Марина Яковлева, , журнал «Пуль управления»
Создание дочерних и зависимых обществ позволило не только выйти на конкурентные
сегменты рынка, но и заставило реформировать всю отрасль. Сегодня завершаются
унификация нормативной базы холдинга, создание единых стандартов менеджмента
и общих принципов документооборота.
В.И. Якунин, президент, ОАО «РЖД»
Понятие «холдинг», что в переводе с английского holding означает «владение»,
широко распространилось на российских бизнес-просторах. Хотя судьба его
в нашей стране была и остаётся не такой уж и простой. В начале 1990-х, когда
в стране шла массовая приватизация, на дверях кабинета одного из её идеологов,
заместителя председателя Госкомимущества Петра Мостового висело уникальное
объявление: «Забудь о холдинге всяк сюда входящий».
Процесс становления холдинга, создаваемого на базе российских железных
дорог, предполагает не только серьёзные структурные и организационные изменения.
В корне должны поменяться и принципы управления, иной должна стать и психология
людей. Особую роль в этом играют начальники железных дорог.
Отправной точкой для нового позиционирования ОАО «РЖД» на транспортном
рынке и в обществе в целом стал 2007 год, когда российские железные дороги
праздновали своё 170-летие. Произошёл ребрендинг, который коснулся не только
визуального образа компании, но и явился отражением происходящих в ней процессов.
«Самый важный актив компании – это то, что о ней думают клиенты, что думают
о ней другие люди на рынке. Иначе говоря, ваша репутация, ваш бренд, слова,
которыми вас называют, – самое ценное, что у вас есть», – говорит один из
ведущих мировых специалистов по ведению бизнеса Брайан Трейси.
Корпоративная культура очень сложно поддаётся изменениям. Инструментарий
управления у менеджера в этом вопросе весьма скудный. Но и не менять ничего
нельзя.
Многие руководители и работники служб персонала уже знают о существовании
Корпоративного университета ОАО «РЖД», некоторые даже обучались в нём. Но
чёткого представления о том, как можно с максимальной эффективностью использовать
новые возможности, на сети пока нет.
На российские железные дороги я смотрю с двух точек зрения – как рядовой
пассажир и как экономист. Но очень часто невозможно отделить мысли пассажира
от экономической теории, которой я занимаюсь много лет.
Современные средства транспорта – это сложнейшие механизмы, от бесперебойной
работы которых зависят безопасность пассажиров, надёжность перевозок и прибыль
операторов. Поэтому их поддержание в исправном состоянии – актуальная задача,
требующая, в частности, отлаженных технологий ремонта, замены запчастей
и комплектующих.
Ежегодно на сеть приходят сотни локомотивов разных систем. Контроль со
стороны компании за качеством техники начинается прямо на конвейере, продолжается
на полигонах. И всё же часть машин становится предметом рекламационных споров
эксплуатантов и производителей. Разорвать этот круг пытаются и те, и другие,
но, увы, пока безуспешно.
Усиление рекламационной работы как способ мотивации производителей к улучшению
качества.
Одним из основных принципов менеджмента является оптимальное
сочетание централизации и децентрализации в процессе управления. Проблема
совмещения этих прямо противоположных понятий, по большому счёту, сводится
к степени передачи ответственности и полномочий, т.е. к делегированию.
Стиль работы и общения в коллективах, практика и технология принятия решений,
корпоративные традиции – всё это является элементами корпоративной культуры.
Редакция журнала попыталась оценить, есть ли у компании запущенные проблемы
в этой сфере и насколько сложно их будет решить.