Кадры для экономики

Кадры для экономики

Девять железнодорожных кластеров открыли обучение по программам профессионалитета
В Сочи 15–16 сентября прошёл XVI Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы. Готовим кадры для экономического роста». В нём приняли участие представители власти, образовательных организаций и крупнейшие работодатели страны, в том числе ОАО «РЖД», «Росатом», «Газпромнефть», ОЭЗ ППТ «Алабуга». Одной из главных тем форума стала реализация федерального проекта «Профессионалитет». Он стартовал в России с нового учебного года.

Напомним, федеральный проект «Профессионалитет» включён в нацпроект «Образование». Его цель – комплексная реструктуризация системы среднего профессионального образования (СПО) во взаимодействии с предприятиями, переход к отраслевому подходу в подготовке кадров. Планируется, что его реализация приблизит уровень образования учащихся техникумов и колледжей к потребностям рынка. Сейчас в проекте участвует 71 учебное заведение. Они готовят кадры для машиностроения, сельского хозяйства, металлургии, судо- и авиастроения, атомной отрасли, железнодорожного транспорта, химической и фармацевтической отраслей, горнодобывающей и лёгкой промышленности.

Сроки обучения студентов на программах профессионалитета сокращены с четырёх до двух лет (для более технологичных специальностей – до трёх лет). Сокращение происходит за счёт более интенсивного изучения теоретического материала и практико-ориентированного подхода.


По словам заместителя министра просвещения РФ Дениса Грибова, скоро число участвующих в проекте учебных заведений будет утроено. Есть запрос на кадры в сфере услуг, медицине.
«На сегодняшний день порядка 60% выпускников 9-х классов и 30% выпускников 11-х классов уходят в систему среднего профессионального образования. Профессию получают 3,5 млн молодых людей в более чем 4 тыс. колледжей государственного и частного сектора», – сказал на пленарном заседании конгресса Денис Грибов. Он отметил, что в рамках проекта «Профессионалитет» создаётся партнёрский кластер, благодаря которому студент получает профессиональное образование и гарантированное рабочее место, отрасль – высокопрофессионального специалиста с нужными навыками, а система образования отвечает требованиям государства и предприятий на подготовку кадров. «Наша задача в ближайшее время модернизировать «Профессионалитет» для участия коллективного партнёра, представляющего средний бизнес», – сказал Денис Грибов.

В проекте «Профессионалитет» участвуют девять железнодорожных учебных заведений: Самарский техникум железнодорожного транспорта и Ростовский техникум железнодорожного транспорта, Пермский институт железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения, Ярославский филиал Петербургского государственного университета путей сообщения, Томский техникум железнодорожного транспорта Сибирского государственного университета путей сообщения, Тайгинский институт путей сообщения Омского государственного университета путей сообщения, Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения, Байкало-Амурский институт железнодорожного транспорта. В 2023 году к проекту присоединится ещё одно учебное железнодорожное заведение – филиал РГУПСа в Воронеже.

В этом году на программы профессионалитета в девяти отраслевых учебных заведениях зачислено более 800 студентов. Под потребность компании заключаются договоры о целевом обучении с гарантированными мерами социальной поддержки и трудоустройством по окончании обучения.

Об участии ОАО «РЖД» в проекте рассказал на конгрессе «Молодые профессионалы. Готовим кадры для экономического роста» заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. Он отметил, что была сформирована проектная группа с участием представителей техникумов и компании для разработки документов в едином ключе. Было пересмотрено содержание обучения. Теперь программы обучения предполагают более интенсивный образовательный процесс.
«Акцент ставим на изучении конкретных трудовых действий в соответствии с требованиями профессиональных стандартов компании. За время обучения в СПО студент освоит специальность и три рабочие профессии с присвоением разряда», – рассказал Дмитрий Шаханов.

Апробация новой модели подготовки кадров для железнодорожного транспорта осуществляется по четырём специальностям. Студент, который выбрал специальность «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» также освоит профессии монтёра пути, сигналиста, машиниста железнодорожно-строительной машины. Специальность «электроснабжение» включает освоение профессий электромонтёра контактной сети, электромонтёра по ремонту воздушных линий электропередачи, машиниста автомотрисы, специальность «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)» – профессий помощника машиниста электровоза, помощника машиниста тепловоза и осмотрщика-ремонтника вагонов, а специальность «автоматика и телемеханика на транспорте» – профессий электромонтёра по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки, сигналиста и монтёра пути. После завершения обучения всех студентов будет ждать оценка по модели компетенций, практический экзамен на тренажёрах и полигонах.

Дмитрий Шаханов подчеркнул, что одновременно производится обновление учебно-лабораторной инфраструктуры: для всех кластеров разработаны дизайн-проекты помещений, было закуплено необходимое оборудование и материалы. В этом году будут созданы современные тренажёрные классы для подготовки специалистов хозяйства пути со всеми устройствами и конструкциями, применяемыми на инфраструктуре железных дорог.

Благодаря участию в проекте «Профессионалитет» компания получает ряд преимуществ: это дополнительные возможности для подготовки кадров с расширенным перечнем компетенций, востребованных экономикой. Также многопрофильное обучение существенно увеличивает мобильность трудовых ресурсов. Структура новых программ позволяет молодому специалисту максимально быстро адаптироваться на производстве. Это и дополнительная возможность для образовательных организаций пересмотреть подход к обучению, развить навыки преподавателей, произвести масштабное переоснащение учебно-лабораторной базы. «Перед компанией стоит множество амбициозных задач: внедрение нового подвижного состава и технологий обслуживания инфраструктуры, цифровизация. И эта ситуация требует наличия у работников межфункциональных знаний. Проект «Профессионалитет», на наш взгляд, существенно увеличит трудовую мобильность персонала и позволит справиться с этими вызовами», – сказал Дмитрий Шаханов.

Виктория Гаджиева
Наука о ведении бизнеса

РУТ (МИИТ) развивает предпринимательское мышление студентов

Рубрики: Образование
Индустрия 5.0

Отраслевые вузы дают будущим железнодорожникам цифровые знания

Рубрики: Образование
В числе лучших

Отраслевые вузы включены во всероссийский образовательный рейтинг

Рубрики: Образование
Эталон обучения

Отраслевые вузы превратятся в кампусы мирового уровня

Рубрики: Образование
На шаг впереди

РУТ (МИИТ) развивает ИИ-технологии

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100