Видеть будущее
Александр Чулок
Александр Чулок
директор Центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ

Видеть будущее

Отрасль готовится к технологическому рывку
На горизонте ближайших 10–15 лет российскому бизнесу – и ОАО «РЖД» здесь не исключение – придётся столкнуться с вызовами, которые способны радикально изменить устоявшиеся бизнес-модели. О том, как это отразится на транспортной отрасли, «Пульту управления» рассказал российский прогнозист, международный эксперт Программы развития ООН по форсайту, доктор экономических наук, директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок.


Вызов № 1. Неизбежность цифровизации

– Александр Александрович, насколько вообще совместима железная дорога и новые технологии? Многие до сих пор воспринимают отрасль как одну из самых консервативных.
– Транспортный комплекс интегрирован в жизнь общества, в экономику всей страны в целом, поэтому технологии новой промышленной революции, безусловно, будут и дальше проникать во многие аспекты деятельности и функционирования и железных дорог.
Я считаю, что транспортная отрасль может оказаться демонстрационной площадкой для применения новых технологий, таких как искусственный интеллект, роботизация, нейросети, новые материалы. Ведь они многогранны с производственной точки зрения и разноплановы по возможностям их применения на транспорте. Начиная от цифровых транспортных моделей, развития интеллектуальных транспортных систем и заканчивая проектированием нового типа полотна, вагонов, устойчивой инновационной, углеродно-нейтральной инфраструктуры, новыми логистическими моделями, цифровыми экосистемами и стратегическим маркетингом 5.0 на базе форсайта.
Технологический рывок может привести к повышению эффективности и снижению себестоимости. Конвергенция новых технологий даст сильный синергетический эффект.


Вызов № 2. Новая аналитика

– Цифровизация остро ставит вопрос работы с данными. По вашей оценке, насколько хорошо бизнес научился с ними работать?
– Действительно, один из решающих моментов – работа с имеющейся и накапливающейся информацией. Не зря говорят, что данные – это новая нефть. Та информация, которая собирается и хранится, должным образом пока не используется, не анализируется и не вовлекается в процесс принятия как текущих, так и стратегических решений. А на транспорте массив имеющихся данных колоссальный. И это надо рассматривать как ценный современный актив, не забывая, конечно, про кибербезопасность, защиту персональных данных. Цифровые двойники – новые математические модели с высокой точностью могут заставить по-другому посмотреть и задать тренд на аналитику совершенно нового уровня. Очевидно, что потребуются перспективные компетенции и управленческие навыки.


Вызов № 3. Сохраняя экологичность

– Останется ли экологическая повестка в фокусе внимания?
– Да, она никуда не денется, и, напротив, её давление на бизнес будет только возрастать. Вопросы развития «зелёных» технологий, снижения углеродного следа остаются в фокусе внимания. Например, Китай поставил себе цель стать экологической цивилизацией. Своё будущее страна планирует с учётом развития технологий, которые позволят двигаться по вектору экономического роста без нагрузки на окружающую среду. Это совсем другой класс технологий. И к транспорту это тоже относится – новые виды энергии, снижение потерь при передаче электроэнергии и другое.
Южная Корея собирается к 2030 году 10 городов сделать не только умными, но и углеродно-нейтральными.


Вызов № 4. Помнить о человеке

– По прогнозам ряда экспертов, 83 млн рабочих мест может исчезнуть к 2027 году из-за развития искусственного интеллекта, роботизации. Как быть с этим?
– Это очень чувствительный вопрос. Он связан с сотрудниками, их необходимым количеством, будут ли они полностью или частично заменены программами или цифровыми моделями, по крайней мере на тех направлениях, где есть повышенный риск для их жизни и здоровья. ОАО «РЖД» как самый крупный работодатель несёт колоссальную социальную ответственность в масштабах всей страны. И действовать надо не только оглядываясь на современные тренды, например тотальную цифровизацию, но и с постоянной заботой о человеке. Так, Япония в рамках построения Общества 5.0 к 2050 году планирует инвестировать не только в новые технологии, но и в социальную поддержку граждан, повышение их уровня счастья и любопытства к жизни и инновациям.
Но меняются и сами люди, их поведение. Активно развивается экономика совместного потребления. До пандемии она оценивалась в $325 млрд в год, а сейчас – уже почти в $1,5 трлн. Если люди будут меньше приобретать, а больше делиться с другими, то это скажется на транспорте. Может измениться спрос на перемещение товаров и пассажиров. Это тоже нельзя не учитывать.


Вызов № 5. Быть научным и не строить много иллюзий

– В современном мире всё динамично меняется. Как сделать прогнозы максимально точными и не ошибиться?
– Во многих развивающихся странах, и РФ начинает подходить к этому, подобного рода вызовы прорабатываются с помощью технологии научно обоснованного форсайта. Форсайт использует комплексную систему различных методов – качественных, количественных, смешанных. Слабые стороны одних компенсируются сильными сторонами других инструментов. Например, выводы макроэкономических моделей дополняются экспертными оценками, результаты углублённых интервью – статистическими данными, анализ глобальных трендов по литературным источникам – исследованиями с применением нейросетей и программ для анализа больших данных, таких как отечественная система iFORA, разработанная ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и опирающаяся на более чем 750 млн документов, собранных по всему миру.
Форсайт позволяет принимать решения, исходя из понимания облика будущего, его черт, целевых сценариев, к которым хочется прийти.
Форсайты должны быть системными. Они должны проходить регулярно, в них должны быть включены ключевые стейкхолдеры – представители науки, бизнеса, вузов, государства, общества, а в крупных компаниях, таких как ОАО «РЖД», – руководители и ведущие сотрудники основных департаментов.
Транспортная отрасль находится на историческом перепутье. Она должна суметь обеспечить технологический рывок с учётом выстраивания технологического суверенитета, обозначенного руководством страны в Концепции технологического развития, утверждённой в мае 2023 года. Но идти надо не по пути изоляции, а на базе умной кооперации, экологической, этической и социальной ответственности, вкладываться в будущее, не забывая, конечно, и текущие задачи, которых сейчас у коллег очень много.
На базе ОАО «РЖД» возможно реализовать пионерную форсайт-инициативу. Создать интеллектуальную систему проактивного, опережающего мониторинга глобальных трендов, их оценки и быстрого учёта в управленческих практиках. Это исторически очень важно. Момент нельзя упускать.

Беседовал Виталий Маслюк

СПРАВКА

В ОАО «РЖД» уже есть опыт проведения форсайтов. В 2021 году компания организовала серию стратегических сессий «Форсайт развития науки и технологий до 2050 года», которые позволили рассмотреть вызовы и тренды, способные влиять на экономику, транспортный сектор и железные дороги в перспективе трёх десятилетий. Тогда были проведены четыре стратегические сессии: «Цифровые технологии железнодорожной индустрии – 2050», «Ключевые макроэкономические условия и тенденции развития транспортного рынка для научно-технологического развития холдинга «РЖД», «Транспортный рынок в 2050 году: адаптация холдинга «РЖД» к предстоящим изменениям», «Долгосрочные приоритеты научно-технологического развития холдинга «РЖД». Результаты форсайта вошли в доклад научно-технологического развития холдинга «РЖД» до 2050 года.

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru