На шаг впереди

На шаг впереди

РУТ (МИИТ) развивает ИИ-технологии
Искусственный интеллект охватывает всё большее число отраслей. Сегодня он активно применяется в медицине и промышленности, в банковском деле, на транспорте. Не отстаёт и сфера образования. Многие вузы, в том числе Российский университет транспорта (МИИТ), внедряют образовательные программы для обучения ИИ-специалистов, а также занимаются разработкой безлюдных технологий и программ.

В этом учебном году в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика» вузы начали обучать магистров по 83 новым программам в сфере искусственного интеллекта. В их разработке участвовали Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет ИТМО, МИРЭА – Российский технологический университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и другие.

Первыми вузами, которые в 2022/23 учебном году начали реализацию программ магистратуры по профилю «Искусственный интеллект», стали Дальневосточный федеральный университет, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова и другие.
«В текущей ситуации для нас особенно важна качественная подготовка специалистов в сфере IT и искусственного интеллекта для высокотехнологичных производств. От их профессионализма и уровня компетенций будут зависеть информационная безопасность страны и уровень развития технологий, – подчеркнул заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. – Система высшего образования стремится оперативно отвечать на вызовы, разрабатывая актуальные программы обучения. Программы по искусственному интеллекту подготовлены ведущими университетами, исходя из запросов и потребностей предприятий отраслей экономики. Особый акцент сделан на региональных вузах».

В 2023/24 учебном году также планируется внедрение программ бакалавриата по направлениям искусственного интеллекта.

Разработкой образовательных ИИ-программ занимаются и отраслевые вузы. Так, например, Российский университет транспорта (МИИТ) является участником совместного проекта Минобрнауки и Минцифры «Цифровые кафедры».

На цифровой кафедре университета реализуется программа профессиональной переподготовки «Искусственный интеллект и машинное обучение». Студенты могут формировать и развивать цифровые компетенции, необходимые в транспортной сфере, в частности создавать нейросети на основе искусственного интеллекта.
«Проект «Цифровые кафедры» – это очень своевременная инициатива, поскольку степень цифровизации практически всех процессов сейчас крайне высокая. Если раньше достаточно было уметь работать с текстовыми файлами, то теперь практически любой специалист должен обладать навыками создания веб-сайтов и работы с базами данных, – рассказал проректор РУТ (МИИТ) Виталий Борщ. – Если заглянуть на пять – семь лет вперёд, то станет понятно, что специалист, который условно занимается обслуживанием транспортных средств или проектированием программных продуктов, должен уметь создавать простейшую нейросеть для решения соответствующих практических задач. Это станет базовой грамотностью, поэтому и будут запущены программы профпереподготовки, которые позволят «прокачать» цифровые навыки обучающихся».

Кроме того, РУТ (МИИТ) в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» планирует реализовать проект «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика для транспорта и логистики». Он предусматривает, что при поддержке ОАО «РЖД» и других транспортных компаний будет открыт ряд программ ДПО в областях математики для анализа данных, интеллектуального управления логистическими потоками, цифровых технологий в логистике и цепях поставок, предиктивной аналитики и машинного обучения на транспорте, разработки программного обеспечения, использующего возможности искусственного интеллекта.

В планах университета – разработка образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в области ИИ и предиктивной аналитики, автономного судовождения. Кроме того, планируется разработать интеллектуальную систему освоения цифровых компетенций в сфере транспорта и логистики, где индивидуальную образовательную траекторию обучающихся формирует нейросеть.

Для студентов также проводятся открытые лекции по искусственному интеллекту. Так, например, в октябре в академии «Высшая инженерная школа» РУТ (МИИТ) ведущий научный сотрудник Самарского федерального научного центра РАН, сопредседатель комитета по искусственному интеллекту научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего» Пётр Скобелев выступил с лекцией «Эмерджентный искусственный интеллект для управления ресурсами в реальном времени на основе онтологий и мультиагентных технологий». В ходе занятия участники получили представление о новом видении Индустрии 5.0 / Общества 5.0, отработали постановку задач создания сложных интеллектуальных систем управления, узнали принципы построения эмерджентного интеллекта, онтологий и мультиагентных технологий для управления ресурсами, рассмотрели модели и методы коллективного принятия решений, познакомились с подходами к разработке гипотез и математических моделей для решения задач в области транспорта.


Интеллектуальная помощь отрасли

В РУТ (МИИТ) действует научно-исследовательская лаборатория «Грузовая и коммерческая работа» (НИЛ ГКР), на базе которой сформирован центр «Интеллектуальные транспортные системы и технологии». Там осуществляются разработка, внедрение и сопровождение перевозочных технологий, цифровых технологий и автоматизированных систем в области транспортной логистики. Основными разработками являются системы, находящиеся в постоянной эксплуатации в ОАО «РЖД»: Единая автоматизированная система актово-претензионной работы (ЕАСАПР), Автоматизированная система оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (АСКМ), Автоматизированная система терминально-складской деятельности (АС ТЕСКАД). На все разработки НИЛ ГКР получены свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ.

В настоящее время лаборатория работает в направлении создания систем искусственного интеллекта в рамках программы «Цифровая железная дорога» ОАО «РЖД», среди которых интеллектуальный коммерческий осмотр поездов и вагонов. Проект направлен на обеспечение возможности применения безлюдной технологии при проведении коммерческого осмотра поездов и вагонов на станциях отправления (при приёме порожних и гружёных вагонов к перевозке), в пути следования, а также на станциях назначения.

Юлия Антич

Наука о ведении бизнеса

РУТ (МИИТ) развивает предпринимательское мышление студентов

Рубрики: Образование
Индустрия 5.0

Отраслевые вузы дают будущим железнодорожникам цифровые знания

Рубрики: Образование
В числе лучших

Отраслевые вузы включены во всероссийский образовательный рейтинг

Рубрики: Образование
Эталон обучения

Отраслевые вузы превратятся в кампусы мирового уровня

Рубрики: Образование
Срочно требуются

В РУТ (МИИТ) будут готовить специалистов в сфере радиотехнических систем

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100