Успешный код
Елена Игнатьева
Елена Игнатьева
бизнес-консультант по вопросам имиджа и этикета ISPEP

Успешный код

White tie, Black tie, Smart casual, Semi-formal... На эти и другие коды
ориентируется деловой мир, им следуют светские персоны и президенты, студенты
престижных вузов и богемные тусовщики. Одеться правильно – сегодня настоящее
искусство, которому следует учиться не менее прилежно, чем основам менеджмента
Найти себя

Успех в бизнесе зависит не только от компетентности делового человека, его профессионализма и опыта, но и от внешнего облика. Именно этот фактор определяет эффективность деловых связей и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы как во время переговоров, так и в общении с сотрудниками компании.

Понятие «имидж» довольно ёмкое и более многогранное, чем принято считать, и его часто ошибочно подменяют «стилем». 

Однако это далеко не одно и то же. Стиль – это наше «Я», которое мы выражаем через одежду, причёску, аксессуары. Для многих найти свой стиль значит найти себя. Он представляет нас другим людям такими, какие мы есть на самом деле. Быть стильным значит не просто одеваться со вкусом. Это человек, которому идет всё, что он носит. При разработке индивидуального стиля согласовываются все детали гардероба, подбираются стилистические и композиционные решения, учитываются тип фигуры, черты лица, образ жизни, особенности характера и индивидуальные предпочтения.

Стиль редко меняется в течение жизни, это стержень, на который нанизываются созданные образы. Грамотный стиль – это умение говорить на языке одежды так, чтобы тебя услышали и поняли. 

Другое дело имидж, который является «визитной карточкой», призванной оказывать на других определённое эмоционально-психологическое воздействие. Это роль, которую мы играем в зависимости от поставленной цели или ситуации. Дома, на работе, в дружеской компании и среди незнакомых людей мы играем определённые социальные роли. И они порой могут быть не похожими друг на друга.

В отличие от стиля имидж может меняться по несколько раз на дню. Например, мужчина на работе – требовательный начальник, а дома – заботливый отец и внимательный муж. Так вот, имидж жизнеспособен и убедителен, лишь когда он соответствует внутренним качествам человека, его характеру, темпераменту и образу жизни. Ведь это не только внешний вид, но и манера поведения, речь, жесты, походка, привычки.

В грамотно созданном имидже должны быть согласованы не только внешние атрибуты стиля, но и внутреннее состояние человека. И если эти две составляющие противоречат друг другу, то созданный имидж будет всего лишь хрупкой иллюзией, которая может быть разрушена любой случайностью.

Характер в детялях

Одна из граней имиджа – внешний, или так называемый габитарный, имидж делового человека. Внешний вид и манеры – это то, что окружающие оценивают сразу, пока ещё не начались переговоры, совещание или обсуждение торговых сделок. Представители западного делового мира, в отличие от российского, обязательно учитывают, как одет партнёр, как ведёт себя за столом переговоров, его отношение к своим служащим, как выглядит его офис и т.д. Одна деталь, на первый взгляд незначительная, к примеру небольшое пятно на галстуке или неверное сочетание цветов в деловом гардеробе, может привести к негативным последствиям в переговорном процессе или вызвать определённое напряжение и раздражение.

Зарубежные партнёры довольно часто обращают внимание и на аксессуары. Например, французы определяют статус человека по его наручным часам, итальянцы – по качеству обуви, болгары и киприоты – по размеру ювелирных изделий, англичане – по цвету костюма и т.д.

Первое впечатление формируется за считаные секунды, и хорошо, если оно положительное. В противном случае придётся немало потрудиться, чтобы изменить ситуацию. Первое впечатление складывается из трёх компонентов: визуальных, вокальных и вербальных. В своей книге «Молчаливые послания» социолингвист Альберт Мехрабян отметил, что в создании впечатления 55% приходится на внешний облик и манеры человека, 38% – на тембр, мелодичность голоса, чистоту и грамотность речи и только 7% составляет смысл слов во время общения.

Если вы выглядите небрежно, то ваш деловой партнёр может ­предположить, что вы так же нетребовательны и к выполнению договорных обязательств. Таким образом, одежда руководителя свидетельствует об уровне деловой культуры, надёжности и стабильности фирмы в целом.

Мужчинам, одетым по-деловому, приписывают надёжность, силу, уверенность в себе. Женщине – критичность, серьёзность, уверенность, независимость, организованность и трудолюбие.

Основные правила делового внешнего имиджа современного человека сводятся к двум принципам: 

– универсальность – это стиль для работы, и он должен быть удобен, функционален; 
– опрятность и аккуратность (мятая одежда, небрежно завязанный галстук рождают ощущение суетливости, поспешности, нетребовательности к себе или безразличия к окружающим).

Вне зависимости от ситуации деловой человек должен выглядеть:
  • уверенным в себе,
  • солидным,
  • деловым,
  • элегантным,
  • внушающим доверие,
  • надёжным,
  • порядочным,
  • аккуратным,
  • выдержанным.
Есть и ещё один важный момент. Если вы хорошо выглядите, то получаете больше признания со стороны окружающих. А у вас самих усиливается чувство собственного достоинства, уверенности в себе. А вот плохая одежда, недостаточный уход за собой, нездоровый вид могут привести к разрушению созданного образа. 

Грани разумного

Важно осознавать, что индивидуальный имидж менеджера тесно связан с имиджем всей компании. Часто по внешнему виду, манерам поведения сотрудника у клиента на подсознательном уровне складывается первое впечатление не только о нём как о человеке, но и обо всей компании. 

Зная, как с помощью одежды произвести нужно впечатление, можно расположить к себе деловых партнёров и добиться поставленной цели. Только не следует забывать о манерах и правилах этикета. Вульгарно и неуместно смотрится человек в дорогом костюме, использующий ненормативную лексику. Еще в середине XVIII века немецкий писатель Адольф Книгге, автор книги об этикете, вывел формулу успеха: «Одевайтесь не лучше и не хуже уровня людей своего сословия, не выше и не ниже своих материальных возможностей, без излишеств, не роскошествуя без надобности, с блеском и недорого, опрятно и со вкусом. Не выделяйтесь ни вышедшей из моды, ни подражающей каждому новому сумасбродству одеждой».

Любая одежда – это система знаков, помогающая почти мгновенно отличать «своих» от «чужих». И здесь приходит на помощь дресс-код, который часто ассоциируется с униформой. Однако у них абсолютно разные задачи.

Унифицированная форма – это одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани служебная одежда. И задача униформы – создать чёткое единообразие среди персонала и в то же время отличить его от других групп людей.

Дресс-код (в переводе с английского – «зашифрованный язык одежды») – это социальная норма, которая может устанавливаться следующими критериями: 
  • религиозными законами и местными традициями, 
  • родом деятельности,
  • корпоративной культурой,
  • посещением общественных мест,
  • посещением частных, закрытых мероприятий,
  • общими социальными правилами.
В бизнес-среде дресс-код не только призван создать определённое представление у клиента о статусе сотрудника компании, но и должен поддерживать имидж всей организации и быть адекватен продукту/услуге, который она предлагает. 

При этом деловой дресс-код отнюдь не означает безликую стандартизованную одежду. Свой индивидуальный стиль всегда можно выразить даже тогда, когда вы носите деловой костюм. Ведь всегда есть возможность выбрать фактурную ткань, подобрать аксессуары, поиграть, комбинируя определённые цвета.   

Степени свободы

Гармоничное сочетание в деловом стиле – это только половина дела. Он считается безупречным, если соответствует коду консервативности (КК), который определяет степень свободы выбора одежды в зависимости от конкретной ситуации.
На практике применяется 10-балльная шкала.

0–3 – низкая степень. Одежда должна быть модной, яркой и привлекающей к себе внимание.
4–7 – средняя степень. Следует выбрать деловой стиль одежды. Используются менее яркие цвета в гардеробе. Разрешены неконтрастные рисунки, неброский декор и некостюмные комплекты. Особое внимание следует уделить качественным и стильным аксессуарам.
8–10 – высокая степень. Наиболее консервативный стиль одежды и всего внешнего вида. Никакого блеска, яркости. 

В таких отраслях, как финансы, юриспруденция, консалтинг, политика, обучение, государственные службы, придерживаются наиболее консервативного стиля. В СМИ, рекламе, IT-технологиях допустима гораздо большая свобода в выборе стиля и цвета одежды. 


СПРАВКА

Степени консервативности
60_tab_1.jpg

Цветовые сочетания элементов женской одежды
60_tab_2.jpg

Цветовые сочетания элементов мужской одежды
60_tab_3.jpg

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru