Ускоренная подготовка
Дмитрий Шаханов
Дмитрий Шаханов
заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

Ускоренная подготовка

Отраслевые колледжи и техникумы запустили профессионалитет
С 1 сентября в ряде российских колледжей и техникумов стартовал федеральный проект «Профессионалитет». При поддержке компании «РЖД» в нём участвуют отраслевые учебные заведения. Как выстроен учебный процесс и чему учат студентов, «Пульту управления» рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов.

– Дмитрий Сергеевич, почему ОАО «РЖД» заинтересовано в реализации проекта «Профессионалитет»?
– Федеральный проект «Профессионалитет» призван сблизить реальный сектор экономики и среднее профессиональное образование. По сути, сейчас в стране пилотируется механизм, который позволит синхронизировать запросы работодателей с программами обучения российских техникумов и колледжей. Речь идёт о кластерной системе, которая должна объединить усилия бизнеса и образовательных организаций и повысить качество подготовки персонала для восьми отраслей экономики, в том числе для железнодорожного транспорта.
Участие ОАО «РЖД» в проекте «Профессионалитет» открывает ряд преимуществ и для компании, и для отраслевых учебных заведений, и для самих учащихся. Сегодня перед нашей компанией стоит ряд амбициозных задач, мы активно внедряем новый подвижной состав, новые технологии обслуживания инфраструктуры, идёт цифровизация производственного процесса – всё это требует наличия у работников межфункциональных знаний и компетенций. Участие в проекте позволит нам готовить высококлассных специалистов с расширенным перечнем компетенций под запрос наших производственных подразделений.
Есть определённые преимущества в многопрофильном обучении и для будущих выпускников колледжей и техникумов. Если специалист в техникуме будет осваивать три рабочие профессии, то в перспективе он сможет выбрать ту, которая наиболее востребована в его регионе. Кроме того, у него будут более широкие возможности для карьерного роста, в том числе за счёт перехода в смежные хозяйства. Молодые специалисты после профессионалитета смогут максимально быстро адаптироваться на производстве.
Что касается учебных организаций, то, во-первых, они получают от государства ощутимую поддержку – грант в размере 100 млн руб. на обновление учебно-лабораторной базы. И, во-вторых, участие в проекте для них – это хорошая возможность не только перестроить процесс обучения, но и пересмотреть свой подход к подготовке преподавателей.


– Какие отраслевые учебные заведения участвуют в федеральном проекте?
– В 2022/23 учебном году отраслевые образовательно-производственные центры (кластеры) открыты в девяти железнодорожных образовательных организациях. Если посмотреть на географию, то мы постарались задействовать всю сеть. Сегодня кластеры действуют в девяти городах по всей стране – это Ростов-на-Дону, Ярославль, Самара, Пермь, Тайга, Улан-Удэ, Томск, Тында, Хабаровск. Особое внимание мы уделяли Дальневосточному федеральному округу, там открыли три кластера. Этот регион сегодня очень важен для нас – объёмы перевозок на Дальний Восток растут, компания активно участвует в модернизации БАМа. Но там сложная демографическая ситуация, и железной дороге не хватает квалифицированных кадров.

– Учебные заведения и предприятия – партнёры проекта объединены в образовательно-производственные центры (кластеры). Какое участие принимает в этой работе ОАО «РЖД»?
– Наша компания выступает в качестве партнёра создаваемых кластеров. Соответствующие соглашения о партнёрстве в рамках проекта подписаны в марте 2022 года между ОАО «РЖД», Росжелдором, колледжами и субъектами Российской Федерации.
Вся работа по развитию кластера координируется через проектную группу, в которую входят представители образовательных организаций и компании. Такой подход позволяет подготовить общую нормативную базу и работать в едином ключе по всем кластерам.
Хочу отметить, что компания готова участвовать в финансировании модернизации инфраструктуры колледжей и техникумов. Каждому кластеру будет оказана помощь на развитие учебно-лабораторной базы. Суммарно за три года вложения компании составят более 360 млн руб. В этом году мы создаём современные тренажёрные классы для подготовки специалистов хозяйства пути со всеми устройствами и конструкциями, применяемыми на инфраструктуре железных дорог. В следующем году планируется сделать классы для подготовки специалистов хозяйства электроснабжения.
Сформирована и новая организационная структура, в которой ОАО «РЖД» как работодатель будет участвовать в принятии управленческих решений по ключевым вопросам развития кластера (развитие материально-технической базы, дизайн помещений, обновление программ, обучение преподавателей и прочее). Кроме того, мы планируем, что работники компании смогут непосредственно участвовать в образовательном процессе. Также при участии компании будут сформированы новое содержание и структура образовательных программ.

– Был ли профессионалитет востребован среди абитуриентов в эту приёмную кампанию?
– В 2022/23 учебном году по программам профессионалитета обучаются около 900 студентов, 769 из них – это целевики.
Востребованность программ профессионалитета подтверждается внушительным конкурсом – более трёх человек на место, при этом средний балл аттестата прошедших по конкурсу составил 4,14, что почти на полбалла выше, чем в прошлом году. Наибольший конкурс традиционно был на специальность «техническая эксплуатация подвижного состава».

– Как организовано обучение студентов профессионалитета?
– Апробация новой модели подготовки кадров для железнодорожного транспорта будет осуществляться по четырём специальностям, которые являются основными для железной дороги: «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «электроснабжение», «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)», «автоматика и телемеханика на транспорте».
Программы обучения для профессионалитета предполагают более интенсивный образовательный процесс и производственную практику, что позволит сократить сроки обучения на четыре месяца. То есть общая продолжительность программы теперь составляет 3,5 года, при этом на общеобразовательные дисциплины приходится один год, а на профессиональные – 2,5 года. Сокращение общих сроков обучения стало возможно за счёт интенсификации практической подготовки и отнесения отдельных дисциплин на самоподготовку.
После апробации проекта будет принято решение о целесообразности дальнейшего сокращения сроков обучения. Но это должно быть сопряжено с переработкой федеральных государственных образовательных стандартов. Например, сейчас ФГОСом предусмотрены общегуманитарные дисциплины, такие как философия и психология общения, которые не являются необходимыми для подготовки специалистов рабочих профессий.

– Какое участие в организации обучения принимает ОАО «РЖД»?
– Во-первых, наша компания принимает участие в разработке образовательных программ профессионалитета. У нас широкая сеть корпоративных учебных центров, где мы применяем лучшие практики и современные стандарты обучения для подготовки рабочих, у нас в этой сфере накоплен большой опыт, и на его основании мы формируем новое содержание программ СПО. Уверен, что полученные знания и навыки позволят выпускникам техникумов в максимально короткие сроки адаптироваться на производстве.
Во-вторых, это обновление учебно-лабораторной базы. Эксперты ОАО «РЖД» разработали типовой инфраструктурный лист для всех учебно-производственных зон и учли все требования, которые компания сегодня предъявляет к подготовке рабочих в учебных центрах. Особенностью подготовки инфраструктурных листов для железнодорожных кластеров стала их унификация. Иными словами, инфраструктурные листы разрабатывались не под каждый кластер, а под конкретную специальность. Это позволит выстраивать единые стандарты обучения во всех кластерах железнодорожного транспорта.

– Предполагается, что подготовка студентов профессионалитета будет более практико-ориентированной. За счёт чего удастся этого добиться?
– В программах профессионалитета предусмотрена модель образовательного интенсива. Это значит, что в период одного практического обучения будут закрепляться теоретические знания, полученные в двух и даже трёх образовательных циклах. В фокусе внимания – изучение конкретных трудовых действий, необходимых для работы по профессии в соответствии с требованиями как профессиональных стандартов, так и компании. Рассчитываем, что в железнодорожных кластерах обучающиеся смогут освоить не менее трёх рабочих профессий, востребованных отраслью, таких как помощник машиниста локомотива, монтёр пути, электромонтёр, осмотрщик-ремонтник вагонов и другие.

– По какому принципу будут подбираться эти профессии?
– Выпускники профессионалитета освоят специальности смежных хозяйств. Например, для локомотивщиков предусмотрено освоение таких профессий, как помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза, осмотрщик-ремонтник вагонов. Такой подход выгоден и работодателю, и работнику. Компания может задействовать персонал на разных типах подвижного состава без переобучения, а работник получает дополнительные возможности для построения своей профессиональной карьеры. Мобильность – это дополнительное преимущество на рынке труда. Кроме того, освоение профессии осмотрщика-ремонтника вагонов позволит работникам быть готовыми к выполнению вспомогательных работ во время движения. Это позволит компании более экономно подходить к использованию трудовых ресурсов, а для работника это возможность дополнительного заработка.

– Как и где будет организована производственная практика?
– Со второго курса для студентов всех специальностей начинается обязательная учебная практика, а с третьего курса они выходят на производственную практику по профилю специальности.
Производственная практика предусмотрена по каждой получаемой рабочей профессии и проходит на предприятиях железнодорожного транспорта, чтобы дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования.

– Какие экзамены предстоит сдать студентам?
– Выпускники профессионалитета будут сдавать демонстрационный экзамен на тренажёрах и полигонах – это основная форма аттестации. Оборудование, поступившее за счёт средств гранта, и учебно-лабораторные комплексы, поставленные ОАО «РЖД», позволят обеспечить высокий уровень организации выпускных квалификационных испытаний.

– Гарантирует ли ОАО «РЖД» трудоустройство выпускникам профессионалитета?
– Большая часть обучающихся по программам профессионалитета – это студенты-целевики. Заключение договора обеспечит им гарантированное трудоустройство по специальности в дистанции пути, дистанции сигнализации, централизации и блокировки, дистанции электроснабжения или в эксплуатационные локомотивные депо.

– Планируется ли со следующего учебного года включение в проект других отраслевых учебных заведений?
– В 2022 году ещё один отраслевой техникум – филиал РГУПСа в Воронеже – выиграл конкурс на предоставление гранта в 100 млн руб. на открытие площадки профессионалитета. Этому учебному заведению, как и другим отраслевым образовательным организациям – участникам проекта, будет оказана поддержка со стороны компании.
Хочу отметить, что участие в федеральном проекте предполагает конкурсный отбор, и здесь многое зависит от желания и готовности филиалов наших отраслевых вузов. ОАО «РЖД» выступает гарантом реализации программы, которую предлагают отраслевые образовательные учреждения. Мы можем помочь на каждом этапе, от подготовки конкурсных заявок до внедрения новых программ и образовательных технологий. Но инициатива должна исходить от образовательных организаций, мы будем поддерживать тех, кто готов меняться.
Уверен, что эффективное взаимодействие ОАО «РЖД» с железнодорожными кластерами позволит обеспечить главную цель федерального проекта «Профессионалитет» – комплексную реструктуризацию системы СПО за счёт экспериментальных программ с сокращёнными сроками обучения и модернизации материально-технической базы образовательных организаций.

Беседовала Юлия Антич

СПРАВКА

Филиалы отраслевых университетских комплексов, участвующие в федеральном проекте «Профессионалитет»

• Тайгинский институт железнодорожного транспорта;
• Самарский колледж железнодорожного транспорта;
• Байкало-Амурский институт железнодорожного транспорта в Тынде;
• Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта;
• филиал ПГУПСа в Ярославле;
• Пермский институт железнодорожного транспорта;
• Техникум РГУПСа в Ростове-на-Дону;
• Томский техникум железнодорожного транспорта;
• Хабаровский техникум железнодорожного транспорта;
• филиал РГУПСа в Воронеже.

Сразу к делу

Студенты траспортных вузов решают бизнес-кейсы

Рубрики: Образование
Открытая школа

Вузы и бизнес развивают будущих специалистов

Рубрики: Образование
Передовики инженерного образования

Отраслевые вузы совершенствуют подготовку кадров

Рубрики: Образование
Российско-китайские дипломы

Отраслевые вузы двух стран расширяют сотрудничество

Рубрики: Образование
В правовом поле

РУТ (МИИТ) развивает подготовку юристов для отрасли

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru