Тайны следствия
Вячеслав Шумский
Вячеслав Шумский
доцент кафедры «Безопасность движения, экология и охрана труда» Российской академии путей сообщения

Тайны следствия

От изучения причин ЧП зависит не только судьба пострадавшего, но и вероятность повторения трагических событий
Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве имеет очень важное значение для предотвращения их в дальнейшем. Согласно 210-й статье Трудового кодекса РФ, надлежащее расследование несчастных случаев на производстве является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. При этом порядок расследования и учёта таких происшествий определён нормами Трудового кодекса (статьи 227–231) и постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Это базовые документы.

Необходимые уточнения

В целом для расследования несчастных случаев их вполне достаточно. Однако, учитывая специфику отрасли, во все времена правительством страны утверждался отдельный порядок расследования несчастных случаев на железнодорожном транспорте.

Для разработки нового «Положения об особенностях организации расследования несчастных случаев на производстве» в ОАО «РЖД» существовали веские причины. Помимо изменений, связанных с формированием вертикально интегрированного холдинга, необходимо было уточнить применение действующих в настоящее время документов. Проблема в том, что нормативная база по расследованию несчастных случаев уже далеко не всегда соответствует современным требованиям.

В первую очередь устарело само постановление Минтруда от 2002 года. За последнее десятилетие всё настолько сильно изменилось, что данный документ не стыкуется по ряду позиций даже с действующей редакцией Трудового кодекса РФ.

Так, по постановлению № 73 должен составляться акт о расследовании всех несчастных случаев с тяжёлыми последствиями. А согласно Трудовому кодексу РФ акт составляется, только когда случай квалифицирован как не связанный с производством. При этом в прокуратуру должен направляться экземпляр акта о расследовании вместе с копией акта о несчастном случае на производстве (Форма Н-1).

Дистанционное расположение предприятий, большие расстояния, разные субъекты Федерации, круглосуточная работа в зоне повышенной опасности и другие условия определяют отраслевую специфику расследования несчастных случаев. В остальных сферах (кроме разве что водного транспорта – там схожие условия) особый подход не требуется, там хватает Трудового кодекса и базового положения, зафиксированного постановлением № 73 Минтруда.

Новое Положение ОАО «РЖД», согласованное с Федеральной службой по труду и занятости и рекомендованное к применению на железнодорожном транспорте, позволяет получить ответы на ряд ключевых для отрасли вопросов в данной сфере. Проще говоря, в данном Положении прописаны нюансы, которые в законодательстве отражены, но при этом не регламентированы. Таким образом, этот документ не противоречит установленным нормам, а уточняет их применительно к отрасли, разъясняет отдельные моменты. Например, как действовать при исчезновении работника, при переходе несчастного случая в категорию тяжёлых или со смертельным исходом, а также при расследовании случаев в результате нарушений Правил технической эксплуатации железных дорог или дорожно-транспортных происшествий.

Кроме того, конкретизированы действия руководителей структурных подразделений при информировании о происшедших несчастных случаях. Разъяснён порядок проведения осмотров места происшествия и опросов причастных лиц с оформлением соответствующих протоколов и иных надлежащих материалов расследования. Установлены формы взаимодействия руководителей разных организаций, участвующих в перевозочном процессе, а также при эксплуатации и ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД».

Утверждённое Положение также определяет порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов внутри структуры компании и с внешними субъектами, в том числе находящимися в других странах СНГ, но участвующими в едином перевозочном процессе.

Кроме того, систематизирован порядок формирования комиссии по расследованию и выезда соответствующих руководителей отрасли на место происшествия и порядок рассмотрения результатов расследования.

Так, комиссию по расследованию формирует работодатель пострадавшего (руководитель структурного подразделения «ОАО «РЖД»). Но в составе её должны быть представители от каждой организации, которая имеет отношение к происшедшему событию, – только так можно гарантировать объективность расследования. При этом состав комиссии по расследованию будет на два-три члена больше обычного, что допускается 229-й статьёй Трудового кодекса РФ. Для обеспечения взаимодействия в состав комиссии включается заместитель главного инженера дороги по территориальному управлению, а при нарушениях Правил технической эксплуатации – представитель аппарата дорожного ревизора по безопасности движения.

Чрезвычайный план

По закону расследование ЧП представляет собой сложную систему мероприятий. В установленные сроки (15 дней при тяжёлых случаях) нужно выполнить ряд обязательных действий. К ним добавляются специ­фические процедуры отрасли.

На каждом этапе должно проводиться углублённое исследование с фактическим подтверждением обстоятельств и условий возникновения происшедшего события. Необходимо установить объективные причины, вызвавшие ЧП; определить круг лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов в области как охраны труда, дисциплины труда, так и ПТЭ железных дорог; обосновать наличие либо отсутствие грубой неосторожности пострадавшего, способствовавшей возникновению или увеличению вреда, причинённого его здоровью, и определить степень его вины; квалифицировать событие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством, и, наконец, разработать эффективные и реальные мероприятия по предупреждению аналогичных происшествий при надлежащем оформлении материалов.

И это ещё далеко не всё, что надо учесть, уложившись в установленный срок. Иной подход может привести к необъективности и оспариванию принятых решений как со стороны пострадавших (или их родственников), так и руководителей производств, профсоюзных организаций, а также исполнительных органов страховщика.

Пострадавший имеет право

Нарушения законодательства в ходе расследования регулярно приводят к оспариванию их результатов, в том числе в судебном порядке.

Жалуются работники тогда, когда ущемляются их права. Со стороны комиссии по расследованию возможны ненадлежащая квалификация несчастных случаев, необоснованное наказание пострадавших, некорректное оформление материалов расследования, неразъяснение пострадавшему или его родственникам их прав при несчастном случае на производстве или отказе работодателя от проведения расследования несчастного случая.

Претензии возникают, как правило, если пострадавший и его родственники остаются без средств к существованию, а также когда им не разъясняют установленные права, какие документы нужны, какие материалы требуется собрать и т.п. Кроме того, у пострадавшего есть обязательные права, которые должны соблюдаться в ходе расследования.

Так, он имеет право на получение помощи при несчастном случае, доставку в лечебное учреждение и информирование его родственников о случившемся. Работник и его родные имеют право на личное участие в расследовании. Если нетрудоспособность работника вследствие полученных травм наступила не сразу, он также имеет право на дополнительное расследование. Пострадавший также может ознакомиться с результатами расследования, получить акт о несчастном случае и защиту, если будет устанавливаться его вина. Несомненно, он имеет право на все разъяснения о том, как он получит компенсацию за причинённый здоровью вред, и на возмещение морального вреда. Помимо всего прочего, он может обжаловать решение комиссии по расследованию. В какой бы отрасли ни происходило расследование, эти права должны соблюдаться.

Нарушение и наказание


Статьёй 229.2 Трудового кодекса РФ установлено требование: «Если при расследовании несчастного случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причинённого его здоровью, то с учётом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации комиссия устанавливает степень вины застрахованного в процентах». При этом не указана процедура реализации этого требования: как взаимодействовать с профкомом, как действовать при разногласиях, когда нет профкома или когда пострадавший не член профсоюза и так далее. Допущенные членами комиссии и профкомом организации ошибки и нарушения требований Трудового кодекса РФ приводят к необоснованным снижениям страховых выплат пострадавшему, фактически к его пожизненному наказанию и, соответственно, к обжалованию принятых решений.

Это решение принимается членами комиссии на основании решения профкома до окончания 15-дневного срока расследования, когда пострадавший может быть ещё в лечебном учреждении.

Отдельные руководители считают, что если не наказать пострадавшего за полученное им повреждение здоровья (речь идёт о несчастных случаях с тяжёлыми последствиями, когда назначаются страховые выплаты), то может быть наказан иной руководитель организации, допустивший нарушения, явившиеся причинами происшествия. Указанное мнение ошибочно, так как речь о наказании пострадавшего принимается уже после окончания расследования, когда установлены все причины и виновные лица, и задача членов комиссии определить, является ли ­допущенное пострадавшим нарушение грубой неосторожностью. Далее с учётом упомянутого заключения профкома (его согласия с грубой неосторожностью) необходимо принять решение о степени его вины в процентах, о чём внести запись в акт формы Н-1, ознакомить пострадавшего и направить стра­ховщику.

При надлежащем выполнении установленных законодательством требований должны быть выявлены все причины несчастного случая и лица, ответственные за допущенные нарушения, а также выработаны реальные мероприятия, направленные на предотвращение подобных происшествий.

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100