Офис как улика
Наталья Леготина
Наталья Леготина
декоратор, владелец Архитектурного бюро Натальи Леготиной бюро Натальи Леготиной

Офис как улика

Убранство кабинета говорит о руководителе и его компании порой больше,
чем цифры годовых отчётов. Знаете ли вы, о чём рассказывает интерьер вашего
рабочего места?
Современная бизнес-среда требует всё больше усилий для создания корпоративного имиджа фирмы и позитивного восприятия предлагаемых  продуктов и услуг. Сегодня для успешной деятельности компании уже недостаточно четырёх, когда-то основных элементов маркетинга. Помимо качественного продукта, выверенной цены и продуманной политики позиционирования и продвижения, предприятию необходимо уделять внимание подбору и тренингу персонала, совершенствованию бизнес-процессов и инвестициям во внешний антураж фирмы, а именно во все материальные элементы, с которыми взаимодействуют реальные и потенциальные клиенты, партнёры и сотрудники. К ним можно отнести одежду или форму персонала, здания, в которых расположены офисы, сами офисы, корпоративный транспорт, сайт и многое из того, что сейчас принято описывать в бренд-буке как элементы, формирующие фирменный стиль компании.

Physical Evidence (термин, объединяющий перечисленные выше элементы)  приобретает особенное значение, когда речь идёт о компаниях, деятельность которых в клиентском (партнёрском) восприятии ассоциируется с высокой степенью риска. Как правило, это предприятия, работающие в области предоставления дорогостоящих услуг. Например, в области медицины и красоты, финансовые и юридические услуги, перевозки и т.д. Возникающее у клиента ощущение риска связано с самой природой услуг, ведь каждая из них  уникальна. Она реализуется непосредственно в момент взаимодействия с заказчиком, который, соглашаясь на контракт, не может быть уверенным в том, что результат будет именно таким, как ему обещают. Поэтому все факторы, влияющие на принятие решения о приобретении услуги, то есть нивелирующие ощущение риска и недоверия к поставщику, приобретают значение, которое трудно переоценить.

В этом контексте общий интерьер офиса, и в особенности – кабинет руководства, выполняющий, помимо прочих, и основную репрезентативную функцию, превращается в инструмент формирования имиджа и эффективных продаж компании.

От царя Гороха
Несмотря на запоздалый приход в Россию рыночной экономики, история дизайна учреждений и кабинетов их руководителей не так коротка. Оставив за бортом кабинеты фабрикантов и других предпринимателей царской России, знающих толк в том, как произвести надлежащее впечатление за счёт «правильного» интерьера, рассмотрим историю кабинетов начиная с советских времен.

Руководители молодой советской республики, подчиняясь несуществующему регламенту, в своих кабинетах строго следовали стилю, заданному «политикой партии», создавая облегчённые копии кабинета Вождя. Стол, покрытый зелёным сукном, настольная лампа с зелёным абажуром, чёрный телефон – дистанцированные от роскоши атрибуты кабинета аскетичного руководителя того времени.

Руководителям брежневских времён к перечисленному джентльменскому набору разрешалось добавить деревянные панели на стенах, кое-какие аксессуары и неизменную красную ковровую дорожку. В эти времена происходит формирование типичного стиля оформления кабинета руководителя, подразумевающего тяжёлую габаритную мебель из массива дерева с отделкой из натуральной кожи или других недешёвых материалов, инкрустированные панели на стенах, дубовые двери и другие элементы, формирующие ощущение солидности и благонадёжности.

В лихие 90-е офисы часто располагались непосредственно в квартирах – во время активного накопления капиталов всем было явно не до дизайна. Универсальным стилем оформления приюта предпринимателей стал стандартный «евроремонт», подразумевающий серо-белую или жёлто-синюю гамму, навесные потолки и «увядший» ковролин цвета, заведомо маскирующего недоработки уборщицы. Завершала интерьер мебель невнятного вида и происхождения.

Однако тем, кто преуспел во времена дикого капитализма, хотелось иного. Им мы обязаны появлением «нового русского стиля»:  адской смеси барокко, ампира и рококо в самом безвкусном сочетании позолоты, бархата и мрамора, объединённых причудливым сочетанием вычурной разностильной мебели.

Сегодня, подобные проявления встречаются всё реже. Современные руководители хорошо понимают «цену ошибки» (неправильного имиджа) и всё чаще задумываются о необходимости соответствовать международному пониманию солидности и респектабельности.

Как полагается?
Очевидно, что кабинет руководителя – визитная карточка фирмы. По интерьеру этого помещения судят не только о личных качествах руководителя, но и о стоимости и благонадёжности бизнеса. Поэтому общий стиль кабинета должен отражать благосостояние и стабильность фирмы и, конечно, выступать квинтэссенцией фирменного стиля и имиджа компании. Недопустимо, чтобы эта важная зона любого офиса стала копией остальных помещений либо, напротив, целиком отражала лишь личные вкусы и пристрастия топ-менеджера.

Вместе с тем от того, насколько комфортно руководителю в его кабинете, во многом зависят эффективность и производительность его труда. Многофункциональность этого помещения, объединяющего в себе и рабочую зону, и место для личного пространства, и репрезентативную функцию, диктует необходимость задуматься о правильном зонировании кабинета. Идеально, если  под пространство руководителя отведено несколько помещений: кабинет для работы, комната для совещаний и переговоров, комната отдыха, место, где можно выпить кофе или перекусить, гардеробная, выставочная зона для размещения свидетельств достижений компании и отдельный санузел, желательно с душевой кабиной.
 
Если такое решение нереализуемо, обозначенные зоны могут быть выделены и внутри кабинета. Например, зона отдыха может быть представлена сетом мягкой мебели с журнальным столиком, там же могут располагаться книжный шкаф и гардеробная. Хорошо, если эта часть кабинета будет дополнена самостоятельным освещением, интенсивность которого можно регулировать. К зоне отдыха разумно присоединить «гостевую часть»: небольшой бар, небольшой буфет. Деловую часть определяет «рабочая мебель»: письменный стол, кресло руководителя, стол для переговоров. Брифинг-приставка не лучшее решение, поскольку присоединение её к рабочему столу, с одной стороны,  усложняет решение проблем коммерческой безопасности (сидя за ней, нетрудно рассмотреть документы на столе босса), с другой – увеличивает психологическую дистанцию между шефом и остальными участниками переговоров. Хорошо, если рабочая зона кабинета также выписана в отдельный сценарий освещения. В кабинете шефа логично расположить витрину, в которой представлены награды компании и, возможно, какие-либо подарки. Устанавливая этот предмет интерьера, необходимо задуматься о внутренней подсветке и логике расстановки предметов. В качестве визуальных «разделителей» при зонировании можно использовать напольные покрытия (уютный ковёр в зоне отдыха), предметы освещения (люстры и светильники с различной длиной крепления, подсветка по периметру, напольный свет и настенные бра). Также при зонировании уместно использовать разный цвет окраски стен и ширмы.

Говоря о стилистике оформления пространства № 1, необходимо понимать, что стиль интерьера этого помещения связан с деятельностью самой компании и общим оформлением офиса. Очевидно, что солидной юридической фирме вряд ли стоит декорировать служебные помещения в стиле хай-тек, куда более уместном для рекламщиков или компаний из IT-сферы. Идеальным решением для кабинета руководителя фирмы, в чьи задачи входит формирование имиджа надёжной стабильной компании с большим опытом работы на рынке, выступает оформление кабинета в классическом, современном классическом или английском стиле. Спокойствие линий, благородство форм и используемых материалов, глубокие цвета и качество, присущие формирующим этот стиль элементам, излучают уверенную респектабельность и благонадёжность, необходимые для выстраивания отношений с партнёрами. А присущая стилю продуманная эргономика сделает комфортным рабочий день любой протяжённости.

Главное – детали
К сожалению, международные стандарты респектабельности ещё не написаны. Однако необходимость соответствовать им уже существует. Поэтому, декорируя кабинет босса, необходимо задуматься о стилеобразующих элементах и наполняющих его предметах интерьера, основная задача которых состоит в создании правильного имиджа.
В числе приоритетов — качественная мебель. Для корпусной – это изделия из натурального массива дерева, простые и элегантные по форме. Любителям изысков разрешается украсить их классическим маркетри или буазери. Интересными представляются образцы, выполненные с использованием натуральной кожи.
В отношении мягкой мебели лучше делать ставку на изделия ручной работы (желательно английские, поскольку мебель этой страны, как никакая другая, подходит россиянам по своей эргономике). Классические формы, надёжная конструкция и качественные обивочные ткани позволят такой мебели служить верой и правдой не менее 25 лет.
Отдельного внимания заслуживает выбор кресла руководителя: оно должно быть удобным и оригинальным. Здорово, если его дизайн несколько отличается от остальных кресел в кабинете. Например, для кабинета, выдержанного в английском стиле, прекрасно подойдёт классическое «ушастое» или «крылатое» кресло, дополненное традиционной металлической ногой на колёсиках.

В декоре кабинетов руководства высшего звена уместно умелое использование интерьерного антиквариата. К примеру, старинный шкафчик для бумаг или редкий столик способны не только стать визуальным центром композиции, но и значительно усилить имидж самого руководителя. К числу таких веских акцентов можно отнести и предметы искусства: живопись, скульптура, коллекционные книги. Однако, выбирая антиквариат и предметы искусства и коллекционирования, главное – быть уверенным, что отобранные элементы действительно подлинные. Плохо выполненная копия или подделка произведут на окружающих противоположное впечатление.

Подчеркнуть вкус и оригинальность хозяина кабинета помогут и оригинальные аксессуары. К ним можно отнести интересные по дизайну настольные лампы, оригинальные вазы, письменные принадлежности и другие предметы канцелярии. Выбирая их, главное – следить, чтобы они не выбивались из общей канвы интерьерного сценария.
В остальном ключевым принципом должны оставаться избирательность и стремление не переборщить. Одна или две вещи, выбивающиеся из общего стиля, случайное кресло, непродуманное использование пространства способны не только свести на нет решение поставленных задач, но и повлиять на ход важных переговоров или принятие стратегических решений.

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100