Отправление поезда
Дмитрий Пегов
Дмитрий Пегов
заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

Отправление поезда

Компания предлагает пассажирам путешествия на любой вкус
Пассажирский комплекс ОАО «РЖД» загружен полностью. Особенно это заметно в период летних отпусков. Как удаётся справиться с поставленными задачами, «Пульту управления» рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов.

– Дмитрий Владимирович, в связи с ограничением авиаполётов увеличилась нагрузка на железнодорожный транспорт. Какова динамика прироста пассажиропотока?
– «Российские железные дороги» делают всё возможное, чтобы удовлетворить спрос на пассажирские перевозки, особенно в летний период. Традиционно назначаем на это время дополнительные поезда. Учитывая сложившуюся ситуацию с авиасообщением, постоянно проводим мониторинг востребованных направлений. При необходимости увеличиваем количество мест за счёт дополнительных вагонов, назначения новых поездов и изменения периодичности курсирования существующих.
Так, дополнительные поезда курсируют в Анапу, Новороссийск, Адлер, Кисловодск, Минеральные Воды, Краснодар. И хочу отметить, с нагрузкой мы справляемся.
Помимо этих городов, наблюдаем рост перевозок в Абхазию как в дальнем следовании, так и местными поездами. В этом году туристический поезд «Сочи» наполняется практически в полном объёме по сравнению с прошлым годом.
В целом прирост пассажиропотока составляет 20% к уровню прошлого года.







– Есть ли особенность в предпочтениях пассажиров в этом отпускном сезоне?
– Наши пассажиры стали больше пользоваться двухэтажными поездами дальнего следования.
С января по июль 2022 года перевезли около 6,4 млн пассажиров, по сравнению с прошлым годом прирост составил 25%, в том числе в июле прирост почти 38%, а доля двухэтажных поездов в общем объёме дальних перевозок пассажиров составляет более 12%.

– Как будут организованы перевозки на курорты в бархатный сезон?
– Пока мы не видим спад по продажам билетов. Неизвестно, сколько ещё продлится ограничение на авиасообщение. Поэтому порядка 15 дополнительных летних поездов будут оставлены в графике сентября. Наша задача – обеспечить перевозки в бархатный период и уже готовиться к перевозкам осенью и зимой.

– Изменились ли планы по обновлению подвижного состава?
– Планы сохраняются на прежнем уровне. Согласно программе обновления подвижного состава, в этом году для дальних перевозок приобретаем 325 вагонов (215 одноэтажных плацкартных и купейных вагонов нового модельного ряда, выполненных в виде двухвагонных сцепов, и 110 двухэтажных вагонов производства АО «Тверской вагоностроительный завод»), 403 вагона для пригородных перевозок (90 вагонов пригородных электропоездов серии ЭП3Д и 130 вагонов пригородных электропоездов серии ЭП2Д производства АО «Демиховский машиностроительный завод», 26 вагонов рельсовых автобусов серии РА3 «Орлан» производства АО «Метровагонмаш» и 157 вагонов локомотивной тяги производства АО «Тверской вагоностроительный завод»), 140 вагонов электропоездов «Ласточка» в различной компоновке производства ООО «Уральские локомотивы».
Несмотря на трудности и растущий спрос на перевозки на юг в летний период, мы привели в порядок действующие вагоны парка. Дополнительно рассчитываем приобрести 100 вагонов до конца года.

– Как развиваются сервисы, в том числе цифровые, и услуги для пассажиров?
– Современные условия диктуют необходимость оперативно решать задачи и предлагать качественные услуги пассажирам. Мы видим, как возросла нагрузка на сайт компании. Если раньше, 2,5 года назад, через Интернет приобреталось около 50% проездных документов, то сейчас доля возросла до 80%. И это несмотря на то, что с марта отключились сервисы быстрой оплаты Google Pay и Apple Pay и пассажирам надо для покупки билета вводить данные банковской карты. С августа перенесли весь функционал pass.rzd.ru на новый сайт ticket.rzd.ru.
Наше мобильное приложение «РЖД Пассажирам» полностью отвечает требованиям законодательства и находится в рейтинге лидеров наряду с другими перевозчиками по продажам билетов, такими как Tutu.ru, «Авиасейлс» и другими. Покупка билетов через приложение также сильно возросла.
Нам потребовалось некоторое время, и уже в августе запустили систему быстрых платежей (СБП) совместно с ВТБ. Пока она действует в кассах ряда крупных вокзалов – Ленинградского и Казанского Москвы, Московского вокзала Санкт-Петербурга, а также вокзалов Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Казани-Пассажирской, Нижнего Новгорода, Саратова, Иркутска, Самары, Хабаровска, Новосибирска-Главного и других. Планируем до конца года расширить географию СБП и сделать её доступной для клиентов не только в кассах, но и онлайн – на официальном сайте ОАО «РЖД» и в мобильном приложении «РЖД Пассажирам».
Мы не стоим на месте, очень много ресурсов и физических, и финансовых уделяем развитию электронных платежей и сервисов.
С февраля этого года электронные билеты в пригородном сообщении могут приобретать федеральные льготники, к которым относятся инвалиды I, II, III групп, участники и инвалиды войны, ветераны боевых действий, члены семей погибших военнослужащих, граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Это стало возможным благодаря интеграции информационных систем пригородных перевозчиков с информационными системами, которые содержат сведения о гражданах-льготниках. Эту работу проделали холдинг «РЖД», Пенсионный фонд и Минтруд России.
Запустили новый онлайн-сервис – виртуальный помощник для пассажиров, который расскажет о правилах проезда, возврате билетов и денежных средств, о покупке билетов и оформлении дополнительных услуг. Он работает на сайте, в приложении, а также в Telegram и Viber.
Мы останавливаться не собираемся и всё больше будем наращивать электронные сервисы в плане упрощения работы с нашими клиентами и пассажирами. Доля IT-интеграции в систему бронирования и платежей возрастает. И это понятно, потому что пассажиры, которые хотят воспользоваться услугами железнодорожного транспорта, – это в том числе те, которые пользовались авиасообщением и привыкли к онлайн-сервисам. Я рад, что наши сервисы, за исключением мелких технических вопросов, работают хорошо.
Туристический блок развиваем в электронной сфере. Постоянно расширяем и обновляем раздел сайта «Путешествуй с РЖД», где можно ознакомиться с нашими туристическими поездами, их маршрутами и датами отправления. Работает сервис бронирования отелей, туров, экскурсий travel.rzd.ru.
Улучшается качество связи и в поездах, в пути теперь меньше «серых» зон.
Большая работа здесь ведётся. Не всё так быстро и просто, как хотелось бы. Но за этим будущее.
– Что можно сказать о динамике пригородных перевозок? Какие пригородные компании вы бы похвалили?
– В целом за прошедшие 7 месяцев все перевозчики в пригородном железнодорожном сообщении нарастили объём до 582,3 млн пассажиров, что на 6,4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Хорошие результаты демонстрируют все пригородные компании холдинга.
Особо хочется отметить пригородные компании, которые осуществляют перевозки на Черноморском и Балтийском побережьях. На полигонах этих компаний превышен уровень перевозок 2019 года. Так, компанией «Кубань Экспресс-Пригород» за 7 месяцев отправлено 7,8 млн пассажиров (+48,9% к 2019 году), Калининградская пригородная пассажирская компания с начала текущего года перевезла 3,7 млн пассажиров (+34,3% к 2019 году). Хорошие результаты у Северо-Кавказской ППК: за январь – июль ею перевезено 9,5 млн пассажиров (+12,9% к 2019 году). По Московскому транспортному узлу мы тоже видим хорошую тенденцию.

– Многое было сделано по развитию железнодорожных туристических маршрутов. Какова их эффективность и какие новые сюрпризы ожидают путешественников?
– За последние два года при содействии Правительства Российской Федерации внутренний туристический рынок и железнодорожный туризм получил мощный стимул к возрождению, но уже в новом, современном формате для туристов нового поколения.
Правительство запустило национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», что стало существенной поддержкой на нашем пути. Мы активно запускаем туристические железнодорожные продукты и предлагаем различные варианты путешествий по стране – от туров выходного дня до больших круизных программ в формате «поезд-отель».
В РЖД проделана огромная работа в этом направлении. Важно понимать, что любой успешный железнодорожный тур – это результат объединения усилий холдинга «РЖД», туристического сообщества и региональных властей.
Можно отметить, что туристический сегмент работает в этом году очень хорошо. Повышая качество предоставления услуг, мы видим, что он пользуется спросом.
В нашей копилке 25 межрегиональных маршрутов, пролегающих по более чем 35 регионам Российской Федерации. Успешно выполняется план-график курсирования туристических поездов.
План на 2023 год уже сформирован, чтобы туристические операторы могли создавать свои туры, а наши пассажиры-туристы – заранее спланировать путешествия.
Очень популярен сейчас среди путешественников туристический поезд «Жемчужина Кавказа». Ещё я бы отметил турпоезд «В Карелию» в этом году – он заполняется всесезонно. Отработали новый маршрут поезда «Поморский вояж» и планируем его запустить уже в следующем году.
Безусловно, добавятся и новые маршруты, например «Уральский экспресс» уже с III квартала 2022 года по маршруту Екатеринбург-1 – Музей техники УГМК – Екатеринбург-Пассажирский. В будущем году весной можно будет отправиться в «Гастро Тур Юг» по маршруту Москва – Тамань – Новороссийск – Москва, а туристический поезд «К северному сиянию» отправится в IV квартале 2023 года по маршруту Москва – Петрозаводск – Мурманск – Вологда – Москва.
Для наших туристов мы прорабатываем программу лояльности «Путешествуй с РЖД». Это бонусная программа для тех, кто пользуется туристическими поездами, чтобы они могли накапливать баллы и в дальнейшем воспользоваться ими для поездки.
Также в этом году уже в ноябре вновь в путешествие отправится поезд Деда Мороза. Праздничный поезд привезёт Деда Мороза из Великого Устюга в города Дальнего Востока. Завершится его маршрут 15 января 2023 года. На каждой остановке будет развлекательная программа, можно будет приобрести сувениры в вагоне-лавке, попить чаю в вагоне-ресторане, а дети получат новогодние подарки. В состав поезда добавится ещё несколько вагонов. Убедительная просьба к нашим пассажирам с детьми – внимательно изучать правила посещения поезда Деда Мороза во время стоянок.

– ОАО «РЖД» подписало Национальную инклюзивную декларацию, которая направлена на повышение доступности товаров и услуг для людей с инвалидностью. Какие инклюзивные практики уже внедрены на железнодорожном транспорте и какие разрабатываются?
– Наша работа в этом направлении реализуется уже 12 лет, с момента создания Центра содействия мобильности, и 10 лет в рамках постоянно действующей рабочей группы ОАО «РЖД» по обеспечению доступности железнодорожного транспорта для маломобильных пассажиров с участием представителей Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих.
За это время железная дорога для маломобильных пассажиров стала во многом доступна и комфортна для передвижения – начиная от входа в вокзал, покупки билета, ожидания поезда и заканчивая прибытием в пункт назначения. Для этого работает наш Центр содействия мобильности. Его услугами с начала года воспользовались почти 160 тыс. пассажиров.
В текущем году, как уже говорил выше, покупка билетов онлайн стала доступна для разных категорий инвалидов благодаря интеграции информационных государственных систем данных с нашей железнодорожной. С середины мая действуют скидки на купейные и СВ-места в вагонах для детей-инвалидов – 55% и 50% соответственно.
В этом году открыли новые зоны ожидания и пункты помощи на Казанском и Восточном вокзалах столицы. Проект тестируется, мы принимаем предложения и замечания от наших партнёров – представителей общественных организаций инвалидов. Дорабатываем детали и планируем в дальнейшем распространить такие зоны ожидания и пункты помощи на других вокзалах и остановочных пунктах.
Продолжаем наполнять «Карту доступности вокзалов» на сайте www.rzd.ru информацией о функциональных зонах вокзалов для маломобильных пассажиров с фотографиями и необходимыми пояснениями.
Получаем положительные отзывы о нашей услуге – видеоконсультации на русском жестовом языке. Сервис был запущен в декабре 2021 года.
Реализуем базовую поддержку функций озвучивания экрана для возможности использования интернет-ресурсов компании инвалидами по зрению.
При этом для себя мы немного расширили понятие маломобильного пассажира. Это может быть не только пассажир с ограниченными возможностями здоровья, но и пожилой одинокий человек, который большую часть времени проводит дома. Ему очень тяжело совершить путь от городского транспорта до посадки в поезд и высадки из поезда в пункте назначения. К каждому пассажиру у нас индивидуальный подход. Любой человек может обратиться в службу Центра содействия мобильности. Желательно заранее, на стадии покупки билета. Но и в поддержке на месте железнодорожники не откажут.
Мы видим, с развитием сервиса растёт и количество людей с инвалидностью, которые стали пользоваться железнодорожным транспортом и готовы путешествовать. Поэтому персонал РЖД постоянно обучается (у нас есть штатная программа), своими компетенциями нарабатывают и этот опыт.
Но основная наша задача сейчас – не только точечные вопросы решать, а приводить в порядок всю сеть российских железных дорог, постепенно перестроить её технически, чтобы везде появились лифты, эскалаторы, удобные пандусы. Своей службой продолжим обеспечивать безбарьерную среду на вокзалах и оказывать посильную помощь, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно.

Беседовала Надежда Кожухова

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru