Гранты в дело

Гранты в дело

Отраслевые вузы становятся центрами инновационного транспортного развития
Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года подразумевает, что отраслевые образовательные организации должны стать центрами инновационного транспортного развития – они будут предлагать работодателям инфраструктуру для организации тематических исследовательских центров и апробации инновационных решений, а также заниматься актуальными прикладными разработками и фундаментальными исследованиями. Некоторые железнодорожные университеты уже активно решают эти задачи.

В этом году Иркутский и Самарский государственные университеты путей сообщения (ИрГУПС и СамГУПС) организуют собственные акселераторы для создания инновационных продуктов для железнодорожного транспорта. Каждый вуз получил грант, победив в конкурсном отборе федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (всего на получение грантов претендовали более 130 российских вузов, но только 83 получили поддержку. Результаты были озвучены конкурсной комиссией 5 сентября. В этом году на создание первых стартап-студий на базе российских вузов будет направлено 1,5 млрд руб.).

Как рассказал ректор СамГУПСа Максим Гаранин, конкурсный отбор на предоставление гранта был открытым и проводился в два этапа: первый включал в себя сбор заявок, их рассмотрение конкурсной комиссией, а также проведение экспертизы заявок, второй – оценку результатов экспертизы и подведение итогов конкурса. Университет подготовил квалифицированную, обоснованную заявку с учётом адаптации инновационных проектов к потребностям подразделений ОАО «РЖД».
«Основными отличиями заявки СамГУПСа стали ставка на совместный бизнес-инкубатор «Университет – Куйбышевская железная дорога» и принципы, заложенные в систему управления, согласно которым административное управление закреплено за вузом, а функциональное – за Куйбышевской железной дорогой», – подчеркнул Максим Гаранин.

Утверждённая программа создания стартапов в СамГУПСе разделена на три этапа и рассчитана на полтора года. Уже в этом году более 300 студентов приступят к разработке бизнес-идей и к концу первого этапа (декабрь 2022 года) представят свои бизнес-модели.

Программа предусматривает проведение конкурсов после каждого этапа, в экспертную комиссию которых войдут сотрудники Куйбышевской магистрали, общественной организации «Опора России», венчурных фондов, а также успешные предприниматели и представители университета. «Многоуровневый отбор проектов высококвалифицированными специалистами позволит выполнить KPI, установленные Программой взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта», – отметили в вузе.

Основные технологические направления стартапов будут касаться технологий мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации её загрязнения, создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта, энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.

ИрГУПС победил в конкурсном отборе с проектом «Преакселерационная программа «Цифра-2022». В ней примут участие наставники из числа активных преподавателей университета, менторы от организаций-партнёров и эксперты отраслей железнодорожного транспорта, информационных технологий и бизнес-проектирования. Всё это позволит сформировать у студентов компетенции по технологическому предпринимательству.

Программа продлится до 15 декабря 2022 года. За это время будет проведено 30 образовательных, проектных и командообразующих мероприятий, в которых примут участие более 300 человек. Результатом станет разработка 50 стартап-проектов.
«Для ИрГУПСа очень важно всестороннее развитие наших студентов. Мы всячески поддерживаем и поощряем проектные работы обучающихся», – отметил ректор университета Юрий Трофимов.

Записаться в стартап-школу может любой студент ИрГУПСа. В приоритете обучающиеся, у которых уже есть идеи или наработки для будущего проекта.

Как отметил соруководитель стартап-школы Павел Иванов, молодые учёные будут осваивать технологии создания 3D-анимации для мобильных приложений, также они ознакомятся с моделированием транспортных объектов. «Образование всегда должно быть актуальным, поэтому мы стремимся дать студентам знания в самых актуальных сферах», – подчеркнул он.

Отрабатывать практические навыки студенты будут с помощью современного оборудования и программного обеспечения. Так, например, в их распоряжении виртуальное депо, где можно изучить устройство локомотива.
«Студенту достаточно надеть очки виртуальной реальности и наушники – и он окажется в реальной рабочей обстановке. Именно такое обучение помогает научиться быстро реагировать на любую ситуацию, в том числе нештатную», – пояснил соруководитель стартап-школы Евгений Дульский.

Помимо виртуальной реальности и автоматизации через смартфон управления производством студенты стартап-школы узнают и о том, как правильно написать свой научный проект, а потом выиграть грант на его реализацию.
«Мы расскажем, как реализовать проект, с какими подводными камнями при этом можно столкнуться. По сути, поможем найти реальный путь к успеху», – подчеркнул Евгений Дульский.

В рамках поддержки технологического предпринимательства на базе ИрГУПСа будет открыта новая производственная лаборатория по типу Fab Lab. Благодаря ей каждый сможет спроектировать и создать прототип своего продукта.

Чтобы совершенствовать свои научные разработки, вузы активно взаимодействуют с транспортными компаниями и предприятиями. Например, ИрГУПС и Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (АО «ВНИКТИ») в июле этого года подписали соглашение о сотрудничестве в области инновационной деятельности. Стороны объединят усилия в области выполнения перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, научных разработок, создания высокотехнологичной продукции, повышения качества подготовки и переподготовки кадров.

В числе партнёров академии «Высшая инженерная школа» Российского университета транспорта (МИИТ) – ОАО «РЖД». «Мы сотрудничаем сразу с несколькими филиалами ОАО «РЖД». Для АО «Федеральная пассажирская компания» разрабатывали приложение – парсер данных для сбора и анализа отзывов пассажиров АО «ФПК» с геокартографических сервисов, их классификации и представления в виде интерактивного дашборда. Для Центра фирменного транспортного обслуживания разработали приложение для анализа обращений клиентов ОАО «РЖД». Центральная дирекция тяги выступила заказчиком и дала положительную оценку выполненной работе по разработке IT-сервиса оценки углеродного следа грузовой мультимодальной перевозки», – рассказал директор академии Олег Покусаев.

Программа взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта также предусматривает научное сотрудничество компании и отраслевых вузов. В соответствии с документом обеспечен трансфер научных разработок железнодорожных университетов в деятельность региональных инновационных площадок компании; функционирует механизм грантовой поддержки научных разработок научно-педагогических работников и аспирантов отраслевых вузов.

Юлия Антич
По пути новаций

Финалисты «Нового звена – 2022» реализуют свои проекты

Рубрики: Цифровизация
Операции на своей системе

РЖД на пути к техническому суверенитету

Рубрики: Цифровизация
«Ласточка» полетит без машиниста

ОАО «РЖД» работает над созданием беспилотников

Рубрики: Цифровизация
К бою готовы
Иван Ветряк, генеральный директор ООО «РЖД-ТехСервис»,

Три кита и три принципа корпоративного сервиса

Рубрики: Цифровизация
Футуристические технологии

Отраслевые вузы внедряют искусственный интеллект

Рубрики: Цифровизация

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru