Транспортные артерии

Транспортные артерии

Развитие МТК имеет стратегическое значение
Очередное заседание штаба по развитию транспортно-логистических коридоров состоялось 11 июля. На встрече представители Правительства РФ, ОАО «РЖД», Федеральной таможенной службы и профильных министерств обсудили развитие международных транспортных коридоров Север – Юг, азово-черноморского и восточного направлений.

Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов в ходе заседания отметил, что объекты, связанные с выполнением дорожных карт по развитию международных транспортных коридоров (МТК), остаются приоритетными. «Модернизации и строительству таких объектов будет уделяться особое внимание», – подчеркнул он.

Дорожные карты по развитию МТК включают в себя прогноз грузовой базы, разбивку коридоров на участки и элементы инфраструктуры, для которых определены параметры провозной и пропускной способности. Также в документах обозначен перечень инфраструктурных мероприятий по устранению проблемных мест, включая развитие пунктов пропуска на государственной границе. Все мероприятия дорожных карт оцифрованы, а их контроль обеспечен в рамках информационно-аналитической системы управления проектами «Битрикс». Ход реализации документов рассматривается на заседании правительства каждые полгода.

Директор Департамента транспорта Правительства РФ Анатолий Мещеряков сообщил, что согласно дорожным картам развития МТК работы ведутся на Восточном полигоне железных дорог, продолжается развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ), развитие Новороссийского транспортного узла, строительство и реконструкция объектов морского порта Темрюк, а также железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска по всей стране.

Отметим, что в начале июля Андрей Белоусов дал поручение профильным ведомствам представить информацию о необходимых объёмах дополнительного финансирования для завершения строительства объектов согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), срок окончания которого выходит за пределы 2024 года.

Минтрансу России поручено совместно с членами правительственной комиссии по транспорту отработать предложения по приоритетам пролонгации КПМИ на 2025–2030 годы. В пресс-службе Минтранса отметили, что речь в первую очередь идёт о мероприятиях, которые прорабатываются в дорожных картах и рассматриваются на разных площадках в составе международных транспортных коридоров.


Выход на Юг

По данным ОАО «РЖД», в текущем году на развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к АЧБ холдинг направит более 20 млрд руб. Средства пойдут на модернизацию станций Приволжской и Северо-Кавказской дорог и на западный обход Саратовского железнодорожного узла. В планах железнодорожников увеличить провозную способность с 125 млн тонн до 131 млн тонн в направлении портов Юга России.

В конце апреля ОАО «РЖД» выполнило модернизацию станции Тихорецкая (СКЖД), что позволило увеличить её пропускную способность на 27%.
«Разрабатывается план мероприятий с нашим институтом (ИЭРТ. – Ред.), чтобы в 2030 году было 150 млн тонн провозной способности. Ещё два года назад у нас там было меньше 100 млн тонн», – рассказывал в ходе брифинга 6 июля заместитель генерального директора ОАО «РЖД» (вопросы строительного комплекса) Андрей Макаров.

Так, строительство обхода Саратовского узла позволит снять инфраструктурные ограничения для доставки грузов по коридору Север – Юг, а также к портам АЧБ. Предстоит построить 142 км электрифицированного пути, переложить 13 км существующих газо- и нефтепроводов и установить 11 мостов. Открыть движение по этому участку планируется уже в 2025 году, а завершить работы – в 2026-м. «Это на год быстрее, чем предполагалось», – отметил Андрей Макаров.

Сейчас ОАО «РЖД» работает над модернизацией сортировочных парков станций Тимашëвская, Им. Максима Горького и Волжский. Это позволит увеличить транзит грузов.


Экспортный потенциал

Вопросы развития МТК Север – Юг приобрели особое значение в нынешней геополитической ситуации, когда страна перестраивает логистические цепочки и потоки. В этом ракурсе приоритетом для России стало развитие транзитных маршрутов в Каспийском регионе, странах Южной и Юго-Восточной Азии, Персидского залива.

По данным ОАО «РЖД», в прошлом году по МТК перевезено почти 9 млн тонн грузов, а контейнерные перевозки утроились, превысив 22 тыс. ДФЭ. За пять месяцев этого года рост перевозок составил 42% (порядка 4 млн тонн).
«Коридор Север – Юг уже показал свой стратегический характер. Его потенциал колоссальный. В перспективе – за 100 млн тонн», – отметил во время своего выступления генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров на панельной дискуссии «Развитие экономического сотрудничества в рамках международного транспортного коридора Север – Юг», прошедшей в июне на XXVI Петербургском международном экономическом форуме.

Сегодня для повышения пропускной способности строится железнодорожный пункт пропуска Дербент и реконструируются пункты пропуска Верхний Ларс и Яраг-Казмаляр. Общий объём инвестиций в развитие транспортной артерии Север – Юг с 2022 по 2030 год составит порядка 280 млрд руб.



В мае в Тегеране состоялось подписание межправительственного соглашения между Россией и Ираном о совместном строительстве железной дороги Решт – Астара. Общая стоимость реализации проекта составит 1,6 млрд евро. Согласно документу, стороны будут совместно финансировать проектирование, строительство, а также поставки товаров и услуг. Отсутствующий железнодорожный участок позволит соединить линии, расположенные на западной ветке МТК Север – Юг.

Отметим, что по восточной железнодорожной ветке МТК Север- Юг уже курсируют регулярные полносоставные контейнерные поезда. По словам Михаила Глазкова, с апреля 2023 года регулярность сервиса была увеличена, география сервиса расширена, выполняются отправки из Московского региона, Челябинской области, Карелии.

Например, российский оператор «РЖД Логистика» 10 июля отправил из Челябинской области первый контейнерный поезд по восточной ветке коридора Север – Юг из транспортно-логистического центра «Южноуральский».

При этом российские экспортёры заинтересованы в отправках своей продукции по коридору Север – Юг. Так, например, в пресс-службе региональной администрации Ленинградской области отмечают, что предприятия, расположенные в области, на сегодняшний день ориентированы на развитие торгово-экономических отношений со странами Африки. Для региона важно найти более понятные и быстрые пути доставки товаров на Африканский континент.
«Постоянно обсуждаются вопросы логистики, новые возможности, в том числе наращивание экспортных объёмов через коридор Север – Юг совместно с АО «РЖД Логистика». Новые маршруты могут существенно сократить доставку контейнеров в Северную, Восточную и Южную Африку», – сообщили «Гудку» в пресс-службе.

По данным ОАО «РЖД», в этом году по западной железнодорожной ветке МТК Север – Юг планируется перевезти 15 млн тонн, по восточной – порядка 1 млн тонн грузов.


Взгляд на восток

В ходе совещания заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Михаил Глазков привёл данные о выполнении плановых показателей перевозок грузов железнодорожным транспортом на экспорт по итогам первой половины 2023 года. Так, за шесть месяцев перевозки на восточном направлении (порты Дальнего Востока, пограничные переходы с Китаем, Монголией и Казахстаном) выросли на 9,1%, до 134,2 млн тонн, в том числе экспорт – на 13,2%, до 92 млн тонн.

Добиться таких показателей позволила планомерная работа по модернизации Восточного полигона. Финансирование работ за последние пять лет увеличилось в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 году до 400 млрд руб. в 2024 году. Всего на 2023 год подтверждено 250 млрд руб. финансирования, при этом за январь – июнь выполнено работ на 87 млрд руб.
«По итогам шести месяцев мы выполнили в физическом и денежном объёме работ больше, чем за весь 2021 год», – отметил Андрей Макаров.

В настоящее время ОАО «РЖД» параллельно с завершением второго этапа развития Восточного полигона планирует работы по третьему этапу. Реализация проекта разделена на подэтапы, которые основаны на прогнозах увеличения грузооборота. Так, к 2027 году планируется достичь провозной способности в 197 млн тонн, к 2030-му – 210 млн тонн, к 2032-му – 255 млн тонн.

Сергей Волков

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru