Новые возможности
Андрей Тихомиров
Андрей Тихомиров
первый заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»

Новые возможности

Руководителям филиалов предоставят больше свободы манёвров
Штатное расписание – это документ, устанавливающий количественный и качественный состав работников компании. Штатное расписание в ОАО «РЖД» включает в себя структуру, численность и должностной состав работников с указанием должностных окладов и разрядов. Кроме того, приём работников осуществляется на штатные должности, предусмотренные в штатном расписании.

Штатное расписание должно быть составлено так, чтобы подразделения имели возможность и ресурсы эффективно выполнять свои процессы и поставленные задачи. Именно поэтому важно обеспечивать соответствие структуры и численности объёмам выполняемых работ и возложенным функциям, а также актуальность штатного расписания. Таким образом, штатное расписание должно быть оперативно изменяющимся (то есть гибким), оптимальным и отвечать всем условиям.

В настоящее время решение об изменении штатных расписаний линейного уровня (ПЧ, ПМС, ДС, РЦС, ТЧЭ, ЭЧ, НГЧ и др.) принимает самостоятельно руководитель филиала или руководитель региональной дирекции (центра) при делегировании ему соответствующих полномочий.

А изменение штатных расписаний органов управления филиалов и их региональных дирекций (центров) происходит по согласованию с корпоративным центром ОАО «РЖД» (причастными департаментами и курирующими заместителями генерального директора ОАО «РЖД»).

Жёсткая организационная структура и строгий контроль за её изменениями были необходимы при глобальной структурной реформе при переходе от МПС к ОАО «РЖД» и формировании функциональных филиалов из железных дорог. Сегодняшние реалии (увеличение скорости изменения среды, повышение уровня неопределённости, развитие технологий, роботизация и т.д.) требуют быстрой и эффективной реакции, поэтому появилась потребность применять современные эффективные инструменты менеджмента.

Для этого в 2019 году принято решение запустить пилотный проект по делегированию полномочий руководителям филиалов на внесение изменений в штатные расписания в рамках утверждённых параметров. Такими параметрами могут выступать численность подразделения, процент руководителей, количество подразделений, находящихся в подчинении у руководителей, звенность, а также бюджетные параметры.

То есть филиалам устанавливаются определённые границы, в которых можно перераспределять численность, изменять категории должностей и оклады.

Контроль этих параметров со стороны ОАО «РЖД» осуществляется при помощи автоматизированной системы, в которой ведётся штатное расписание.

В пилотном проекте изначально приняли участие два филиала ОАО «РЖД»: Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), осуществляющий коммерческую деятельность (взаимодействие с клиентами по перевозке грузов), Центр корпоративного учёта и отчётности «Желдоручёт», осуществляющий деятельность по бухгалтерскому и налоговому учёту.

Делегирование полномочий в данных филиалах ОАО «РЖД» позволило улучшить следующие показатели:
1. Своевременность и актуальность изменений штатного расписания.
2. Сокращение времени внесения изменений в организационную структуру более чем в 3 раза.
3. Увеличение количества обращений в 2 раза, а значит, повышение инициативности на местах.

После получения положительных результатов руководством ОАО «РЖД» было принято решение о поэтапном расширении пилотного проекта. Однако, учитывая временные ограничения из-за пандемии на изменение организационной структуры и увеличение бюджетных параметров, пилот по делегированию полномочий был приостановлен.

В настоящее время все ограничения относительно организационной структуры сняты, и в ближайшее время ещё восемь филиалов ОАО «РЖД» смогут самостоятельно управлять своей структурой в пределах утверждённых параметров.

Какие ещё эффекты ожидаются от делегирования полномочий?

Кроме перечисленных выше результатов, также можно отметить повышение вовлечённости руководителей. Понимая, что у руководителя есть возможность оперативно влиять на ситуацию, он быстро и самостоятельно перераспределяет собственные ресурсы, следовательно, и эффективность этих изменений также растёт.

Делегирование полномочий подразумевает под собой изменения в штатном расписании в связи с изменением объёмов работ или процессов. Поэтому возникает необходимость оценки, насколько эффективно эти изменения были произведены. Эта информация актуальна и для владельцев процессов на уровне корпоративного центра, но ещё больше важна для руководителей на местах, которые принимают решения о тех или иных изменениях.

Для ответа на данный вопрос Департаментом по организации, оплате и мотивации труда совместно с Российским университетом транспорта (МИИТ) разработана соответствующая методика. Она подразумевает оценку эффективности реализованных структурных изменений через повышение выработки, рост экономических эффектов, а также с помощью оценки эффективности выполнения конкретных функций.

В методике применяются инструменты математического моделирования, статистики (факторный, регрессионный, ретроспективный анализ, методы ранжирования и нормирования показателей и др.). В основе методики заложен анализ показателей эффективности выполнения конкретных основных функций подразделений (КПЭФ). КПЭФ учитывает объёмы работ по данным функциям, качество, сложность и затраты на их выполнение. Оценка эффективности выполнения функций проводится через сравнение КПЭФ аналогичных подразделений (например, службы управления имуществом железных дорог) или сравнение КПЭФ одного подразделения в разные временные периоды (служба управления имуществом Октябрьской железной дороги за 2020 и 2022 годы).

Результатом применения методики являются аналитические показатели эффективности, рекомендации дополнительных исследований или готовые решения по повышению эффективности организационной структуры.

Данная концепция в начале текущего года была представлена генеральному директору – председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову и другим руководителям ОАО «РЖД», получена полная поддержка в развитии указанной работы, принято решение об апробации в пилотных подразделениях и дальнейшем распространении на остальные направления деятельности.

Также обязательным аспектом внедрения данного проекта является автоматизация для целей непрерывного онлайн-мониторинга эффективности организационной структуры по всем направлениям деятельности.

Если говорить о перспективах, всем руководителям филиалов ОАО «РЖД» в течение 2023–2024 годов будут делегированы полномочия на самостоятельное внесение изменений в штатное расписание. Параллельно руководители филиалов могут делегировать полномочия руководителям региональных дирекций распоряжаться своим штатным расписанием также в пределах утверждённых параметров.

Таким образом, делегирование полномочий позволяет руководителям филиалов быстро реагировать на меняющиеся внешние условия, грамотно перераспределять имеющиеся трудовые ресурсы, самостоятельно распоряжаться фондом оплаты труда. Поэтому делегирование полномочий – это новые возможности для повышения операционной эффективности не за счёт сокращения численности, а за счёт рационального распределения ресурсов.
Дела людей дела

РЖД реагируют на вызовы в работе с персоналом

Рубрики: Кадры
Свести баланс
Андрей Тихомиров, первый заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»,

Производственные группы обеспечены бюджетом

Рубрики: Кадры
Творческий подход
Юлия Алексеева, начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

В компании стартовал третий сезон проекта «ПРОлюдей»

Рубрики: Кадры
Состоять в трудовых отношениях

Человеческий капитал ОАО «РЖД» под защитой

Рубрики: Кадры
Смотр новобранцев

Как на дорогах проходит адаптация женщин-машинистов  

Рубрики: Кадры

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Перепрошивка: как защитить свой мозг в цифровую эпоху
Карл Марси
«Перепрошивка: как защитить свой мозг в цифровую эпоху». Издательство «Альпина нон-фикшн» 2023 год
Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников
Патрик Ленсиони
«Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru