 2019 году центры повышения эффективности труда персонала будут созданы ещё на 12 дорогах.

Для оптимизации собственных бизнес-процессов РЖД планируют глубже изучать успешный опыт крупных мировых железнодорожных компаний. Бенчмаркингом технологий с выездом на зарубежные объекты займутся специально созданные рабочие группы. «Было бы полезно узнать, к примеру, почему в пассажирском комплексе Германии производительность труда в полтора раза выше, чем у нас, при примерно равном пассажирообороте, – говорит Андрей Тихомиров. – А сформировать новую концепцию диагностики инфраструктуры поможет изучение работы автоматизированного центра управления энергоснабжением ВСМ в Безансоне (Франция), где с помощью датчиков проверяется всё – натяжение контактного провода, температура, сила бокового ветра, наведённые токи, напряжение и т.д. В отдельных процессах зарубежные компании ушли далеко вперёд, и их опыт надо учитывать».


КАДРОВЫЙ ВОПРОС

Оптимизация численности работников компании до 2025 года будет происходить за счёт обновления и модернизации производства, совершенствования технологии производственных процессов, организационных мероприятий и вывода отдельных работ на аутсорсинг.

В Департаменте организации, мотивации и оплаты труда ОАО «РЖД» подчёркивают: «О необходимости повышения производительности труда и снижения трудоёмкости производственных процессов говорят и прогнозы по значительному увеличению объёмов работы и дефициту кадров в регионах развития компании. У нас нет задачи механического увольнения людей. Нам предстоит сокращение незагруженных и устаревших рабочих мест, а вместе с этим появление новых, высокопроизводительных, требующих более высокой квалификации персонала. У филиалов будет появляться всё большая потребность в новых профессиях и должностях».

Кратное увеличение скорости технологических изменений и усиление конкуренции на рынке труда со скорым приходом туда представителей поколения Y и Z со своим мироощущением и отношением к труду диктуют необходимость создания в компании гибкой организационной структуры, совершенствования систем организации и нормирования труда и профессиональных квалификаций, постоянной актуализации корпоративной системы оплаты труда и мотивации работников для обеспечения конкурентоспособности их зарплаты на рынке труда.

Ольга Лариохина
Поощрение и принуждение
Александр Фридман, консультант, бизнес-тренер,

Уровень производительности труда сотрудников во многом зависит от руководителя

Рубрики: Эффективность компании
Ресурсная база

Где точки роста производительности труда и эффективности труда в компании?

Рубрики: Эффективность компании

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100