Перераспределение потоков

Перераспределение потоков

Российская продукция пользуется спросом на рынках Азии
В течение 2022 года транспортному рынку пришлось динамично реагировать на вызовы в сфере логистики, экспорта и импорта и искать альтернативы привычным маршрутам. Грузоотправители открывают для себя новые рынки, и в случае российских компаний клиентами становятся потребители в странах Азии. Основным трендом прошедших месяцев стал переток грузов с западного на восточное направление.


Экспорт ищет выход

«Уголь старается перейти на Восток, но удаётся это скорее якутскому углю и прочим углям, которые физически находятся ближе», – привёл пример генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.

«Санкционная политика европейских и англосаксонских стран привела к простому эффекту. Количество добываемых, количество производимых грузов и товаров в мире конечно. Условно говоря, за завтрашний день или за следующий год нельзя увеличить выпуск нефти на 10%, угля на 20%, а леса на 30%», – пояснил эксперт.

Он напомнил о том, что европейские страны перестали покупать, например, российские нефть, уголь и удобрения и получают эту продукцию на других рынках. «С точки зрения угля – это Колумбия, Южная Америка. С точки зрения удобрений – это Израиль, Марокко, США и Канада. С точки зрения леса – это Канада и Бразилия», – рассказал Алексей Безбородов.

В итоге страны, которые ранее приобретали товары у перечисленных государств, начинают закупать российскую продукцию. Ранее президент национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечал и то, что экспортно ориентированные предприятия в марте-апреле стали искать клиентов и рынок сбыта продукции внутри страны. Потребовалось время на поиск новых партнёров, подписание договоров и строительство новых логистических цепочек, и сейчас компании приступают к опытным поставкам. Это объясняет статистику, которую ранее опубликовало ОАО «РЖД»: за первые девять месяцев текущего года погрузка на сети железных дорог составила 921,2 млн тонн, что на 3,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, при этом внутрироссийская погрузка за этот период увеличилась на 1,8%. Как рассказывал заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, в сентябре во внутрироссийском сообщении наблюдался рост перевозки грузов всех тарифных классов.

Алексей Безбородов подчеркнул, что в нынешних условиях особенно важны меры, которые ОАО «РЖД» принимает для балансировки грузопотоков, особенно учитывая растущие объёмы перевозки контейнеров.

В январе – сентябре 2022 года по сети ОАО «РЖД» во внутреннем сообщении перевезено 1 млн 878 тыс. гружёных и порожних контейнеров ДФЭ (TEU). Во всех видах сообщения, включая экспорт, импорт и транзит, за это же время отправили 4,8 млн TEU (+0,5%). Как говорилось в сообщении компании, наибольшими темпами растут отправки удобрений (в 2,4 раза), строительных грузов (+20%), продовольственных товаров (+27,8%), зерна (в 1,4 раза), рыбной продукции (в 1,4 раза).


«Ящики» стремятся в Азию

Транспортировка контейнеров в последние месяцы также демонстрирует рост в направлении портов Дальнего Востока. Рост экспортных перевозок грузов в контейнерах в направлении морских портов Дальневосточного бассейна с начала года составил 36,2%, ранее сообщало ОАО «РЖД».

«Фиксируем рост экспорта неугольных грузов в направлении морских портов Дальневосточного бассейна. С начала года он составил 5,3%, в том числе чёрных металлов – на 12,8%, грузов в контейнерах – на 36,2%», – отмечал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

«Фактически на Восточном полигоне сейчас произошло определённое замещение угля экспортом грузов высокого передела, для которых закрыты западные рынки и не имеющих логистической альтернативы», – подчёркивал он.

«Главный тренд в контейнерной логистике – это переток грузов с запада на восток. То есть те грузы, которые раньше перегружались в портах Северо-Западного региона, сейчас обрабатываются на Дальнем Востоке для дальнейшей доставки в страны Азии», – рассказал «Пульту управления» директор по стратегии и развитию Транспортной группы FESCO Максим Шишков.

Он подтвердил, что компания разрабатывает новые маршруты вслед за изменением спроса со стороны клиентов. В мае FESCO запустила первую в России прямую морскую линию из Владивостокского морского торгового порта в порты Вьетнама. Она загружена на 100%, и спрос превышает предложение, поэтому группа поставила на линию второе судно.
«Также расширяем географию работы сервисов через Чёрное море – наши морские линии свяжут Россию (Новороссийск) с юго-восточной Турцией, Египтом, Индией и Китаем. В наших планах постановка маршрутов в Индонезию, Малайзию и Бангладеш, поскольку в этих странах достаточно большой объём производства. В целом экономика импорта-экспорта перемещается на Восток, и мы стараемся предложить нашим клиентам максимальное количество маршрутов», – резюмировал топ-менеджер.

Представитель Группы компаний «Дело», в свою очередь, рассказал «Пульту управления», что с марта активы группы открыли порядка 25 новых регулярных сервисов международного и внутрироссийского направлений. «Международные охватили Китай, Турцию, Индию, Вьетнам, страны Юго-Восточной Азии. Практически все они совместно обслуживаются компаниями, входящими в группу, из-за чего достигается существенный синергетический эффект», – подчеркнул он.

ОАО «РЖД» прилагает максимальные усилия для того, чтобы оптимизировать взаимодействие холдинга со стивидорами. С учётом роста спроса на отправки в восточном направлении холдинг предложил своим коллегам совместно повышать качество планирования работы, в том числе использовать цифровые системы ОАО «РЖД», чтобы операторы морских терминалов участвовали в планировании и управлении подводом вагонопотоков, следующих в их адрес от регионов погрузки.

Кроме того, холдинг предлагал перепрофилировать свободные мощности. Порты, долгие годы специализировавшиеся на вывозе твёрдого топлива, могут найти резервы и перегружать руду, металлы, контейнеры, отмечали в ОАО «РЖД». Удовлетворить спрос на отправку грузов позволит и новое технологическое решение – для вывоза импортных контейнеров задействованы выгруженные в порту полувагоны.

Ранее «Уголь-транс» совместно с компанией «Логопер» организовали отправку первого гружёного состава контейнеров в полувагонах со станции Находка (Дальневосточная дорога) на станцию Электроугли (Московская магистраль).

Маршрут первого поезда в составе 57 вагонов с универсальными крупнотоннажными контейнерами проходит через станцию Аппаратная (Свердловская дорога). На ней контейнеры перегружаются на фитинговые платформы и направляются до конечной точки – станции Электроугли. Технология не исключает использования для таких перевозок и инновационных полувагонов. Решение позволит оптимизировать использование мощностей Восточного полигона.

В ОАО «РЖД» подчёркивали и важность разделения ответственности между участниками перевозочного процесса. Обязывающие договоры по принципу «вези или плати» застрахуют от сверхнормативного предъявления грузов и последующего их простоя на подходах к морским гаваням, отмечали в холдинге.

Стоит отметить, что спросом на данный момент пользуются и порты Юга России, в частности погрузка угля. За 9 месяцев на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна отправили 26 млн тонн угля, что на 24,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Позитивную динамику также обеспечивает и экспорт удобрений. Отмечен рост на 1,5%, до 3 млн тонн.

Всего в адрес портов Юга России в январе – сентябре 2022 года погружено 68 млн тонн, что на 0,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Основное падение отправок наблюдается на Северо-Западе в связи с изменением основных рынков сбыта продукции.


В состоянии баланса

Участники транспортного рынка сходятся во мнении, что на данный момент ситуация с вагонным и контейнерным парками выглядит оптимистично, несмотря на опасения начала года.
«В марте – мае такая потенциальная проблема (дефицита контейнеров. – Ред.) действительно была. Крупнейшие морские линии прекратили работу с Россией, но они не просто прекратили судозаходы в российские порты и реализацию перевозки российских грузов, они массово вывозят контейнеры своей собственности с территории России. Это 300 тыс. TEU из 750 тыс., которые обеспечивали перевозку в России на конец 2021 года, то есть практически 30–40%», – напомнил представитель Группы компаний «Дело».

Евразийской комиссией при поддержке Правительства РФ приняты необходимые меры господдержки, в частности обнуление таможенных пошлин на ввоз контейнеров и субсидирование процентной ставки на их приобретение, продолжил он. Как результат, российские компании в этом году приобретут около 100–120 тыс. TEU. Китайские компании, которые массово отгружают контейнеры в Россию, – примерно 150 тыс. TEU. В связи с этим дефицита контейнеров в ближайшие 6–12 месяцев не ожидается.
«Что касается контейнерного оборудования, то сейчас мы видим баланс контейнеров, в том числе благодаря тому, что правительство довольно оперативно разрешило использовать контейнеры уходящих компаний в пределах их срока нахождения на территории России, и за это время мы и наши коллеги занялись не только покупкой нового оборудования, но и его замещением», – согласился Максим Шишков.

Общее количество контейнеров Группы FESCO уже достигло 110 тыс. TEU, и до конца года будет сформирован парк порядка 130 тыс. TEU.
«Это в целом закроет все наши потребности. Кроме того, мы наращиваем парк рефрижераторных контейнеров. В этом году уже увеличили парк дочерней компании «Дальрефтранс», оперирующей рефрижераторными контейнерами, примерно на 30%, до 7 тыс. TEU», – уточнил топ-менеджер.

Сбалансированной выглядит и ситуация с вагонным парком российских операторов, продолжил Алексей Безбородов. Спрос на разные виды подвижного состава, по сути, не отличается от того, что наблюдалось в начале года. Массовые закупки вагонов, которые компании осуществляли в 2019–2021 годах, позволяют избежать дефицита. На рынке полувагонов по-прежнему наблюдается избыток.

Мария Бородаевская


Остановка у платформы

Работать надо не над увеличением парка, а над лимитирующими направлениями

Рубрики: Перевозки
Цифровизация ускоряет процессы

Упрощение таможенных процедур помогает делу

Рубрики: Перевозки
Даёшь стране угля

Эксперты обсуждают схемы доставки топлива потребителям

Рубрики: Перевозки
Восточный ветер

Рост спроса на уголь и металл стимулирует развитие РЖД

Рубрики: Перевозки
Платформа возможностей
Мария Пименова, заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» ,

Сервисный портал работника ОАО «РЖД» пополнится новым функционалом

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов
Денис Каплунов
«Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов». Издательство «Эксмо» 2016 год
Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru