События одной колеи

События одной колеи

Железнодорожники «пространства 1520» продолжают реформировать отрасль и
строить новые дороги
За 2012 год на железных дорогах стран постсоветского пространства произошло немало изменений. Общие тенденции: попытки улучшить инфраструктуру, реструктуризировать бизнес железнодорожных компаний, а также обновить их топ-менеджмент.

Эстония

Главным событием стала реструктуризация концерна AS Eesti Raudtee (ER). Вместо трёх акционерных обществ – головного ER и двух его 100-процентных «дочек»: инфраструктурной AS EVR Infra и грузовой AS EVR Cargo – остались два. Это само ER (за ним закрепилась функция управления инфраструктурой) и AS EVR Cargo. Председателем правления ER, а по сути главным железнодорожником Эстонии, стал финансист Ахти Асманн, возглавлявший до этого украинское подразделение банка SEB. А прежний руководитель ER Кайдо Симмерманн назначен главным инженером в государственном железнодорожном концерне Латвии Latvijas dzelzcels (LDz).

Латвия

Вышеупомянутый LDz в течение года активно обновлял латвийский участок железной дороги Rail Baltica I (Таллин – Рига – Вильнюс – Варшава), производя капремонт инфраструктуры на участках Елгава – Мейтене и Инчукалнс – Сигулда. Также компания вела строительство второго пути на участке Скривери – Крустпилс, который расположен в наиболее загруженном железнодорожном коридоре Латвии. Здесь ощущается нехватка пропускной способности. Вторая колея должна обеспечить равномерный грузопоток к Рижскому порту и более эффективное использование транзитного коридора «Восток – Запад». Стоимость проекта, который планируется завершить в этом году, – более 93,4 млн евро. 70% суммы предоставляет Фонд выравнивания ЕС, 30% – LDz.

Литва

Литовская национальная железнодорожная компания Lietuvos Gelezinkeliai (LG) в прошлом году решила обновить свой пассажирский парк, для чего закупила у польского предприятия Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszczтри три двухвагонных дизельных поезда.
Технику поставят сначала на линию Вильнюс – Минск, а после её электрификации, которая должна быть закончена в 2015 году, – переместят на маршрут Вильнюс – Клайпеда. Кроме того, LG объявила о планах закупить 6 новых двухэтажных электропоездов чешской Skoda. На сегодня в её парке уже есть четыре таких поезда.
Ещё LG, а также Литовская национальная ассоциация экспедиторов «ЛИНЕКА» и Ассоциация экспедиторов России подписали весной минувшего года меморандум, по которому была достигнута договорённость о развитии железнодорожных перевозок между Россией, Литвой и Западной Европой.

Белоруссия

У Белорусской железной дороги (БЖД) сменилось руководство. Прежний её глава Анатолий Сивак назначен министром транспорта и коммуникаций страны. А его место в БЖД занял Владимир Морозов, ранее – начальник Могилёвского отделения. Ещё БЖД, чьи сотрудники отличаются изобретательностью, за год внедрила более тысячи рационализаторских предложений, что дало экономический эффект в 13,3 млрд белорусских рублей ($1,5 млн). Новые решения направлены на обеспечение безопасности движения, рациональное использование трудовых, топливно-энергетических и материальных ресурсов, совершенствование ремонта и эксплуатации тяги. А в ноябре БЖД провела на внутренних направлениях «табачный» эксперимент. В некоторых поездах появились вагоны «для курящих» и для «некурящих». Впрочем, закончилось всё тем, что теперь курить можно лишь в международных поездах.

Украина

«Укрзализныця» (УЗ) продолжала с переменным успехом реформироваться, а также активно развивала инфраструктуру – причём на собственные средства, потратив 645 млн грн ($79,4 млн). Так, на Приднепровской дороге на основных крымских направлениях проводился капитальный и средний ремонт пути. А на Львовской продолжилось проектирование тоннеля Бескид – Скотарское. Кроме того, по приказу Мининфраструктуры создана «Украинская железнодорожная скоростная компания», которая теперь отвечает за эксплуатацию поездов Skoda и Hyundai. Кстати, они наделали немало шума: почти сразу после начала эксплуатации начали ломаться и опаздывать. А с наступлением зимы и вовсе выходить из строя: останавливались во время пути, а то и просто не могли тронуться с вокзалов.

Молдавия

Госпредприятие «Железная дорога Молдовы» (ЖДМ) в 2012 году продолжало накапливать убытки. Как итог, часть персонала отправилась в отпуск. Прозвучали и заявления о планах сократить штат, причём сразу на 50%. Молдавский Минтранс начал переговоры с ЕБРР о кредите на 25 млн евро, часть которого планируется направить на преобразование ЖДМ в акционерное общество. Предполагается, что в госсобственности останется инфраструктура, а некоторые услуги предприятия подлежат либерализации. Но государство отмечает, что персонал сокращать все же придётся.

Грузия

Так и не попав на иностранную фондовую биржу, 74,5% акций «Грузинской железной дороги» (ГЖД) были переданы правительством государственному АО «Партнёрский фонд», у которого на тот момент уже был 25,5-процентный пакет ГЖД. Следующей новостью года стала добровольная отставка гендиректора и председателя совета директоров компании Ираклия Эзугбая, который заявил, что на железной дороге своё отработал и намерен перейти в другую профессиональную область. Его место пока вакантно. Обязанности гендиректора ГЖД выполняет Олег Бичиашвили, который был назначен «Партнёрским фондом» на должность первого замглавы компании.

Армения

В начале прошлого года у ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД, «дочка» ОАО «РЖД») сменилось руководство. Компанию возглавил Виктор Ребец, ранее бывший начальником Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД». Прежний глава ЮКЖД Шевкет Шайдуллин возглавил Куйбышевскую дорогу. Ещё одним важным событием года стало 14-е заседание Межправкомиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Арменией. В его рамках подписан протокол, предусматривающий строительство железнодорожной линии Ванадзор – Фиолетово, которая сократила бы расстояние из Еревана до грузинской границы с 308 до 220 км. А в случае разблокирования границ с Турцией и Азербайджаном эта ветка стала бы ближайшим путём между ними.

Азербайджан

Эта страна за 2012 год инвестировала в развитие железных дорог 163,8 млн манатов ($208,9 млн). Из них 1,6 млн манатов ($2 млн) составили собственные средства ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД). Отремонтировано 132,4 км линий, 25 электрических и дизельных локомотивов, 729 пассажирских вагонов, 3,603 тыс. грузовых вагонов и 630 контейнеров. Кроме того, в рамках контракта АЖД с литовским предприятием STREFA в Азербайджан поступили девять электровозов серии VL-10.

Узбекистан

Государственно-акционерная компания «Узбекистон темир йуллари» (УТЙ) начала модернизацию литейного производства. Подписан контракт с эстонской фирмой Skinest Rail стоимостью $54,4 млн на поставку оборудования «под ключ» для литейного цеха «дочки» УТЙ – «Литейно-механического завода». Проект предусматривает организацию выпуска стального, чугунного и цветного литья мощностью 25 тыс. тонн в год. Это позволит увеличить объёмы строительства и ремонта грузовых вагонов, наладить производство крупнотоннажных контейнеров.

Кроме того, по маршруту Ташкент – Самарканд был пущен второй высокоскоростной электропоезд Afrosiyob, изготовленный испанской компанией Patentes Talgo.

Туркмения

Глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов осенью прошлого года принял решение о расторжении контракта с иранской компанией Pars Energy на строительство железной дороги Берекет – Этрек (туркменского участка магистрали «Север – Юг»). Контракт с иранцами был заключён в 2010 году. По нему строительство дороги протяжённостью 256,5 км должно было завершиться ещё в декабре 2011 года. Но Pars Energy оказалась не в состоянии её достроить. Теперь Туркменистан сделает это своими силами. Общая стоимость железной дороги Берекет – Этрек оценивается в $696 млн.

Киргизия

Варианты строительства (а также источники финансирования) железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан в прошлом году обсуждались не менее активно, чем в предыдущие годы. Параллельно китайская сторона разрабатывала ТЭО магистрали, которое пообещало передать киргизской стороне в I квартале 2013 года. Между тем Счётная палата Киргизии выявила ряд нарушений в госпредприятии «НК «Кыргыз темир жолу». В ходе аудиторской проверки было установлено: из-за того, что киргизские железнодорожники пренебрегали постановлением правительства об отчислении не менее 50% своей прибыли в госказну, в 2010–2011 годах бюджет республики недополучил более $3 млн.

Таджикистан

Государственное унитарное предприятие «Таджикская железная дорога» (ТЖД) ­нашло инвестора для строительства восьми мостов и тоннеля в рамках проектируемой магистрали Душанбе – Курган-Тюбе, которая должна соединить центральную часть страны с южной Хатлонской областью. Соответствующая договорённость достигнута с Экспортно-импортным банком Китая. Кроме того, с начала 2012 года ТЖД закупило почти 200 вагонов украинского производства. Парк пассажирских вагонов и локомотивный также ­пополнены, но незначительно.

Казахстан

В начале минувшего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил начать строительство двух новых внутриреспубликанских железнодорожных линий: Жезказган – Бейнеу (988 км) и Аркалык – Шубарколь (214 км). Оператором проектов стало АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ). В 2016 году планируется завершить строительство. А в конце 2012 года Министерство транспорта и коммуникаций республики направило в парламент пакет поправок в действующее законодательство, которые предполагают реорганизацию КТЖ путём разделения его деятельности по оказанию услуг магистральной железнодорожной сети от потенциально конкурентной перевозочной деятельности.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100