Этапы взросления
Александр Гайдуков,
Александр Гайдуков,
преподаватель Корпоративного университета ОАО «РЖД»

Этапы взросления

А вы осознанно принимаете управленческие решения?  Анализируете их эффективность? Оцениваете собственный опыт управления? «Пульт управления» разбирался в том, какие факторы влияют на успешность развития уравленческих способностей у руководителей  
Когда человек рождается, уровень его осознанности равен нулю. По мере взросления меняется его тело и развивается сознание. Вмешаться в эти процессы практически невозможно, изменения у всех людей происходят с разной скоростью: у кого-то быстро, а у кого-то медленно.

В комплексном изучении деятельности руководителя ключевую роль играет психология, и понятие «осознание» или «осознанность» занимает центральное место. По мнению профессора доктора психологических наук Андрея Агафонова, развитие осознанности руководителя невозможно без накопления и осмысления опыта. Это конечный результат деятельности сознания.

Одни руководители развиваются и повышают собственный уровень осознанности, другие – плывут по ­течению. В процессе развития осознанности управленческих решений в области мотивации кто-то застревает на ранних этапах взросления – «младенец», «детский сад». Другие доходят до уровня «школьник», особенно продвинутые добираются до ступени «студент», и совсем немногие могут достигнуть уровня «специалист».

Младенец

Про осознанность руководителя можно начинать говорить с момента его назначения на эту должность. На этом этапе взрослого и сформировавшегося как личность человека можно сравнить с младенцем. Ещё вчера он был специалистом, а сегодня возглавил отдел, управление или департамент. В этот период происходит приспособление к новому образу жизни, появляется первый управленческий опыт и зарождаются установки.
Роль руководителя, как и любая другая, не формируется мгновенно. Погружаясь в работу, он считает, что времени на какое-то обучение у него нет, осмысление опыта и тем более его осознание им даже не предполагаются.
На этом этапе любое вмешательство в работу руководителя с целью научить будет восприниматься им как нежелательное, вызывающее дискомфорт.
Для того чтобы перейти на следующий, более взрослый уровень осознанности, необходимо, чтобы предыдущая роль специалиста угасла и сформировались новые управленческие навыки. Это очень важный этап становления, когда закладываются основные ценности и установки, на которые руководитель будет ориентироваться в своём развитии.
Детский сад
Специалист, назначенный на должность руководителя, примерно через год принимает эту роль и начинает движение к следующему уровню осознанности.
На этом этапе он уже знает, как поступить в той или иной ситуации, однако у него ещё нет понимания, насколько принимаемые им решения эффективны. Ему важно сохранить внутреннюю уверенность в себе как в состоявшемся руководителе, поэтому он всячески будет сопротивляться не только оценке своей деятельности кем-то извне, но и своей собственной, внутренней.
При этом у человека есть представление о том, что он должен уметь оказывать влияние на своих подчинённых. Однако эта способность зависит в большей степени от знаний в области мотивации, которых пока ещё нет.
Признанный эксперт в области HR, автор многих статей и книг, посвящённых разным аспектам работы с персоналом, Светлана Иванова считает, что замотивировать можно любого человека, главное – найти его «кнопку». По её мнению, все руководители занимаются мотивированием, просто не все осознают это и поэтому сопротивляются обучению. Только когда человек осознаёт, что инструменты мотивации усиливают его влияние на персонал, он становится их сторонником.
На уровне «детский сад» руководитель свято верит во власть, данную ему должностью, начинает осознавать свои потребности в ней. При этом появляется вариативность в принимаемых решениях.
Школьник
Достичь этого этапа не так просто, как кажется. Многие из руководителей останавливаются на предыдущей ступени. Процесс осмысления управленческой деятельности в этот период характеризуется накопленным опытом, пониманием взаимосвязи полученных результатов от знаний, умения проводить анализ. Появляется первое осознание, что способность влиять на подчинённых может быть усилена за счёт изучения методов мотивирования.
Руководитель начинает систематически анализировать свой опыт, используя для этого знания, полученные в результате самообучения или на управленческом тренинге, других обучающих мероприятиях. И здесь сталкивается с многочисленными трудностями, которые должен преодолеть. В частности, необходимо внутренне признать свои ошибки, которые раньше не осознавал, систематизировать их. Затем разработать план, как их исправить, составить новый распорядок дня, в котором выделить время для собственного развития. Также потребуется принятие новых ограничений и установок, регламентирующих поведение.
Развитие осознанности руководителя в области мотивации происходит, если он вырабатывает навык анализа полученного управленческого опыта. Зачастую появляются любимые мотивационные инструменты, а затем и порыв попробовать что-то новое.
Желание и умение анализировать свой опыт – характерная черта «школьника», поэтому этот уровень преодолевают не все.
Однако если такой шаг сделан, у руководителя появляется ощущение собственной компетентности, он осознаёт, что мотивационные инструменты действительно работают, видит зону своего роста. Негативный результат, напротив, способен остановить развитие руководителя, создать ещё один барьер на пути повышения осознанности, с которым придётся дальше работать.
Студент, специалист – самоактуализирующиеся личности
Уровень «студента» определяется формированием способности правильно использовать все полученные ранее знания из области мотивации, что означает:
– адекватно оценивать подчи­нённых;
– выбирать оптимальные инструменты мотивирования;
– грамотно использовать выбранные инструменты.
На данном этапе руководитель уже глубоко осознаёт свой управленческий стиль и степень своей компетентности.
Дальнейшее развитие осознанности повысит понимание собственных сильных и слабых сторон, позволит отказаться от многих установок и ограничений, принятых ранее, упростит и улучшит понимание действий подчинённых.
Специалист
Этот уровень древние греки называли «акме», что означает состояние личности, которое характеризуется зрелостью её развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве.
«Специалист» успешно разрешает конфликт между неуспокоенностью и стагнацией, умеет выбрать наиболее оптимальный вариант решения проблемы, не отвлекаясь на сантименты. Это руководитель, который не просто стремится достичь, а уже достиг высот в своём деле или же близок к этому.
Из всех представителей животного мира только человек способен к перезагрузке, то есть смене устаревших установок, отказу от неэффективного опыта. И это уже не прихоть и даже не требование, а реальность нашего времени.
Мы живём в век непрерывных изменений, когда программы обучения могут устаревать уже в момент их создания, накопленный годами опыт для многих руководителей является балластом, а не эффективным ресурсом, и нужно постоянно бежать, чтобы остаться хотя бы на месте.
Высокая осознанность руководителя позволит ему сохранить стабильность, так как он будет ясно понимать происходящее, уметь выделять основное в наблюдаемых вокруг изменениях, отметать всё незначительное и несвоевременное, акцентируя внимание на самом главном.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru