Минеральных Водах 8 ноября состоялась транспортно-логистическая конференция «PRO//Движение.Юг», организованная ИД «Гудок». Представители власти, холдинга «РЖД» и логистического бизнеса обсудили тренды и текущие вызовы в развитии грузовых перевозок.
В дискуссии участвовали помощник полномочного представителя президента в Северо-Кавказском
фото: иван шаповалов/пресс-служба оао «ржд»
федеральном округе (СКФО) Сергей Никитин, заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД» Дмитрий Мурев (в режиме видеосвязи), начальник Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) Сергей Задорин, начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом РЖД Алексей Бельский, генеральный директор АО «ИЭРТ» Ирина Магнушевская и игроки рынка.
В ходе первой стратегической сессии Дмитрий Мурев поделился прогнозом по грузовым перевозкам до конца 2024 года. Он подчеркнул, что в ноябре компания ожидает погрузку в 99,8 млн тонн грузов, что на 1,7% ниже аналогичного показателя прошлого года. В декабре ОАО «РЖД» планирует выйти на параметры 104,5 млн тонн. «Таким образом, закончить год мы настроены относительно позитивно. Позитив наш основывается в том числе на том, что заявляют наши грузоотправители и клиенты», – пояснил он.
Дмитрий Мурев также отметил, что производители удобрений заявляют о повышенном спросе на вывоз продукции. По его словам, в компании рассчитывают на то, что динамика перевозок улучшится. Замглавы ОАО «РЖД» также рассказал о работе холдинга по привлечению грузов на сеть и повышению технологичности перевозок как гружёных, так и порожних вагонов. Целями являются снижение оборота вагонов, увеличение скорости движения по сети и оперативности реагирования на потребности клиентов. Так, представители холдинга ведут совместную работу с клиентами по оптимизации загрузки инфраструктуры избыточным парком вагонов. И уже есть эффекты от идущей работы.
Директор ООО «Уралхим-Транс» Всеволод Ковшов в ходе выступления поддержал упомянутые технологичные решения холдинга. «ОАО «РЖД» работает над технологичностью и увеличением скорости оборотов вагонов, а это то, что нужно каждому грузовладельцу. Нам важно, чтобы вагоны двигались быстрее и их у нас стало меньше», – подчеркнул он.
ПОТЕНЦИАЛ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Субъекты Северо-Кавказского федерального округа и ОАО «РЖД» работают над рядом проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры в округе, об этом рассказал в своём приветственном слове помощник полномочного представителя президента в СКФО Сергей Никитин.
«Одним из стратегически важных проектов для наших регионов является организация пассажирского и грузового сообщения на участке железной дороги Назрань – Грозный с учётом восстановления линии Слепцовская – Грозный и реконструкции участка Назрань – Слепцовская», – сообщил он.
Сергей Никитин подчеркнул, что строительство данного участка позволит увеличить пассажиропоток из соседних субъектов России, государств Южного Кавказа, и в перспективе из Турции и Ирана. Также среди проектов, которые могут существенно улучшить транспортную доступность популярных туристических направлений, строительство двух железнодорожных магистралей: Адлер – Черкесск – Кисловодск и Ставрополь – Невинномысск. Данные проекты могут быть реализованы с использованием инфраструктурных бюджетных кредитов.
ПОЛИГОН РАЗВИТИЯ
Как сообщил в ходе выступления начальник Северо-Кавказской железной дороги Сергей Задорин, сегодня на полигоне СКЖД решают задачи по расширению провозной способности до 152 млн тонн грузов к 2030 году. Это на 22% превышает показатель по итогам прошлого года.
По его словам, в этом году началась разработка основных проектных решений по строительству дополнительных путей на участке Гречаная – разъезд 9-й км – Вышестеблиевская. К 2030 году на полигоне СКЖД предстоит построить вторые пути на 13 перегонах протяжённостью 140 км. Планируется реконструировать 12 станций. Построить искусственные сооружения и мосты.
Всего в этом году на развитие и модернизацию инфраструктуры СКЖД запланировано потратить 63 млрд руб., что на 28% выше аналогичных показателей 2023 года.
Для увеличения пропускных способностей на СКЖД реализуются крупные инфраструктурные проекты, в том числе ведётся работа по развитию подходов к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). По словам генерального директора АО «ИЭРТ» Ирины Магнушевской, провозная способность к портам АЧБ к 2030 году может увеличиться до 200 млн тонн грузов. Она отметила, что с учётом заявок, которые получает ИЭРТ от компаний, необходимо создание порядка 340 млн тонн терминальных мощностей. Этот показатель в два раза превышает количество заявок по провозной способности от грузоотправителей. «Думаю, что 200 млн тонн для АЧБ – это реальная цифра и нужно поддерживать ОАО «РЖД» в том, чтобы эти проекты были реализованы», – добавила Ирина Магнушевская.
Сегодня на полигоне СКЖД внедряются современные сервисы для грузоотправителей.
Новым направлением поставок продуктов перемола со станций Краснодарского и Ставропольского краёв стал Афганистан, уточнил в ходе выступления Сергей Задорин. По его словам, с начала года было погружено и отправлено по маршруту свыше 1 тыс. тонн.
Он добавил, что за три года объём перевозки грузов со станций СКЖД вырос более чем в 1,5 раза. Активно идут перевозки со станций Ставрополья и из республик Северного Кавказа. Основную долю погрузки составляют зерновые. Например, перевозки зерна в Иран со станций, расположенных на территории Республики Дагестан, увеличились на 11%. На 5% выросли перевозки этого груза со станций Кабардино-Балкарской Республики в Азербайджан, Грузию и Иран. На 18% выросли перевозки промышленного сырья в Азербайджан со станций Северной Осетии.
РАСКАТКА МТК СЕВЕР – ЮГ
фото: бронислав сурин/ид «гудок»
Одной из точек роста для существенного увеличения грузопотока в сообщении со странами СНГ и Ближнего Востока является МТК Север – Юг. Через СКЖД пролегает западный маршрут коридора, идущий вдоль берегов Каспийского моря.
Как подчеркнул Дмитрий Мурев, ОАО «РЖД» планирует увеличить объём перевозок через станцию Самур до 20 млн тонн. «Проводим работу по развитию станции Самур и погранперехода Дербент, до конца 2027 года планируем завершить строительно-монтажные работы. Это позволит только через этот участок провозить до 20 млн тонн грузов», – сказал он.
Согласно приведённой статистике, по итогам 10 месяцев по МТК Север – Юг было перевезено порядка 10,5 млн тонн, что чуть выше показателей прошлого года. Тем не менее динамику отправок по коридору можно оценить положительно.
Дмитрий Мурев добавил, что ОАО «РЖД» активно работает с партнёрами из Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана над поиском решений вопросов, связанных с формированием сквозных ставок перевозок через маршрут. «Буквально пару дней назад в рамках заседания Совета в Ташкенте обсуждали вопросы сотрудничества и договорились как минимум продлить те тарифные решения, которые у нас были в этом году, на следующий год. Будем работать над оптимизацией тех дополнительных факторов, которые влияют на стоимость перевода», – резюмировал Дмитрий Мурев.
Ольга Шелкова