Ускоренная подготовка
Дмитрий Шаханов
Дмитрий Шаханов
заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

Ускоренная подготовка

Отраслевые колледжи и техникумы запустили профессионалитет
С 1 сентября в ряде российских колледжей и техникумов стартовал федеральный проект «Профессионалитет». При поддержке компании «РЖД» в нём участвуют отраслевые учебные заведения. Как выстроен учебный процесс и чему учат студентов, «Пульту управления» рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов.

– Дмитрий Сергеевич, почему ОАО «РЖД» заинтересовано в реализации проекта «Профессионалитет»?
– Федеральный проект «Профессионалитет» призван сблизить реальный сектор экономики и среднее профессиональное образование. По сути, сейчас в стране пилотируется механизм, который позволит синхронизировать запросы работодателей с программами обучения российских техникумов и колледжей. Речь идёт о кластерной системе, которая должна объединить усилия бизнеса и образовательных организаций и повысить качество подготовки персонала для восьми отраслей экономики, в том числе для железнодорожного транспорта.
Участие ОАО «РЖД» в проекте «Профессионалитет» открывает ряд преимуществ и для компании, и для отраслевых учебных заведений, и для самих учащихся. Сегодня перед нашей компанией стоит ряд амбициозных задач, мы активно внедряем новый подвижной состав, новые технологии обслуживания инфраструктуры, идёт цифровизация производственного процесса – всё это требует наличия у работников межфункциональных знаний и компетенций. Участие в проекте позволит нам готовить высококлассных специалистов с расширенным перечнем компетенций под запрос наших производственных подразделений.
Есть определённые преимущества в многопрофильном обучении и для будущих выпускников колледжей и техникумов. Если специалист в техникуме будет осваивать три рабочие профессии, то в перспективе он сможет выбрать ту, которая наиболее востребована в его регионе. Кроме того, у него будут более широкие возможности для карьерного роста, в том числе за счёт перехода в смежные хозяйства. Молодые специалисты после профессионалитета смогут максимально быстро адаптироваться на производстве.
Что касается учебных организаций, то, во-первых, они получают от государства ощутимую поддержку – грант в размере 100 млн руб. на обновление учебно-лабораторной базы. И, во-вторых, участие в проекте для них – это хорошая возможность не только перестроить процесс обучения, но и пересмотреть свой подход к подготовке преподавателей.


– Какие отраслевые учебные заведения участвуют в федеральном проекте?
– В 2022/23 учебном году отраслевые образовательно-производственные центры (кластеры) открыты в девяти железнодорожных образовательных организациях. Если посмотреть на географию, то мы постарались задействовать всю сеть. Сегодня кластеры действуют в девяти городах по всей стране – это Ростов-на-Дону, Ярославль, Самара, Пермь, Тайга, Улан-Удэ, Томск, Тында, Хабаровск. Особое внимание мы уделяли Дальневосточному федеральному округу, там открыли три кластера. Этот регион сегодня очень важен для нас – объёмы перевозок на Дальний Восток растут, компания активно участвует в модернизации БАМа. Но там сложная демографическая ситуация, и железной дороге не хватает квалифицированных кадров.

– Учебные заведения и предприятия – партнёры проекта объединены в образовательно-производственные центры (кластеры). Какое участие принимает в этой работе ОАО «РЖД»?
– Наша компания выступает в качестве партнёра создаваемых кластеров. Соответствующие соглашения о партнёрстве в рамках проекта подписаны в марте 2022 года между ОАО «РЖД», Росжелдором, колледжами и субъектами Российской Федерации.
Вся работа по развитию кластера координируется через проектную группу, в которую входят представители образовательных организаций и компании. Такой подход позволяет подготовить общую нормативную базу и работать в едином ключе по всем кластерам.
Хочу отметить, что компания готова участвовать в финансировании модернизации инфраструктуры колледжей и техникумов. Каждому кластеру будет оказана помощь на развитие учебно-лабораторной базы. Суммарно за три года вложения компании составят более 360 млн руб. В этом году мы создаём современные тренажёрные классы для подготовки специалистов хозяйства пути со всеми устройствами и конструкциями, применяемыми на инфраструктуре железных дорог. В следующем году планируется сделать классы для подготовки специалистов хозяйства электроснабжения.
Сформирована и новая организационная структура, в которой ОАО «РЖД» как работодатель будет участвовать в принятии управленческих решений по ключевым вопросам развития кластера (развитие материально-технической базы, дизайн помещений, обновление программ, обучение преподавателей и прочее). Кроме того, мы планируем, что работники компании смогут непосредственно участвовать в образовательном процессе. Также при участии компании будут сформированы новое содержание и структура образовательных программ.

– Был ли профессионалитет востребован среди абитуриентов в эту приёмную кампанию?
– В 2022/23 учебном году по программам профессионалитета обучаются около 900 студентов, 769 из них – это целевики.
Востребованность программ профессионалитета подтверждается внушительным конкурсом – более трёх человек на место, при этом средний балл аттестата прошедших по конкурсу составил 4,14, что почти на полбалла выше, чем в прошлом году. Наибольший конкурс традиционно был на специальность «техническая эксплуатация подвижного состава».

– Как организовано обучение студентов профессионалитета?
– Апробация новой модели подготовки кадров для железнодорожного транспорта будет осуществляться по четырём специальностям, которые являются основными для железной дороги: «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «электроснабжение», «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)», «автоматика и телемеханика на транспорте».
Программы обучения для профессионалитета предполагают более интенсивный образовательный процесс и производственную практику, что позволит сократить сроки обучения на четыре месяца. То есть общая продолжительность программы теперь составляет 3,5 года, при этом на общеобразовательные дисциплины приходится один год, а на профессиональные – 2,5 года. Сокращение общих сроков обучения стало возможно за счёт интенсификации практической подготовки и отнесения отдельных дисциплин на самоподготовку.
После апробации проекта будет принято решение о целесообразности дальнейшего сокращения сроков обучения. Но это должно быть сопряжено с переработкой федеральных государственных образовательных стандартов. Например, сейчас ФГОСом предусмотрены общегуманитарные дисциплины, такие как философия и психология общения, которые не являются необходимыми для подготовки специалистов рабочих профессий.

– Какое участие в организации обучения принимает ОАО «РЖД»?
– Во-первых, наша компания принимает участие в разработке образовательных программ профессионалитета. У нас широкая сеть корпоративных учебных центров, где мы применяем лучшие практики и современные стандарты обучения для подготовки рабочих, у нас в этой сфере накоплен большой опыт, и на его основании мы формируем новое содержание программ СПО. Уверен, что полученные знания и навыки позволят выпускникам техникумов в максимально короткие сроки адаптироваться на производстве.
Во-вторых, это обновление учебно-лабораторной базы. Эксперты ОАО «РЖД» разработали типовой инфраструктурный лист для всех учебно-производственных зон и учли все требования, которые компания сегодня предъявляет к подготовке рабочих в учебных центрах. Особенностью подготовки инфраструктурных листов для железнодорожных кластеров стала их унификация. Иными словами, инфраструктурные листы разрабатывались не под каждый кластер, а под конкретную специальность. Это позволит выстраивать единые стандарты обучения во всех кластерах железнодорожного транспорта.

– Предполагается, что подготовка студентов профессионалитета будет более практико-ориентированной. За счёт чего удастся этого добиться?
– В программах профессионалитета предусмотрена модель образовательного интенсива. Это значит, что в период одного практического обучения будут закрепляться теоретические знания, полученные в двух и даже трёх образовательных циклах. В фокусе внимания – изучение конкретных трудовых действий, необходимых для работы по профессии в соответствии с требованиями как профессиональных стандартов, так и компании. Рассчитываем, что в железнодорожных кластерах обучающиеся смогут освоить не менее трёх рабочих профессий, востребованных отраслью, таких как помощник машиниста локомотива, монтёр пути, электромонтёр, осмотрщик-ремонтник вагонов и другие.

– По какому принципу будут подбираться эти профессии?
– Выпускники профессионалитета освоят специальности смежных хозяйств. Например, для локомотивщиков предусмотрено освоение таких профессий, как помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза, осмотрщик-ремонтник вагонов. Такой подход выгоден и работодателю, и работнику. Компания может задействовать персонал на разных типах подвижного состава без переобучения, а работник получает дополнительные возможности для построения своей профессиональной карьеры. Мобильность – это дополнительное преимущество на рынке труда. Кроме того, освоение профессии осмотрщика-ремонтника вагонов позволит работникам быть готовыми к выполнению вспомогательных работ во время движения. Это позволит компании более экономно подходить к использованию трудовых ресурсов, а для работника это возможность дополнительного заработка.

– Как и где будет организована производственная практика?
– Со второго курса для студентов всех специальностей начинается обязательная учебная практика, а с третьего курса они выходят на производственную практику по профилю специальности.
Производственная практика предусмотрена по каждой получаемой рабочей профессии и проходит на предприятиях железнодорожного транспорта, чтобы дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования.

– Какие экзамены предстоит сдать студентам?
– Выпускники профессионалитета будут сдавать демонстрационный экзамен на тренажёрах и полигонах – это основная форма аттестации. Оборудование, поступившее за счёт средств гранта, и учебно-лабораторные комплексы, поставленные ОАО «РЖД», позволят обеспечить высокий уровень организации выпускных квалификационных испытаний.

– Гарантирует ли ОАО «РЖД» трудоустройство выпускникам профессионалитета?
– Большая часть обучающихся по программам профессионалитета – это студенты-целевики. Заключение договора обеспечит им гарантированное трудоустройство по специальности в дистанции пути, дистанции сигнализации, централизации и блокировки, дистанции электроснабжения или в эксплуатационные локомотивные депо.

– Планируется ли со следующего учебного года включение в проект других отраслевых учебных заведений?
– В 2022 году ещё один отраслевой техникум – филиал РГУПСа в Воронеже – выиграл конкурс на предоставление гранта в 100 млн руб. на открытие площадки профессионалитета. Этому учебному заведению, как и другим отраслевым образовательным организациям – участникам проекта, будет оказана поддержка со стороны компании.
Хочу отметить, что участие в федеральном проекте предполагает конкурсный отбор, и здесь многое зависит от желания и готовности филиалов наших отраслевых вузов. ОАО «РЖД» выступает гарантом реализации программы, которую предлагают отраслевые образовательные учреждения. Мы можем помочь на каждом этапе, от подготовки конкурсных заявок до внедрения новых программ и образовательных технологий. Но инициатива должна исходить от образовательных организаций, мы будем поддерживать тех, кто готов меняться.
Уверен, что эффективное взаимодействие ОАО «РЖД» с железнодорожными кластерами позволит обеспечить главную цель федерального проекта «Профессионалитет» – комплексную реструктуризацию системы СПО за счёт экспериментальных программ с сокращёнными сроками обучения и модернизации материально-технической базы образовательных организаций.

Беседовала Юлия Антич

СПРАВКА

Филиалы отраслевых университетских комплексов, участвующие в федеральном проекте «Профессионалитет»

• Тайгинский институт железнодорожного транспорта;
• Самарский колледж железнодорожного транспорта;
• Байкало-Амурский институт железнодорожного транспорта в Тынде;
• Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта;
• филиал ПГУПСа в Ярославле;
• Пермский институт железнодорожного транспорта;
• Техникум РГУПСа в Ростове-на-Дону;
• Томский техникум железнодорожного транспорта;
• Хабаровский техникум железнодорожного транспорта;
• филиал РГУПСа в Воронеже.

Российско-китайские дипломы

Отраслевые вузы двух стран расширяют сотрудничество

Рубрики: Образование
В правовом поле

РУТ (МИИТ) развивает подготовку юристов для отрасли

Рубрики: Образование
Единый механизм

Транспортные вузы объединились в консорциум

Рубрики: Образование
«Приоритет-2030» даёт результаты

Отраслевые вузы отчитались об участии в госпрограмме

Рубрики: Образование
Логические задачи

Студенты-железнодорожники программируют

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов
Денис Каплунов
«Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов». Издательство «Эксмо» 2016 год
Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru