События одной колеи

События одной колеи

Железнодорожники «пространства 1520» продолжают реформировать отрасль и
строить новые дороги
За 2012 год на железных дорогах стран постсоветского пространства произошло немало изменений. Общие тенденции: попытки улучшить инфраструктуру, реструктуризировать бизнес железнодорожных компаний, а также обновить их топ-менеджмент.

Эстония

Главным событием стала реструктуризация концерна AS Eesti Raudtee (ER). Вместо трёх акционерных обществ – головного ER и двух его 100-процентных «дочек»: инфраструктурной AS EVR Infra и грузовой AS EVR Cargo – остались два. Это само ER (за ним закрепилась функция управления инфраструктурой) и AS EVR Cargo. Председателем правления ER, а по сути главным железнодорожником Эстонии, стал финансист Ахти Асманн, возглавлявший до этого украинское подразделение банка SEB. А прежний руководитель ER Кайдо Симмерманн назначен главным инженером в государственном железнодорожном концерне Латвии Latvijas dzelzcels (LDz).

Латвия

Вышеупомянутый LDz в течение года активно обновлял латвийский участок железной дороги Rail Baltica I (Таллин – Рига – Вильнюс – Варшава), производя капремонт инфраструктуры на участках Елгава – Мейтене и Инчукалнс – Сигулда. Также компания вела строительство второго пути на участке Скривери – Крустпилс, который расположен в наиболее загруженном железнодорожном коридоре Латвии. Здесь ощущается нехватка пропускной способности. Вторая колея должна обеспечить равномерный грузопоток к Рижскому порту и более эффективное использование транзитного коридора «Восток – Запад». Стоимость проекта, который планируется завершить в этом году, – более 93,4 млн евро. 70% суммы предоставляет Фонд выравнивания ЕС, 30% – LDz.

Литва

Литовская национальная железнодорожная компания Lietuvos Gelezinkeliai (LG) в прошлом году решила обновить свой пассажирский парк, для чего закупила у польского предприятия Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszczтри три двухвагонных дизельных поезда.
Технику поставят сначала на линию Вильнюс – Минск, а после её электрификации, которая должна быть закончена в 2015 году, – переместят на маршрут Вильнюс – Клайпеда. Кроме того, LG объявила о планах закупить 6 новых двухэтажных электропоездов чешской Skoda. На сегодня в её парке уже есть четыре таких поезда.
Ещё LG, а также Литовская национальная ассоциация экспедиторов «ЛИНЕКА» и Ассоциация экспедиторов России подписали весной минувшего года меморандум, по которому была достигнута договорённость о развитии железнодорожных перевозок между Россией, Литвой и Западной Европой.

Белоруссия

У Белорусской железной дороги (БЖД) сменилось руководство. Прежний её глава Анатолий Сивак назначен министром транспорта и коммуникаций страны. А его место в БЖД занял Владимир Морозов, ранее – начальник Могилёвского отделения. Ещё БЖД, чьи сотрудники отличаются изобретательностью, за год внедрила более тысячи рационализаторских предложений, что дало экономический эффект в 13,3 млрд белорусских рублей ($1,5 млн). Новые решения направлены на обеспечение безопасности движения, рациональное использование трудовых, топливно-энергетических и материальных ресурсов, совершенствование ремонта и эксплуатации тяги. А в ноябре БЖД провела на внутренних направлениях «табачный» эксперимент. В некоторых поездах появились вагоны «для курящих» и для «некурящих». Впрочем, закончилось всё тем, что теперь курить можно лишь в международных поездах.

Украина

«Укрзализныця» (УЗ) продолжала с переменным успехом реформироваться, а также активно развивала инфраструктуру – причём на собственные средства, потратив 645 млн грн ($79,4 млн). Так, на Приднепровской дороге на основных крымских направлениях проводился капитальный и средний ремонт пути. А на Львовской продолжилось проектирование тоннеля Бескид – Скотарское. Кроме того, по приказу Мининфраструктуры создана «Украинская железнодорожная скоростная компания», которая теперь отвечает за эксплуатацию поездов Skoda и Hyundai. Кстати, они наделали немало шума: почти сразу после начала эксплуатации начали ломаться и опаздывать. А с наступлением зимы и вовсе выходить из строя: останавливались во время пути, а то и просто не могли тронуться с вокзалов.

Молдавия

Госпредприятие «Железная дорога Молдовы» (ЖДМ) в 2012 году продолжало накапливать убытки. Как итог, часть персонала отправилась в отпуск. Прозвучали и заявления о планах сократить штат, причём сразу на 50%. Молдавский Минтранс начал переговоры с ЕБРР о кредите на 25 млн евро, часть которого планируется направить на преобразование ЖДМ в акционерное общество. Предполагается, что в госсобственности останется инфраструктура, а некоторые услуги предприятия подлежат либерализации. Но государство отмечает, что персонал сокращать все же придётся.

Грузия

Так и не попав на иностранную фондовую биржу, 74,5% акций «Грузинской железной дороги» (ГЖД) были переданы правительством государственному АО «Партнёрский фонд», у которого на тот момент уже был 25,5-процентный пакет ГЖД. Следующей новостью года стала добровольная отставка гендиректора и председателя совета директоров компании Ираклия Эзугбая, который заявил, что на железной дороге своё отработал и намерен перейти в другую профессиональную область. Его место пока вакантно. Обязанности гендиректора ГЖД выполняет Олег Бичиашвили, который был назначен «Партнёрским фондом» на должность первого замглавы компании.

Армения

В начале прошлого года у ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД, «дочка» ОАО «РЖД») сменилось руководство. Компанию возглавил Виктор Ребец, ранее бывший начальником Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД». Прежний глава ЮКЖД Шевкет Шайдуллин возглавил Куйбышевскую дорогу. Ещё одним важным событием года стало 14-е заседание Межправкомиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Арменией. В его рамках подписан протокол, предусматривающий строительство железнодорожной линии Ванадзор – Фиолетово, которая сократила бы расстояние из Еревана до грузинской границы с 308 до 220 км. А в случае разблокирования границ с Турцией и Азербайджаном эта ветка стала бы ближайшим путём между ними.

Азербайджан

Эта страна за 2012 год инвестировала в развитие железных дорог 163,8 млн манатов ($208,9 млн). Из них 1,6 млн манатов ($2 млн) составили собственные средства ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД). Отремонтировано 132,4 км линий, 25 электрических и дизельных локомотивов, 729 пассажирских вагонов, 3,603 тыс. грузовых вагонов и 630 контейнеров. Кроме того, в рамках контракта АЖД с литовским предприятием STREFA в Азербайджан поступили девять электровозов серии VL-10.

Узбекистан

Государственно-акционерная компания «Узбекистон темир йуллари» (УТЙ) начала модернизацию литейного производства. Подписан контракт с эстонской фирмой Skinest Rail стоимостью $54,4 млн на поставку оборудования «под ключ» для литейного цеха «дочки» УТЙ – «Литейно-механического завода». Проект предусматривает организацию выпуска стального, чугунного и цветного литья мощностью 25 тыс. тонн в год. Это позволит увеличить объёмы строительства и ремонта грузовых вагонов, наладить производство крупнотоннажных контейнеров.

Кроме того, по маршруту Ташкент – Самарканд был пущен второй высокоскоростной электропоезд Afrosiyob, изготовленный испанской компанией Patentes Talgo.

Туркмения

Глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов осенью прошлого года принял решение о расторжении контракта с иранской компанией Pars Energy на строительство железной дороги Берекет – Этрек (туркменского участка магистрали «Север – Юг»). Контракт с иранцами был заключён в 2010 году. По нему строительство дороги протяжённостью 256,5 км должно было завершиться ещё в декабре 2011 года. Но Pars Energy оказалась не в состоянии её достроить. Теперь Туркменистан сделает это своими силами. Общая стоимость железной дороги Берекет – Этрек оценивается в $696 млн.

Киргизия

Варианты строительства (а также источники финансирования) железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан в прошлом году обсуждались не менее активно, чем в предыдущие годы. Параллельно китайская сторона разрабатывала ТЭО магистрали, которое пообещало передать киргизской стороне в I квартале 2013 года. Между тем Счётная палата Киргизии выявила ряд нарушений в госпредприятии «НК «Кыргыз темир жолу». В ходе аудиторской проверки было установлено: из-за того, что киргизские железнодорожники пренебрегали постановлением правительства об отчислении не менее 50% своей прибыли в госказну, в 2010–2011 годах бюджет республики недополучил более $3 млн.

Таджикистан

Государственное унитарное предприятие «Таджикская железная дорога» (ТЖД) ­нашло инвестора для строительства восьми мостов и тоннеля в рамках проектируемой магистрали Душанбе – Курган-Тюбе, которая должна соединить центральную часть страны с южной Хатлонской областью. Соответствующая договорённость достигнута с Экспортно-импортным банком Китая. Кроме того, с начала 2012 года ТЖД закупило почти 200 вагонов украинского производства. Парк пассажирских вагонов и локомотивный также ­пополнены, но незначительно.

Казахстан

В начале минувшего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил начать строительство двух новых внутриреспубликанских железнодорожных линий: Жезказган – Бейнеу (988 км) и Аркалык – Шубарколь (214 км). Оператором проектов стало АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ). В 2016 году планируется завершить строительство. А в конце 2012 года Министерство транспорта и коммуникаций республики направило в парламент пакет поправок в действующее законодательство, которые предполагают реорганизацию КТЖ путём разделения его деятельности по оказанию услуг магистральной железнодорожной сети от потенциально конкурентной перевозочной деятельности.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры
Логан Дэйв, Кинг Джон
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
Делай как коуч
Ольга Рыбина, Юрий Мурадян
«Делай как коуч». Издательство «Академия «Пять призм» 2023 год
Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru