Поздравительный адрес
Елена Игнатьева
Елена Игнатьева
бизнес-консультант по вопросам имиджа и этикета ISPEP

Поздравительный адрес

Накануне Нового года у каждого возникает вопрос, что, кому и как дарить.
«Пульт управления» попытался разобраться в особенностях «подарочного» этикета
Подарки – это отличный способ выразить глубокое уважение к коллеге и продемонстрировать готовность сотрудничать в дальнейшем. Особенно большое значение им придают представители восточных и азиатских стран.
По правилам делового этикета во время первой встречи презенты преподносят представители принимающей стороны. На последующих дарить что-либо уже необязательно. Необходимо помнить, что подарки преподносятся строго по рангам. Если вы вдруг подарите одинаковые сувениры руководителю компании и рядовому сотруднику, то вам просто повезёт, если такой поступок будет расценён как незнание делового этикета, а не как оскорбление. Крайне остро переживают нарушение субординации японцы, корейцы, китайцы и представители других азиатских стран.
К деловому подарку предъявляются особые требования. Необходимо, чтобы он напоминал о вас как о деловом партнёре, подчёркивал характер отношений и не противоречил интерьеру офиса. Например, уместно преподнести подарок с ярким национальным колоритом – подобные вещи многие компании выставляют в специальных витринах для демонстрации своих широких международных связей.
Важный аспект – стоимость презента. Если между партнёрами установились обычные деловые отношения, то он не должен быть дороже  $100, иначе это будет выглядеть как подкуп и намекать на то, что у  вас не совсем чистые помыслы или же вы пытаетесь оказать давление.
Во многих странах законодательство запрещает официальным и должностным лицам принимать дорогие подарки от деловых партнёров. Это может быть воспринято в качестве взятки, прессинга или компенсации за потраченное время.
Наиболее приемлемы небольшие сувениры по окончании переговоров и регулярные  поздравления с общепризнанными и национальными праздниками.
В российском законодательстве ­стоимость подарков также регулируется. По Гражданскому кодексу взяткой будут считаться презенты дороже 3 тыс. руб. должностным лицам всех рангов, муниципальным чиновникам, госслужащим или служащим Банка России. Однако запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями.
Самый выигрышный подарок для зарубежных партнёров – цветы. Но и здесь не всё так просто: в деловом этикете существуют правила и для составления букета. Совсем неважно, кому он предназначен, женщине или мужчине. Главное, чтобы в букете преобладали тёмные оттенки, например бордовые розы, красные гвоздики, тёмные гладиолусы или фиолетовые ирисы.  
В любом случае цветы должны быть упакованы согласно моде. Дурным тоном считается фольгированная, вышедшая из моды лет десять назад бумага. Выбор креповой бумаги также будет неверным и безвкусным. То же самое можно сказать о полиэстеровых лентах. Стильной считается упаковка из рисовой бумаги и ленты из натурального волокна в модных розовых, серых, коричневатых тонах. Красная и золотая бумага больше подходит к Рождеству и Новому году.
В каждой стране свои правила и традиции, поэтому вы поступите правильно, если ещё до приезда иностранных гостей или до вашей поездки за рубеж познакомитесь с её историей и обычаями.   
Например, в Японии число 4 связано со смертью, следовательно, японцам ни в коем случае нельзя дарить подарок из четырёх предметов. В Китае служащим вообще запрещено законом принимать персональные презенты, поэтому нужно помнить, что вручаемые сувениры дарятся всему коллективу или предприятию. Также китайцами не будут по достоинству оценены преподнесённые часы, так как они напоминают о скоротечности жизни. Имеет значение и ритуал: при вручении подарок нужно держать обеими руками, слегка наклонившись вперёд.  
В Германии вызовет недоумение подаренный букет из жёлтых и белых цветов, потому что для немцев они означают траур. А вот их число, в отличие от наших традиций, должно быть чётным. Вообще деловые подарки в этой стране не особенно распространены. Но если вы всё же хотите сделать презент, то он должен быть связан со сферой вашей деятельности и представлять то, что вы производите или чем торгуете.
Итальянцы вручение подарков не считают обязательным, но будут благодарны за фирменную ручку, портмоне или офисные принадлежности.
С французскими партнёрами в первую встречу не следует обмениваться подарками. Можно преподнести в качестве сувенира вещь с национальным колоритом – брошь из Палеха или керамику из Гжели. Традиционные матрёшки и самовары почти наверняка есть у каждого иностранца, побывавшего в России.
Деловому партнёру из Испании дорогих подарков дарить не следует – это его насторожит. Уместен будет лишь презент в виде зажигалки, календаря с логотипом компании, ручки. Такое же отношение и в США. В этой стране по закону политикам и бизнесменам запрещено принимать сувениры дороже $20.
Однако все деловые партнёры из Европы будут вам очень признательны за билет в театр. Не следует дарить никакие предметы гардероба, кроме галстуков или женских шёлковых платков с логотипом фирмы. Так как колющие предметы в большинстве стран предрекают неприятности, то значков на длинных булавках, а также перочинных ножей лучше избегать.
Чтобы не растеряться во всём многообразии нюансов, помогут несколько советов.  
Подарки, украшенные гравировкой, монограммой или эмблемой компании, выглядят более презентабельно и носят персонализированный характер. Они подчёркивают ваше уважительное отношение к партнёрам. Стоимость такого подарка может быть выше $100, но нанесение на него гравировки или именной сертификат автоматически переводят его в статус официального презента на уровне «компания – компании». Такие сувениры должны оставаться в стенах офиса, и если их унести домой, они могут быть причислены к взятке должностному лицу.
В деловой сфере принято использовать в качестве подарков следующие вещи с нанесением корпоративной символики:
– записные книжки;
– ежедневники;
– деловые календари;
– авторучки;
– пепельницы;
– значки (в наборе);
– брелки для ключей;
– зажигалки и другие предметы, используемые в основном на рабочем месте;
– кондитерские изделия, конфеты, шоколад, чай, кофе;
– компьютерные гаджеты, стоимость которых не превышает $100;
– картины, эстампы (в этом случае на раму картины следует ­добавить шильд с гравировкой, кому и от кого преподносится подарок);
– оригинальные подарки, отра­жающие сферу деятельности ком­пании;
– фруктовые и цветочные корзины;
– подарочные сертификаты.

Есть свои особенности и в ранжировании подарков. Их может делать:
– сотрудник – сотруднику,
– коллеги – сотруднику,
– сотрудники – руководителю (один сотрудник не должен дарить индивидуальный подарок своему руководителю),
– руководитель – секретарю,
– фирма – сотрудникам,
– фирма – фирме.
В современной деловой практике принято дарить подарки по случаю:
– юбилейной даты в деловой жизни сотрудника;
– юбилейной и других значительных дат в жизни фирмы;
– государственных праздников;
– общемировых праздников (Новый год, Рождество и пр.);
– личных праздников в жизни сотрудника (свадьба, новоселье, получение диплома);
– деловой встречи с зарубежными партнёрами (в этом случае первыми подарки преподносят представители принимающей фирмы).
Каким бы ни был подарок, дорогим или не очень, его обязательно нужно упаковать в коробку, которую желательно обернуть красивой бумагой и обвязать лентой.
Вручение презента сопровождается поздравительными или благодарственными словами. Подарок (исключая небольшие предметы, например календарь), как правило, подают обеими руками и с лёгким поклоном, что является выражением почтения к деловому партнёру.  Подарок принято принимать тоже обеими руками.
При церемонии вручения коллективного подарка необходимо выразить признательность, обратившись одновременно ко всем: «Дорогие друзья, коллеги!», «Мои дорогие!» (менее официально); а в адрес ­руководителя – «Уважаемый ­господин».
При этом сделать общие поклоны: прямо перед собой, направо, налево – с учётом того, как расположились присутствующие. Если это в «кругу», пожать двоим-троим руки, а остальным поклониться.
Список подарков, которые нельзя дарить начальникам, коллегам и официальным лицам:
– одежда и бельё;
– постельные принадлежности, а также пледы;
– ювелирные украшения (их нельзя дарить даже женщинам, исключения – нагрудные значки, заколки для галстуков и запонки, выполненные в форме логотипа компании);
– парфюмерия и косметика (даже если вам кажется, что вы хорошо знаете вкусы человека, такой подарок может быть расценён как намёк на то, что вас не устраивает запах и внешний вид коллеги);
– предметы с религиозной символикой, иконы;
– крепкий алкоголь и курительные принадлежности, если вы дарите их женщине.

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100