Ускорение процесса
Евгений Юдин
Евгений Юдин
начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора

Ускорение процесса

Как меняется процедура получения свидетельств на право управления подвижным составом
После формирования в 2004 году новой системы управления железнодорожным транспортом и упразднения Министерства путей сообщения РФ вопросы выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом и специальным самоходным подвижным составом фактически выпали из сферы государственного регулирования. Нормы ранее действовавшего приказа МПС России от 11 ноября 1997 года № 23Ц «О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава» устарели и не учитывали происходящие в отрасли преобразования.

Фактически выдача свидетельств на право управления тяговым подвижным составом на путях общего пользования осуществлялась ОАО «РЖД», а на путях необщего пользования – владельцами этих путей. При этом выдаваемые свидетельства не являлись документами государственного образца, не было единых требований к их получению и оформлению.


Изменения к лучшему

Изменения, внесёные в июле 2019 года в статью 25.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и положения приказа Минтранса России от 22 августа 2019 года № 273 «Об утверждении порядка выдачи свидетельства, подтверждающего право на управление локомотивом, моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом, приостановления действия и аннулирования такого свидетельства», законодательно закрепили вопросы выдачи свидетельств на право управления железнодорожным подвижным составом за Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Данная норма позволила создать условия для формирования единой современной системы допуска к управлению железнодорожным подвижным составом в Российской Федерации специалистов, прошедших соответствующую теоретическую и практическую подготовку, успешно сдавших квалификационные испытания в учебных центрах профессиональных квалификаций и проверку теоретических знаний в комиссии, образованной территориальным органом Ространснадзора. Также появился единый реестр выданных свидетельств.

Процедура выдачи свидетельства на право управления подвижным составом даёт возможность оценить квалификационный уровень знаний кандидата. Тем самым установлен барьер для лиц, не обладающих должным уровнем подготовки – это имеет первостепенное значение, ведь квалификационные требования включают и умение действовать в чрезвычайных и нештатных ситуациях.

Анализ показателей проверок теоретических знаний свидетельствует о повышении качества подготовки кандидатов. Так, в 2020 году проведено 11 306 проверок теоретических знаний в отношении заявленных кандидатов, из них 3305 проверок (29%) завершились с отрицательным результатом. В 2021 году из 12 437 проведённых проверок 2420 (19,5%) завершились с отрицательным результатом.

Вместе с тем реализация данной государственной услуги является достаточно трудоёмким процессом, требующим соответствующих трудозатрат.


Индивидуальный сервис

В связи с этим в 2021 году на официальном сайте Ространснадзора в личном кабинете проверяемого лица разработан и ввёден в эксплуатацию сервис, позволяющий кандидатам направлять в электронном виде заявление на получение свидетельства на право управления подвижным составом. Данный сервис широко востребован – посредством личного кабинета в 2021 году было подано 92% от общего количества заявлений, с начала 2022 года – 96%.

При помощи ведомственной информационной системы, позволяющей автоматизировать обработку заявлений, назначать проверки теоретических знаний и вести реестр выданных свидетельств, в 2021 году было проведено 517 комиссий, в рамках которых проведено 12 437 проверок теоретических знаний. Выдано 8874 свидетельства на право управления подвижным составом (за первое полугодие 2022 года проведено 195 комиссий, 4721 проверка теоретических знаний, выдано 3619 свидетельств).


Цифровизация на марше

В ходе совершенствования исполнения государственной услуги в качестве приоритетной задачи на 2022 год определена автоматизация процесса проведения проверки теоретических знаний.

Госжелдорнадзором уже завершена работа по модернизации ведомственной информационной системы, в рамках которой автоматизированы процессы: подготовка экзаменационных билетов; проведение экзамена (заполнение электронных билетов); применение технологии распознавания лица перед началом проведения экзамена на базе внедрённого искусственного интеллекта.

Планируется, что в результате значительно сократится время проведения проверки теоретических знаний, будет доступно автоматическое предоставление доступа в личный кабинет проверяемого лица при помощи процедуры аутентификации кандидата, а также с учётом ежегодного увеличения количества кандидатов на получение свидетельства сократится время, затрачиваемое на обработку бумажных документов.

При содействии Департамента управления персоналом компании «РЖД» на базе Лихоборского подразделения Московского учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» и колледжа железнодорожного и городского транспорта проведено успешное опытное тестирование системы. С 1 июня этого года Ространснадзор осуществил полный перевод проведения проверок теоретических знаний в автоматизированный режим с применением данных технологий.

В рамках дальнейшего расширения функциональных возможностей системы, в том числе с применением искусственного интеллекта, рассматривается возможность разработки подсистемы «Контроль над проведением экзамена». Будут созданы личные кабинеты экзаменуемого и экзаменатора с функционалом, позволяющим осуществлять в режиме реального времени анализ действий экзаменуемого, автоматическое выявление нарушений процесса проведения проверки теоретических знаний, автоматическую обработку поступаемых к экзаменатору данных с представлением проектов предлагаемых решений.

Для полноценной цифровой трансформации вышеуказанных процессов проводится активное взаимодействие с представителями учебных центров, на базе которых осуществляются проверки теоретических знаний, по вопросам интеграции соответствующих электронных систем взаимодействия, выработки протоколов взаимодействия, а также их оснащения современным высокотехнологичным оборудованием.

Траектория развития

Центры карьеры усиливают связь вузов с отраслью

Рубрики: Образование
Заработать ВИШкоины

Студенты отраслевых вузов решают проектные задачи

Рубрики: Образование
Айтишники в цене

Отраслевые вузы развивают IT-образование

Рубрики: Образование
Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование
Связанные одной целью

Студенты отраслевых университетов изучают Интернет вещей

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100