«Приоритет-2030» даёт результаты

«Приоритет-2030» даёт результаты

Отраслевые вузы отчитались об участии в госпрограмме
Российские университеты подвели итоги участия в программе «Приоритет-2030» в текущем году. Отраслевым вузам удалось значительно продвинуться в реализации заявленных стратегических проектов.

Программа государственной поддержки российских вузов «Приоритет-2030» запущена Минобрнауки в 2021 году. Её цель – к 2030 году сформировать в стране сеть университетов-лидеров в создании технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. В настоящее время участниками программы являются 132 университета из 56 субъектов Российской Федерации (большинство из них получают базовые гранты в размере 100 млн руб.; также предусмотрено дополнительное финансирование на развитие науки и технологий и отдельные гранты для вузов Дальнего Востока).

В конце ноября вузы представили отчёты о достигнутых в этом году результатах – реализации научных исследований и актуальных проектов. Оценку этой работе дала специальная комиссия под председательством министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. «Особенностью этого года стала активная вовлечённость глав регионов в реализацию программы. Это очень правильная тенденция. Мы видим, что «Приоритет-2030» приобретает всё большую значимость как для самих университетов, так и для регионов в целом», – подчеркнул Валерий Фальков.

Своими результатами поделились и три отраслевых вуза, участвующих в программе. Это Российский университет транспорта (МИИТ), Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).

Так, в арсенале ПГУПСа в настоящее время два стратегических проекта – «Безопасная экосистема интеллектуальной транспортной инфраструктуры» и «Новые технологии и материалы в строительстве». Благодаря их реализации в этом году разработана, прошла испытания и принята в постоянную эксплуатацию система автоведения третьей линии Петербургского метрополитена; разработаны инновационные технологии и технологическое оборудование в области строительных материалов.

Кроме того, совместно с ОАО «РЖД» начата работа по решению вопросов повышения провозной и пропускной способностей грузонапряжённых направлений железных дорог. «Выполнение работ в рамках стратегических проектов направлено на достижение интеллектуального и технологического суверенитета страны», – подчеркнул ректор ПГУПСа Олег Валинский.

Программа развития ДВГУПСа в этом году поддержана правительством Хабаровского края и индустриальными партнёрами. В вузе создана лаборатория управления надёжностью технических систем в условиях работы в Северной и Арктической зонах, новое оснащение получили лаборатория цифровой электрической сети и IT-лаборатория аналитики и прогнозирования транспортных процессов и логистики. В числе инициированных ДВГУПСом исследований – разработка и внедрение системы кадровой трансформации университета на основе компетентностного подхода в управлении персоналом; формирование и развитие кадрового потенциала в отраслях экономики ДФО (в том числе в транспортно-логистическом комплексе).

Задача, поставленная перед вузом на перспективу министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым, – создание Федерального экспертного центра по строительству объектов на вечномёрзлых и слабых основаниях. Данный центр должен обеспечить развитие и экспертную оценку технологий строительства транспортной, промышленной и социально значимой инфраструктуры в Арктической и Субарктической зонах.

РУТ (МИИТ) реализует пять стратегических проектов в приоритетных областях развития транспортной отрасли России. В 2023 году вузу удалось серьёзно продвинуться в реализации каждого из проектов. Так, в рамках проекта «Электронная навигация и автономное судовождение» в консорциуме с АО «Ситроникс» и Государственным морским университетом им. адмирала Ф.Ф. Ушакова создана система подготовки кадров в области автономного судовождения. В этом году университет обучил морские и береговые экипажи российских полуавтономных паромов «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский». По разработанным в 2023 году программам повышения квалификации вуз готовит инструкторов для работы на автономных навигационных тренажёрах для других морских университетов России. Совместно с Московским физико-техническим институтом (национальный исследовательский университет МФТИ) подготовлено судно третьего уровня автономности для работы на внутренних водных путях. Судно оборудовано многодиапазонной системой технического зрения, системой навигации и связи, системами автоматики и управления, позволяющими осуществлять управление в дистанционном (с берега) и в полностью автоматическом режиме. Также РУТ (МИИТ) занимается вопросами транспортного моделирования – разработаны различные документы для Московского транспортного узла, Республики Башкортостан, Стерлитамакской, Таганрогской, Шахтинской, Воронежской городских агломераций, Краснодара, Сочи, Петрозаводского городского округа, Ленинградской области. Как подчеркнули в университете, программное обеспечение транспортного планирования и моделирования RUT-Mobility замещает и опережает по своим возможностям зарубежные санкционные программные продукты. «Отечественный инструмент транспортного планирования – это вопрос национальной безопасности, поскольку данные о транспортных системах остаются в стране, а не хранятся на серверах поставщиков зарубежного ПО. Платформа RUT-Mobility уже сегодня используется для выполнения работ в целях развития Московского транспортного узла», – отметили в Центре по связям с общественностью РУТ (МИИТ).

Совместно с ключевыми транспортно-логистическими компаниями (ОАО «РЖД», ООО «Терминально-логистический центр «Белый Раст», Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок, АО «Евросиб СПб – транспортные системы») вуз создаёт цифровую логистическую платформу «Вега». Она позволит существенно увеличить эффективность использования парка железнодорожных вагонов и контейнеров в условиях дефицита ресурсов. «Ресурсы «Веги» позволят одним компаниям размещать «на продажу» вакантные мощности, а другим – их покупать. Всё автоматизировано: поиск, контрактация, передача объектов в пользование – весь жизненный цикл», – пояснили в университете.

Юлия Антич

Сразу к делу

Студенты траспортных вузов решают бизнес-кейсы

Рубрики: Образование
Открытая школа

Вузы и бизнес развивают будущих специалистов

Рубрики: Образование
Передовики инженерного образования

Отраслевые вузы совершенствуют подготовку кадров

Рубрики: Образование
Российско-китайские дипломы

Отраслевые вузы двух стран расширяют сотрудничество

Рубрики: Образование
В правовом поле

РУТ (МИИТ) развивает подготовку юристов для отрасли

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru