Технологии перемен
Алексей Илларионов
Алексей Илларионов
начальник Департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД»

Технологии перемен

Информатизация Дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» принципиально меняет способ
управления крупнейшей сервисной организацией в стране
Выступая перед участниками Восьмой Ассамблеи начальников дорог, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подчеркнул, что компания сейчас подошла к важному этапу реформирования – завершению создания Центральной дирекции инфраструктуры. Все подготовительные этапы пройдены, необходимые регламенты подготовлены. Новая вертикаль начнёт свою хозяйственную деятельность с 1 октября 2012 года. Её создание потребовало активного внедрения новых управленческих и информационных технологий. Фактически с помощью информационной системы в Дирекции инфраструктуры создаётся новая схема управления процессами текущего содержания инфраструктуры.

Трансформация вертикали

Ключевая идея текущего этапа трансформации ОАО «РЖД» – формирование вертикально интегрированных функциональных структур (дирекций), заменяющих собой территориально ориентированные комплексы дорог. В этом году завершается  формирование инфраструктурной вертикали как самостоятельного хозяйствующего субъекта – Дирекции инфраструктуры, филиала ОАО «РЖД». В результате этого возникает крупнейшая в стране сервисная организация, отвечающая за содержание колоссального инфраструктурного комплекса, распределённого по всей стране. Характеристики этой организации впечатляют: более 350 тыс. работающих, которые непрерывно обслуживают более 25 млн объектов железнодорожной инфраструктуры, выполняя в день сотни тысяч рабочих заданий. И всеми этими процессами необходимо управлять – планировать, контролировать исполнение и анализировать результат.

Суть сегодняшних преобразований, происходящих внутри инфраструктурной вертикали, состоит в плавном переходе от управления «по хозяйствам» к единой инфраструктурной модели. В конечном счёте потребитель железнодорожной инфраструктуры (например, Дирекция управления движением)  использует не услугу отдельного хозяйства (путевого, электрификации или СЦБ), а участок инфраструктуры, соответствующий требованиям безопасности и пропускной способности. Дирекция инфраструктуры выдерживает эти параметры, управляя работами по текущему содержанию всех инфраструктурных хозяйств, эффективно используя при этом единый бюджет. Это сложнейшая перестройка системы управления, и для её реализации необходимы как организационные решения, так и новые управленческие и информационные технологии. 

Модель управления   

Как отстроить эффективную систему управления сервисной организацией, обеспечивающей содержание инфраструктуры? Рецепт известен – создать модель управления производственными процессами, упорядочить и оптимизировать её, используя процессный подход, и затем «поместить» регламентированные процессы в современную информационную систему. И самое главное – внедрить модель и информационную систему в практическую деятельность менеджеров. 

Создавая инфраструктурную вертикаль, мы пошли именно по этому пути. Процессная модель управления текущим содержанием инфраструктуры, разработанная специалистами  ряда отраслевых департаментов, центров и  дорог (Московская, Горьковская, Октябрьская), включает в себя пять основных областей: учёт объектов инфраструктуры, управление осмотрами, инцидентами, работами и ресурсами. Эти области образуют естественную  цепочку производственных процессов  линейного предприятия по содержанию объектов инфраструктуры. Важно также, что эти процессы охватывают целиком всю деятельность инфраструктурного предприятия. Это позволяет перейти от контроля сметы затрат к управлению затратами по объектам инфраструктуры и по видам работ. Тем самым закладывается фундамент для формирования стоимостной модели инфраструктурной услуги.

Следующим этапом разработки модели стали унификация и типизация управленческих процессов для предприятий различных хозяйств. При всей технологической специ­фике инфраструктурных хозяйств (путевого, электрификации, СЦБ и других) удалось выстроить единую технологию управления осмотрами, регистрации инцидентов, планирования рабочих заданий для всех хозяйств. И главное, удалось создать единую модель описания всех объектов инфраструктуры вне зависимости от их хозяйственной принадлежности. 

Завершающий элемент управленческой модели, над которым мы работаем сейчас, – это система сбалансированных показателей инфраструктурного предприятия. Идея очевидна: каждое предприятие должно ежемесячно отчитываться за результаты своей работы и оцениваться по этим результатам. Отчётные показатели должны сбалансированно отражать состояние вверенной предприятию инфраструктуры, качество и своевременность выполнения работ по текущему содержанию инфраструктуры и стоимость этого содержания. И главное, эти показатели должны формироваться только на основе первичных операционных данных об инцидентах, работах и затратах. 

Единая информационная система

Есть два взаимодополняющих инструмента эффективного внедрения новых управленческих моделей в жизнь – организационное строительство и информатизация. Процесс реформирования ОАО «РЖД» – хороший тому пример. Мало кто задумывается сегодня, что, имея такие единые корпоративные системы управления ресурсами, как ЕК АСУФР и ЕК АСУТР, компания в считаные недели и без потерь трансформировала их в информационные системы таких крупнейших филиалов и дочерних компаний, как Дирекция движения, Дирекция тяги, ОАО «ФПК», ОАО «Желдорреммаш» и другие. Подобные преобразования  связаны с колоссальными бизнес-рисками, и в мировой и отечественной практике известны примеры многомиллиардных потерь от внедрения систем в компаниях существенно меньших размеров, чем ОАО «РЖД». 

Однако в случае Дирекции инфраструктуры речь шла не только о трансформации  системы управления ресурсами. Необходимо было, опираясь на инфраструктурную процессную модель, создать новый продукт – Единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой  (ЕК АСУИ). 

Сегодня можно говорить о том, что в целом этот продукт создан, ЕК АСУИ представляет собой интегрированную систему, в единой технологической базе данных (ЕТБ) ­которой содержится инфор­мация обо всех объектах инфраструктуры (путевого хозяйства, искусственных сооружений, электрификации или СЦБ) и их взаимо­связях. Здесь накапливается информация  о состоянии всех объектов, отказах и инцидентах, выполняемых работах и произведённых затратах. Модульная структура ЕК АСУИ  единым образом и для всех хозяйств автоматизирует процессы управления инцидентами (модуль ТСИ), интеграцию со средствами диагностики (ЕСМД), процессы управления работами (модуль ТС2), отчётность и другие процессы.

Подготовительные работы по реализации проекта ЕК АСУИ были начаты в 2009 году. Интенсификация работ была проведена в 2011 году после ряда научно-технических советов на дорогах, обсуждения проекта на Ассамблее начальников дорог в Ярославле  и выхода распоряжения главы компании «О внедрении во всех территориальных дирекциях инфраструктуры унифицированной структуры управления, нормативной базы и единой информационной платформы ЕК АСУИ».

На сегодня пользователями ЕК АСУИ уже являются несколько тысяч руководителей и специалистов Дирекции инфраструктуры. Система охватывает процессы управления содержанием инфраструктурных объектов в хозяйстве пути, электрификации, сигнализации и связи, гражданских сооружений. В июле 2012 года завершены работы по формированию ЕТБ ЕК АСУИ, что означает создание единого реестра инфраструктурных активов и объектов ОАО «РЖД». Полностью завершено тиражирование проекта на Горьковской дороге, полным ходом идёт внедрение  на Октябрьской, Северной, Приволжской и ряде других магистралей. К концу года предполагается завершение тиражирования проекта на всей сети дорог. И хотя такие темпы внедрения превышают зарубежные аналоги (например, SNCF), мы имеем все предпосылки для завершения этого сложнейшего проекта без отставания от графика. 

Центр управления содержанием инфраструктуры

Как известно, Дирекция инфраструктуры формировалась путём объединения управленческих и производственных служб хозяйств. Это был абсолютно естественный шаг, но в этой модели не хватало объединяющего инфраструктурного управленческого механизма. Таким механизмом стали центры управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ).

Идея ЦУСИ  возникла на ряде дорог (Московская, Горьковская, Октябрьская) в рамках создания территориальной модели управления инфраструктурой. Изначально идея ЦУСИ была связана с созданием на дороге единого инфраструктурного сервис-деска, объединяющего все хозяйства. Он должен был аккумулировать инциденты, которые регистрируются персоналом, а также инциденты, поступающие из разных источников по результатам обработки данных средств диагностики. Позднее ЦУСИ стали выполнять не только контролирующие и информационные функции, но и функции планирования. При этом ЦУСИ по своей идеологии становится единым центром управления сразу для всех хозяйств территориальной дирекции (пути, автоматики и телемеханики, электрификации и т.д.). 

Важно отметить, что внедрение ЕК АСУИ и появление ЦУСИ эффективно дополняли друг друга. Создание ЦУСИ на дорогах стало ключевым элементом в подготовке Дирекции инфраструктуры к функционированию в качестве вертикально интегрированного филиала ОАО «РЖД» и переходу от управления «по хозяйствам» к инфраструктурной модели управления. А ЕК АСУИ, как единый и унифицированный механизм тотального контроля состояния объектов инфраструктуры и выполняемых работ, стал основным инструментом ЦУСИ по реализации этих задач.

Перспективы

Открывая ЦУСИ на Октябрьской железной дороге, президент компании отметил, что «это центр, который каждую минуту в режиме онлайн и в соответствии со всеми заложенными регламентами позволяет контролировать инфраструктуру. То, что здесь использовано, позволяет сводить все данные, анализировать их в реальном времени. Естественно, нет предела совершенству, но по сравнению с тем, с чего мы начинали, это новое слово».

Сделано много, но ещё многое предстоит сделать. Вот основные направления дальнейшего внедрения новых управленческих и информационных технологий в  Центральной дирекции инфраструктуры:

  • Создание унифицированного мобильного рабочего места ЕК АСУИ с использованием современных мобильных устройств. 
  • Разработка типового решения по управлению натурными осмотрами. 
  • Создание единого решения по диагностике и мониторингу.
  • Автоматизация производственного планирования и создание системы оценки результатов работы инфраструктурных предприятий с использованием ключевых показателей деятельности (КПД).
  • Разработка системы оценки и прогнозирования состояния инфраструктуры с использованием математического моделирования.

Все эти решения опираются на самые современные технологии и научные достижения и направлены на повышение эффективности процессов текущего содержания инфраструктуры.

Рубрики

Содержание номера


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru