Безграничные возможности
Ирина Карапетянц
Ирина Карапетянц
директор Института международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта (МИИТ)

Безграничные возможности

Как РУТ (МИИТ) развивает инклюзивное образование
Инвалидность не является препятствием для развития и получения знаний. И сегодня многие учебные заведения обучают граждан с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Директор Института международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта (МИИТ) Ирина Карапетянц рассказала «Пульту управления», как эта работа выстроена в транспортном вузе.

– РУТ (МИИТ) на протяжении многих лет обучает студентов с ОВЗ. По каким специальностям организована подготовка и насколько она востребована?
– РУТ (МИИТ) является активным участником реализации государственной программы «Доступная среда». Система отраслевого транспортного образования в области создания доступной среды для инвалидов включает обучение сотрудников и персонала транспортных предприятий с целью формирования компетенций в сфере предоставления услуг перевозки инвалидам и другим категориям граждан с ограничениями возможности здоровья; организацию инклюзивного обучения студентов с инвалидностью с целью получения ими транспортных специальностей и профессий.
В университете обучение инвалидов идёт по 23 направлениям подготовки и специальностям. Увеличивается количество программ социально-гуманитарного профиля, позволяющих осуществлять обучение инвалидов с разными нозологиями. Наиболее востребованы у обучающихся такие направления, как «Информатика и вычислительная техника», «Технология транспортных процессов», «Менеджмент», «Экономика», «Прикладная информатика», «Управление персоналом», «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Подвижной состав железных дорог», «Эксплуатация железных дорог».
О востребованности транспортных специальностей и профессий у обучающихся свидетельствует ежегодный рост приёма зачисленных на первый курс.


– На базе университета функционирует Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ). В чём его задачи?
– Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья создан в 2018 году в целях обеспечения получения транспортного образования инвалидами. Кроме того, в вузе функционирует Отраслевой ресурсный учебно-методический центр доступной среды для инвалидов на транспорте (ОРУМЦ), который занимается подготовкой учебно-методических материалов и обучением сотрудников предприятий навыкам оказания услуг пассажирам из числа инвалидов на транспорте.
РУМЦ занимается вопросами создания системы сетевого межрегионального взаимодействия с образовательными организациями системы Минтранса России, разработкой методического и ресурсного обеспечения обучения инвалидов, подготовкой (переподготовкой, повышением квалификации) сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала, функционально обеспечивающих работу с лиц с ОВЗ, содействием формированию постоянно действующих связей с предприятиями-работодателями для трудоустройства инвалидов.
Важная задача РУМЦ – социокультурная реабилитация инвалидов, которая включает создание специальных условий для обучения, участие в культурно-массовых мероприятиях, инклюзивное волонтёрство.
На базе РУМЦ ежегодно, начиная с 2018 года, организовано обучение педагогических работников и сотрудников учебно-вспомогательного персонала университета по программам повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования для получения компетенций по работе и обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп. Всего за 2018–2021 годы обучение прошли 628 человек.

– Есть ли в вузе специализированная инфраструктура для обучения лиц с ОВЗ?
– Доступная среда для инвалидов и лиц с ОВЗ создана в Институте международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ), где оборудованы помещения РУМЦ. Здание имеет приспособленную для инвалидов входную группу, оборудованную стационарным уличным пандусом из одной прямой секции и имеющую расширенный дверной проём, противоскользящее покрытие, кнопку вызова сотрудника университета. Для преодоления дверных порогов используются облегчённые двусторонние пандусы. Перед входом в здание имеется городское парковочное место для инвалидов.
На первом этаже есть металлический стационарный пандус, два этажа здания оборудованы тактильной плиткой. В помещении предусмотрены контрастные тактильные таблички для аудиторий и тактильные мнемосхемы, продублированные шрифтом Брайля для инвалидов с нарушением зрения. На фасаде здания и на первом этаже размещены два табло с бегущей строкой для дублирования информации инвалидам с нарушением слуха. Оборудована специальная туалетная комната. Для обеспечения доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются кресло-коляска и лестничный гусеничный мобильный подъёмник. Установлен информационный терминал со встроенной индукционной системой (для передачи звука на слуховые аппараты) со специальными функциями для людей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются аудитории, оснащённые необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер. При необходимости для лиц с ОВЗ могут использоваться переносные специальные технические средства (в том числе видеоувеличители, индукционная система, акустическая система, стол для инвалидов-колясочников). Аудитории для проведения учебных занятий располагаются на первом этаже.
В университете есть доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям Интернет, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В наличии альтернативная версия сайта вуза для инвалидов по зрению. Научно-техническая библиотека университета обеспечивает доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам.
В 2020 году РУТ (МИИТ) признан лауреатом городского смотра-конкурса в номинации «Организация образования, создавшая лучшие условия доступности инвалидам и иным маломобильным гражданам к объекту социальной инфраструктуры города Москвы и оказываемым на нём услугам».

– Востребованы ли выпускники с ОВЗ среди работодателей?
– Сотрудниками РУМЦ были проведены мониторинги рынка труда в различных регионах России и изучены востребованные транспортные профессии. Результаты исследования показали, что имеющиеся в наличии квотированные рабочие места для сотрудников с инвалидностью на предприятиях железнодорожного транспорта могут быть заполнены выпускниками образовательных организаций, подведомственных Росжелдору, что говорит о востребованности данных специалистов. Следует отметить, что логисты, менеджеры, операторы, экономисты, программисты, юристы с инвалидностью также имеют перспективы для трудоустройства на транспортных предприятиях.
– Российский университет транспорта (МИИТ) в числе семи московских учебных заведений недавно получил право обучать призёров VI Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс». Что ждёт слушателей?
– По предъявлении сертификата победителя слушатели самостоятельно и по своему желанию выбирают программу обучения в вузах, специальный отбор на обучение не проводится. Каждая программа включает 16 академических часов и будет реализована в течение четырёх дней (в период с 1 октября по 30 ноября 2022 года).
РУТ (МИИТ) предлагает программу дополнительного профессионального образования «Организация доступной среды объектов и услуг социальной инфраструктуры для людей с инвалидностью». Она реализуется с применением дистанционных образовательных технологий, адаптирована для инвалидов с соматическими заболеваниями и нарушениями опорно-двигательного аппарата. По итогам обучения слушатели получат удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

Беседовала Юлия Антич
Кадры для международных транспортных коридоров

Учебные заведения укрепляют связи между странами

Рубрики: Образование
Уникальные модели компетенций

Отраслевые вузы готовят «точечных» специалистов

Рубрики: Образование
Профессиональные пробы

Вузы приглашают абитуриентов

Рубрики: Образование
Время профессионалитета

Как транспортные учебные заведения развивают систему СПО

Рубрики: Образование
Запрос рынка труда

Студенты-транспортники учатся передовым IТ-технологиям

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры
Логан Дэйв, Кинг Джон
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
Делай как коуч
Ольга Рыбина, Юрий Мурадян
«Делай как коуч». Издательство «Академия «Пять призм» 2023 год
Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru