Время профессионалитета

Время профессионалитета

Как транспортные учебные заведения развивают систему СПО
Отраслевые колледжи и техникумы развивают федеральный проект «Профессионалитет». В учебных заведениях открываются образовательно-производственные кластеры и центры профессионального образования, в которых организована подготовка специалистов по приоритетным для транспорта специальностям. Активную поддержку участникам проекта оказывает компания «РЖД».

Федеральный проект «Профессионалитет» является одной из инициатив в области социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Он был запущен в 2022 году и стал локомотивом комплексной перезагрузки системы среднего профобразования – в учебных заведениях начали внедрять отраслевую модель подготовки кадров и массового обучения специалистов среднего звена по востребованным специальностям.
«Наша главная задача – дать фундаментальное образование, чтобы учащиеся получали такие компетенции и навыки, которые позволят им всегда быть уверенными в себе, найти интересную работу, получить достойную зарплату, развивать нашу страну. Сегодня у нас более 60% выпускников 9-х классов идут в колледжи. И это не случайно, потому что образование, которое там дают, становится престижным и актуальным», – отметил в апреле в ходе Дня национальных приоритетов «Кадры» Международной выставки-форума «Россия» министр просвещения РФ Сергей Кравцов.









Проект «Профессионалитет» подразумевает создание образовательно-производственных центров (кластеров) среднего профессионального образования. Кластеры объединяют колледжи, техникумы и реальный бизнес. Таким образом работодатели получают возможность участвовать в управлении учебными заведениями (регулировать разработку и реализацию образовательных программ, определять необходимое инфраструктурное оснащение, привлекать своих работников к наставничеству). В рамках проекта внедряются новые, интенсивные образовательные программы, ориентированные на потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий. За два года реализации проекта создано 220 производственно-образовательных кластеров, включающих 925 колледжей в 68 регионах по 24 приоритетным отраслям экономики. По данным Минпросвещения, в 2024 году более 137 тыс. специалистов нового формата станут выпускниками проекта «Профессионалитет». Они придут работать в сферы транспорта, машиностроения, информационных технологий, сельского хозяйства и другие. К 2026 году проект охватит все 89 регионов страны, а количество предприятий-участников составит 4 тыс.

Среди них и отраслевые учебные заведения, которые поддерживает ОАО «РЖД». Так, холдинг участвует в создании образовательных кластеров для железнодорожного транспорта в Ростове-на-Дону, Ярославле, Самаре, Перми, Тайге, Улан-Удэ, Томске, Тынде, Хабаровске, Воронеже, Москве, Иркутске. Обучение там проходят 1,6 тыс. студентов-целевиков. Подготовка ведётся по таким специальностям, как «путь и путевое хозяйство», «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «электроснабжение и техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Срок обучения составляет 3,5 года (тогда как обычно по программам СПО обучаются 3 года 10 месяцев).

Один из отраслевых новичков проекта – Российский университет транспорта (МИИТ). Вуз присоединился к «Профессионалитету» в этом году. В результате на его базе был создан московский мультимодальный центр профессионального образования на транспорте, который представляет собой симбиоз трёх видов транспортной инфраструктуры: воздушной, водной и железнодорожной. В состав кластера вошли Московский колледж транспорта, Академия гражданской авиации и Академия водного транспорта РУТ (МИИТ). Планируется, что к 2026 году обучение по программам «Профессионалитета» там пройдут не менее 450 человек. Особый акцент будет сделан на практической подготовке студентов с закреплением наставника от организации-партнёра. В результате более 44% выпускников по итогам 2026 года будут гарантированно трудоустроены.
«Исходя из кадровых потребностей Московского транспортного узла, подготовка специалистов будет осуществляться по пяти приоритетным специальностям, связанным с работами по строительству железных дорог, развитию автоматики и телемеханики, эксплуатацией беспилотных авиационных систем, судового электрооборудования, средств автоматики и судовождением. Практико-ориентированные образовательные программы разработаны совместно с опорными предприятиями: ОАО «Российские железные дороги», АО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ПАО «Московское речное пароходство» и ООО «Геоскан Москва», – рассказала проректор РУТ (МИИТ) Татьяна Марканич.

Бизнес особенно заинтересован в развитии проекта «Профессионалитет». Как ранее подчеркнули в Министерстве транспорта РФ, подготовка специалистов со средним профессиональным образованием является одним из приоритетов в кадровой политике транспортного комплекса. «В системе транспортного образования свыше 110 тыс. студентов проходят обучение именно по программам СПО. Главным достоинством этой системы является прямая связь с работодателями, которые непосредственно участвуют в процессе подготовки специалистов, предоставляя новейшие образцы современной техники, обеспечивая обучающихся доступом на производства, направляя свои высококвалифицированные кадры в образовательные организации для преподавания специальных дисциплин», – отметил ранее заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов.

В настоящее время отраслевые предприятия регулярно проводят профориентационные мероприятия для потенциальных и действующих студентов «Профессионалитета». В частности, в апреле учащиеся школ Хабаровска и студенты Хабаровского техникума железнодорожного транспорта побывали с экскурсией на предприятиях и в учебном центре Дальневосточной магистрали. Там они познакомились с условиями труда железнодорожников, опробовали современные тренажёры, выполнили упражнения с помощью очков виртуальной реальности и «управляли» поездом.

Чтобы привлечь в проект как можно больше молодёжи, по всей стране работают «амбассадоры профессионалитета». Это студенты образовательных организаций среднего профессионального образования, готовые рассказать о своём опыте обучения и помочь сделать выбор потенциальным абитуриентам. Особую активность в этой работе проявляют студенты РГУПСа. Они регулярно проводят встречи со школьниками, рассказывая им об особенностях обучения, перспективах профессионального роста выпускников техникума, а также о преимуществах работы в компании «РЖД».

Юлия Антич
Кадры для международных транспортных коридоров

Учебные заведения укрепляют связи между странами

Рубрики: Образование
Уникальные модели компетенций

Отраслевые вузы готовят «точечных» специалистов

Рубрики: Образование
Профессиональные пробы

Вузы приглашают абитуриентов

Рубрики: Образование
Запрос рынка труда

Студенты-транспортники учатся передовым IТ-технологиям

Рубрики: Образование
Кросс-культурные специалисты

РУТ (МИИТ) подготовит логистов-международников

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры
Логан Дэйв, Кинг Джон
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
Делай как коуч
Ольга Рыбина, Юрий Мурадян
«Делай как коуч». Издательство «Академия «Пять призм» 2023 год
Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru