События одной колеи

События одной колеи

Железнодорожные компании «пространства 1520» пытаются найти эффективный механизм взаимодействия с властями
Финляндия
Министерство транспорта и связи Финляндии заключило договор с VR Group о том, что до 2019 года компания будет осуществлять пассажирские перевозки в дальнем сообщении в стране на правах монополиста. При этом в 2015-м может быть принято решение о продлении срока действия соглашения ещё на пять лет, но при условии, что VR Group инвестирует значительные средства в обновление подвижного состава. По словам главы железнодорожной компании Микаэля Аро, государство, в свою очередь, продолжит поддерживать убыточные пассажирские перевозки.

Узбекистан
Началось строительство линии Ангрен – Пап, которая свяжет Ферганскую долину с остальной частью Узбекистана в обход Таджикистана. Электрифицированную трассу длиной 130 км проложат через Камчикский перевал на высоте более 2 тыс. м над уровнем моря. По предварительным подсчётам, стоимость проекта составит около $2 млрд. Финансирование будет осуществляться за счет средств госбюджета, «Узбекистон темир йуллари» и кредитов международных финансовых институтов. Завершить работы, как заявил глава Узбекистана Ислам Каримов, предполагается в 2016 году.

Армения
Объём инвестпрограммы ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» в 2014 году составит 7,5 млрд драмов (порядка $18,3 млн), что почти на 20% больше, чем заявлено на текущий год. Как пояснил глава компании Виктор Ребец, упор будет сделан на развитие путевого хозяйства и модернизацию систем автоматизации и блокировки. «График инвестиций учитывает, что вложения должны создавать некий запас прочности в объектах», – добавил он. Кроме того, в следующем году компанией должны быть завершены работы по созданию единой сети передачи данных на всех станциях, а также мероприятия по усилению ряда мостов.

Молдавия
Профильное министерство разработало Стратегию развития транспортной инфраструктуры до 2022 года. Её выполнение оценивается в рекордные для Молдавии 2,4 млрд евро. Документом предусмотрено реформирование железнодорожного транспорта, на развитие которого планируется направить примерно 500 млн евро. «Предполагается реорганизовать госпредприятие «Железная дорога Молдовы» (ЖДМ) путём разделения его на три коммерческих подразделения, отвечающие за пассажирские, грузовые перевозки и железнодорожную инфраструктуру», – сообщил глава Минтранса страны Василий Ботнарь. Он уточнил, что, помимо прочего, планируется создать национальную вагонную компанию. Можно добавить, что министр недавно посетил Латвию и крайне положительно оценил результаты реализованной там железнодорожной реформы. В этой связи он попросил у своего коллеги Анрийса Матисса консультационную помощь при подготовке к намеченной реструктури­зации.

Ещё одним важным событием для ЖДМ стало назначение нового главы компании. Им стал Андрей Домашкан, который ранее работал замгендиректора по производству крупнейшего в Приднестровье торгово-промышленного холдинга «Шериф».

Латвия
Госкомпания «Латвийская железная дорога» (LDz) должна выплатить в бюджет дивиденды на сумму 13,9 млн латов (около 20 млн евро), или 82% от чистой прибыли 2012 года. «Многократно просили оставить нам больший процент на развитие, но, несмотря на призывы, государством было принято такое решение», – рассказал глава отдела общественных связей LDz Марис Озолс. Споры о размере дивидендов железнодорожной компании становятся в Латвии уже традиционными. Так, в минувшем году правительство хотело получить в казну 90% прибыли LDz, а компания настаивала на том, чтобы все средства остались в её руках. Полностью власти эту просьбу не удовлетворили, но на уступки всё же пошли: дивиденды составили 27% прибыли, или 1,7 млн латов. Президент LDz Угис Магонис назвал это решение «золотой серединой».

Украина
Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзализныця» получила право устанавливать тарифы со скидкой до 50% на перевозку транзитных грузов. Соответствующий приказ Мининфраструктуры вступил в законную силу. Как считают специалисты ведомства, это обеспечит благоприятные условия для привлечения в страну новых транзитных грузопотоков. По мнению координатора реформы транспортной отрасли Центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Александра Кавы, льготные тарифы, скорее всего, будут применяться для перевозок грузов в морские торговые порты, а также для транзита через территорию Украины в Польшу, где «есть большой запас неиспользуемой пропускной способности».

Эстония
Министерство экономики и коммуникаций Эстонии объявило, что государство не планирует никаких масштабных инвестиций в железнодорожную сферу до 2020 года. В ведомстве это объяснили тем, что все крупные проекты уже выполнены. «Новые поезда появятся на всех линиях в следующем году, все платформы будут реконструированы, а на большинстве железных дорог можно будет ездить со скоростью больше 120 км/ч», – пояснил руководитель отдела развития транспорта министерства Тоомас Хайдак. В перспективе внимание властей будет сосредоточено на улучшении координации транспортных средств, а также на реконструкции отдельных небольших участков пути, где, например, есть ограничения по скорости. В то же время председатель совета Фонда развития Эстонии Райво Варе заметил, что отказ государства инвестировать в железнодорожную инфраструктуру вовсе не означает, что на эти цели не будут привлекаться частные средства.

Абхазия
Капитальный ремонт на участках Абхазской железной дороги Госграница РФ – Сухум и Очамчира – Ткуарчал застрахован на сумму 208,4 млн руб. Как сообщил первый замначальника гос­предприятия «Управление же­лезной дороги» Абхазии Даур Авидзба, договор заключён с ЗАО «Страховая бизнес-группа». В то же время с ремонтом магистрали связан и другой важный для страны вопрос. По подписанному в 2010 году между правительствами России и Абхазии соглашению республике на эти цели был выделен кредит 2 млрд руб. «Ещё не все деньги освоены подрядчиком – РЖД, работы ведутся. Учитывая ситуацию, складывающуюся на железной дороге, и практическое отсутствие грузового потока, я обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой списать кредит.

Уже со следующего года Абхазия должна погасить его часть – а это 300 млн руб.», – рассказал глава республики Александр Анкваб. Впрочем, российской стороной решение по этому поводу пока не принято.

Казахстан
Десяти связанным с государством казахстанским компаниям международное агентство Moody’s подтвердило кредитный рейтинг на уровне «Ваа3», повысив прогноз по нему со «стабильного» на «позитивный». В том числе речь идёт о железнодорожной компании «Казахстан темир жолы» и её «дочке» «Казтемиртранс». Ранее Moody’s улучшило прогноз по суверенным рейтингам Республики Казахстан со «стабильного» до «позитивного» уровня, с чем и связано принятое в отношении госкомпаний решение. «Они имеют сильные связи с правительством и могут пользоваться усиливающейся способностью государства предоставлять финансовую поддержку в случае необходимости», – заявил вице-президент Moody’s Торстен Нестманн.

Киргизия
Правительство Киргизии освободило госпредприятие «Кыргыз темир жолу» (КТЖ) от уплаты 50% чистой прибыли в бюджет по итогам работы за 2013 год. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев. Предполагается, что высвобожденные средства будут в первую очередь направлены на закупку локомотивов. Также, по словам гендиректора КТЖ Аргынбека Малабаева, удастся реализовать и некоторые другие планы по модернизации предприятия. Однако в компании подчёркивают: только за счёт освобождения от данных выплат в бюджет всех проблем не решить. «Для полноценного развития мы должны пройти процедуру акционирования. В частности, это позволило бы вести переговоры с инвесторами напрямую – в настоящее время КТЖ как госструктура лишена этого права», – сообщили в её пресс-службе.

Литва
Центр компетенции при Ассоциации инвесторов Литвы провёл анализ рынка пассажирских перевозок в стране и пришёл к выводу, что путешествия по железной дороге у граждан непопулярны и все до единого маршруты в настоящее время убыточны. В связи с этим автор исследования аналитик центра Вайдотас Рукас заявил, что, по его мнению, есть только два возможных пути дальнейшего развития железнодорожного сектора. Первый – сделать прозрачными финансовые показатели пассажирских перевозок, разделив их полностью с грузовыми и исключив перекрёстное субсидирование. Второй путь более радикальный – полная ликвидация железнодорожного пассажирского транспорта в Литве как экономически неэффективного. При этом Вайдотас Рукас не исключает, что даже если будет принято решение о реализации первого из указанных выше сценариев, то в итоге власти рано или поздно всё же признают необходимость ликвидации железнодорожного пассажирского транспорта. Однако в компании «Литовские железные дороги» заявили, что удивлены цифрами, которыми в своём отчёте оперирует Ассоциация инвесторов. По словам старшего специалиста по связям с общественностью Видмантаса Гудаса, представители центра при проведении исследования не обращались за статистическими данными в железнодорожную администрацию, а представленные публике подсчёты основаны на устаревшей информации.

Белоруссия

Белорусская железная дорога в рамках состоявшегося в сентябре в подмосковной Щербинке IV Международного железнодорожного салона техники и технологий EXPO 1520 вошла в состав некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники». Оно было учреждено в 2007 году в России для содействия реализации технической политики в отрасли железнодорожного машиностроения, создания нового поколения подвижного состава и высокотехнологичной продукции на основе инновационного развития. Сейчас в состав НП входит 159 компаний из России, Украины и Белоруссии.
Единая услуга

Национальные железнодорожные компании России, Казахстана и Белоруссии приступили к созданию Объединённой транспортно-логистической компании

Рубрики: Колея 1520

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru