Коридор особого внимания

Коридор особого внимания

МТК Север – Юг ждёт большое будущее
Прошлый год изменил транспортно-логистические маршруты, российский бизнес и грузоотправители нашли новых клиентов в странах Ближнего Востока и Южной Азии. При этом логистические цепочки продолжают перестраиваться и адаптироваться согласно этим контрактам. В этом ключе приобретает огромное значение международный транспортный коридор Север – Юг.

Перспективы развития МТК стали темой обсуждения на XXVI Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который состоялся 14–17 июня. На сессии «Развитие экономического сотрудничества в рамках коридора Север – Юг» участники дискуссии обозначили ряд первоочередных задач, которые необходимо решить для увеличения объёмов грузопотока.


Стратегически важно

МТК Север – Юг был определён как отдельный маршрут ещё в середине 90-х годов прошлого века. Сегодня в соглашение по развитию этого направления входят уже 12 государств, хотя первоначально при подписании в 2000 году их было всего лишь три – Россия, Иран и Индия.

По словам специального представителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, в случае реализации проекта развития МТК он будет самым главным транспортным мультимодальным путём Евразии. Север – Юг становится прямым конкурентным маршрутом транспортному морскому пути, проходящему через Суэцкий канал. По сравнению с морским маршрутом расстояние перевозок через МТК Север – Юг сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок.
«Когда случилась авария с сухогрузом в Суэцком канале, каждый час простоя обходился мировым логистическим компаниям в $400 млн, поэтому в случае создания конкурентоспособного обходного маршрута конкуренция будет жесточайшей, поскольку речь идёт об очень больших деньгах», – предположил спецпредставитель президента.

Председатель комитета Государственной думы РФ по международным делам Леонид Слуцкий отметил, что организация взаимодействия с партнёрами и реализация строительства коридора по своей значимости сегодня находится на первом месте.

Драйвером развития торгового пути стало подписание межправительственного соглашения между Россией и Ираном по строительству железнодорожной ветки Решт – Астара. Согласно документу, стороны будут совместно финансировать проектирование, строительство, а также поставки товаров и услуг. Общая стоимость реализации проекта составит 1,6 млрд евро. Также правительство и ведомства на данный момент ведут модернизацию автомобильных пунктов пропуска на границах государств, входящих в коридор Север – Юг.


Объёмы перевозки

Выступая на пленарной сессии ПМЭФ-2023, президент РФ Владимир Путин заявил, что рассчитывает на то, что в скором времени грузопоток по транспортному коридору Север – Юг начнёт уверенно расти.

«Особое внимание будем уделять коридору Север – Юг. Планируем к 2025 году удвоить, а к 2030 году утроить объём экспортных перевозок по этому маршруту», – сказал глава государства.

«Если в 2022 году по МТК перевезли 14,5 млн тонн, то в этом году, по прогнозным оценкам, это будет уже 17,6 млн тонн с перспективой к 2030 году до 40 млн тонн», – отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев.

Большую часть от заявленного Минтрансом объёма возьмёт на себя железнодорожный транспорт. Только по итогам прошлого года железнодорожные перевозки по всем маршрутам МТК увеличились более чем на 60%, до 9 млн тонн.

По словам генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, потенциал коридора колоссальный. «Прошлый год показал стратегическое значение МТК Север – Юг для страны, нам нужно развивать его ещё более активно», – сообщил он, выступая на форуме.

По данным холдинга, железнодорожные перевозки в рамках коридора за 5 месяцев 2023 года составили 4 млн тонн, что на 42% больше аналогичного периода прошлого года. Объём контейнерных перевозок за этот же период достиг почти 20 тыс. ДФЭ – рост в четыре раза.

В этом году по западной железнодорожной ветке МТК Север – Юг планируется перевезти 15 млн тонн груза, по восточной – порядка 1 млн.

По мнению Олега Белозёрова, в стратегической перспективе грузовой потенциал можно оценить более чем в 100 млн тонн грузов в год. Глава ОАО «РЖД» при этом вспомнил 2013 год, когда всего с 5–6 тыс. контейнеров началась «раскатка» коридора Китай – Европа, и всего через несколько лет количество контейнеров превысило 700 тыс. в год.

Основной номенклатурой грузов для коридора могут стать зерновые, продовольственные товары, уголь, прочие продукты. Также возможен рост перевозок древесины, минеральных продуктов, чёрных металлов, продукции перерабатывающей и химической промышленности.


Устранить барьеры

Чтобы развить потенциал МТК, необходимо настроить бесшовную мультимодальную доставку товаров, синхронизировав морские, железнодорожные и автоперевозки. Для этого потребуется преодолеть около 40 инфраструктурных ограничений, в которые входят не только проблемные места на самой инфраструктуре, но и логистические, тарифные и законодательные несостыковки, считает Сергей Иванов.

Министр транспорта и городского развития Исламской Республики Иран Мехрдад Базрпаш выступил с рядом предложений, которые, по его мнению, положительно повлияют на развитие коридора Север – Юг. Это участие российских инвесторов, грузоотправителей и логистических компаний в иранских проектах по развитию портов на юге Ирана – в Персидском и Оманском заливах; создание совместных компаний, а также предприятий малого и среднего бизнеса, которые будут использовать энергоёмкие знания и технологии, в том числе цифровые, в развитии логистических услуг; привлечение российских инвесторов в проектирование и развитие ТЛЦ в Иране, а также в создание свободных экономических зон.
«Мы поддерживаем открытие дочерних предприятий российских перевозчиков на территории Ирана и готовы к созданию консорциумов с железнодорожными и морскими операторами. Для этого уже готовы соответствующие предпосылки», – отметил Мехрдад Базрпаш.

При этом Олег Белозёров подчеркнул, что ОАО «РЖД» готово совместно с другими компаниями строить транспортные хабы и использовать тот потенциал, который имеет в рамках Содружества железных дорог пространства 1520.

Возможно, наличие базовой крупной компании и перевозчика с огромным опытом в МТК Север – Юг значительно упростит и ускорит создание необходимой инфраструктуры, согласования различных вопросов.

Модератор дискуссии на ПМЭФ, президент Российской академии транспорта Александр Мишарин заметил, что для развития такого крупного проекта действительно хорошо бы иметь специально назначенного руководителя высокого государственного ранга.

Глава ОАО «РЖД» считает, что в рамках работы МТК Север – Юг для формирования грузовой базы необходимо создание новых сервисов и услуг: возможность быстрой перегрузки и оформления товаров, использование навигационных пломб, внедрение систем контроля и доведения информации до грузоотправителей. По словам главы ОАО «РЖД», многое также зависит от формирования сквозных тарифов.
«Ключевой аспект – необходим симбиоз и взаимодействие разных видов транспорта. Так, например, в РФ создана нормативная база по контрейлерным перевозкам. Это возможность транспортировки автомобильных полуприцепов по железной дороге, – сказал Олег Белозёров. – Этот механизм может быть опробован в Астаре».

В свою очередь представитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) отметил, что Россия остаётся крупнейшим экспортёром, и ведомство старается уйти от использования бумажных сертификатов, в том числе во взаимодействии со странами, через которые проходит коридор. Если раньше все манипуляции по качеству груза происходили на границе, то сегодня все работы выполняются внутри страны-экспортёра. «Транспортная система сложилась так, что обеспечение безопасности происходит на нашей территории. Мы перешли на предварительное уведомление в информационных системах со странами-партнёрами», – подытожил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.

Сергей Волков

Можем сами

ОАО «РЖД» успешно отвоёвывает технологическую независимость

Рубрики: ПМЭФ-2023
Дружить странами

В условиях санкционного давления укрепляются отношения в БРИКС

Рубрики: ПМЭФ-2023
Диалог России и Китая

Всестороннее сотрудничество идёт на пользу двум странам

Рубрики: ПМЭФ-2023

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru