Цифровизация ускоряет процессы

Цифровизация ускоряет процессы

Упрощение таможенных процедур помогает делу
В конце октября в Москве состоялся Международный таможенный форум – 2023. Одним из главных тематических треков программы стала трансформация международной логистики и развитие транспортных коридоров с учётом оптимизации и цифровизации таможенных процедур.

Председатель Правительства России Михаил Мишустин в своём видеообращении к участникам форума отметил, что сегодня максимально упрощены таможенные процедуры и совершенствуются цифровые сервисы. Теперь почти все декларации (80%) подаются в электронной форме – через Интернет.

Внедрение новых решений помогло добиться определённых результатов. Так, только за семь месяцев текущего года грузовой поток со странами Азии увеличился почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 25 трлн руб.

Существенно повысилась пропускная способность на пограничных переходах. К примеру, с Китаем в Забайкалье – более чем в два раза. Товарооборот по международному транспортному коридору Север – Юг за три квартала превысил прошлогодние показатели на 30%.
«Необходимо продолжать сокращать сроки проведения таможенных операций и активнее внедрять решения на основе искусственного интеллекта (ИИ). Сформировать единую цифровую платформу, которая должна быть интегрирована не только с базами данных всех контролирующих органов, но и с программным обеспечением технических средств», – обратился к участникам форума Михаил Мишустин.

По словам временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслана Давыдова, краеугольная задача таможни в новых условиях – поддержка российской экономики, упрощение и ускорение прохождения таможенных формальностей.


Польза от сотрудничества

«Прошедший год – яркое свидетельство проявления эффективности конструктивного профессионального поиска ОАО «РЖД», ФТС России возможностей развития транспортного сообщения в быстро меняющихся условиях», – рассказал «Гудку» заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) – начальник Управления по таможенной деятельности Андрей Семёнов.

Участники форума привели несколько положительных примеров совместной работы с ФТС, которые позволили как упростить само движение товаров через границу, так и сократить сроки доставки.

Так, например, одно из решений ФТС дало возможность помещения товаров из-за рубежа под таможенный транзит с использованием разных видов транспорта. Оно в том числе помогло решить проблему перегрузки морских терминалов на Дальнем Востоке из-за дисбаланса экспортных и импортных контейнерных потоков, оценил работу таможенной службы заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило.

Если раньше отправления, по которым срабатывали таможенные риски, досматривались непосредственно на пункте пропуска, то теперь это стало возможным после перемещения груза на терминалы в глубь страны. Как результат – высвобождение мощностей пунктов пропуска для дополнительных объёмов перевозок.

Соответствующий эксперимент проводится с июля 2023 года при перевозках через крупнейший на российско-китайской границе железнодорожный пункт пропуска Забайкальск. Таможенный досмотр грузов в контейнерах осуществляется в транспортно-логистических центрах Московского транспортного узла.
«РЖД используют 17 сухих терминалов, с которых можно отправить контейнеры по новой технологии. Перевезли уже более 14 тыс. контейнеров. И это только начало. Совместно с Минтрансом России, ФТС и участниками рынка планируем дооснащать терминалы, чтобы развивать этот сервис», – добавил Алексей Шило.

Первый вице-президент «ТрансКонтейнера» (входит в Группу компаний «Дело») Валерий Веремеев предложил реализовать данную концепцию и в отношении пункта пропуска Наушки на границе с Монголией.
«Считаем, что есть возможность организовать аналогичный формат пропуска поездов c досмотром на Московском полигоне. Мы со своей стороны подтверждаем планы по развитию терминальной инфраструктуры в МТУ», – отметил он.


Цифровой портфель

Президент Транспортной группы FESCO Аркадий Коростелёв отметил, что благодаря совместным цифровым сервисам с ФТС FESCO только за последний год смогла в пять раз сократить время оформления экспортных поручений во Владивостокском морском торговом порту – с 10 до 2 часов.
«Кроме того, нам удалось ускорить получение разрешений от таможни на проведение операций в порту с 48 до 3 часов, а экономия общего времени оформления контейнеров составила 40%», – уточнил он.

Однако, как отметил Руслан Давыдов, практически исчерпаны физические лимиты по ускорению операций. Поэтому необходимо переходить к интеллектуальной работе: применять электронные навигационные пломбы, внедрять интеллектуальный пункт пропуска и применять технологию одного окна.

ФТС для ускорения операций уже внедряет в работу элементы искусственного интеллекта, например в части автоматического анализа снимков инспекционно-досмотровых комплексов. Создаётся библиотека эталонных снимков, с которыми машина сравнивает полученные на постах. После этого предварительно обработанный машиной снимок отдаётся инспектору. Это позволяет увеличить скорость контроля и сконцентрировать усилия на тех поставках, которые действительно требуют проверки.


Первым делом инфраструктура

«Стоит отметить, что цифровые технологии не могут полностью заменить вопросы развития инфраструктуры. Всё равно сохраняется физический контроль, и инфраструктура здесь первична», – высказал своё мнение Руслан Давыдов.

Он привёл в пример морской порт Владивосток, где в первом квартале следующего года планируют оборудовать современный терминал для досмотровых операций. В результате это положительно отразится на скорости оформления поставок.

При этом ОАО «РЖД» продолжает модернизировать инфраструктуру пограничных терминалов и приграничных железнодорожных линий.
«Инвестиции холдинга РЖД в развитие железнодорожных пограничных переходов в текущем году составят 4,5 млрд руб., в следующем году – 7 млрд руб», – сообщил Алексей Шило.

Так, в данный момент на погранпереходе Наушки параллельно реализуется две программы по реконструкции трансграничного перехода, одну из которых ведёт ФГКУ «Росгранстрой», вторую – ОАО «РЖД».

На западном маршруте МТК Север – Юг ОАО «РЖД» реализует несколько проектов по развитию приграничной инфраструктуры, которые, несомненно, должны положительно отразиться на повышении грузопотока. Ведутся мероприятия по переводу на систему тяги переменного тока российского участка Дербент – Самур до госграницы, строится железнодорожный пункт пропуска Дербент.
«Инфраструктура, на которую накладывается цифровизация, – это эталонная модель, по которой работает весь мир», – подытожил Руслан Давыдов.

В этом году в мероприятиях деловой программы и интерактивно-выставочной экспозиции приняли участие члены 27 международных делегаций, более 1,5 тыс. представителей федеральных органов власти, бизнес-сообщества и предпринимательских объединений, а также российские и зарубежные эксперты в сфере внешнеэкономической деятельности.

Сергей Волков
Остановка у платформы

Работать надо не над увеличением парка, а над лимитирующими направлениями

Рубрики: Перевозки
Даёшь стране угля

Эксперты обсуждают схемы доставки топлива потребителям

Рубрики: Перевозки
Перераспределение потоков

Российская продукция пользуется спросом на рынках Азии

Рубрики: Перевозки
Восточный ветер

Рост спроса на уголь и металл стимулирует развитие РЖД

Рубрики: Перевозки
Платформа возможностей
Мария Пименова, заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» ,

Сервисный портал работника ОАО «РЖД» пополнится новым функционалом

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru