Айтишники в цене

Айтишники в цене

Отраслевые вузы развивают IT-образование
В последние годы в России значительно вырос спрос на IT-специалистов. Сначала этому способствовала пандемия COVID-19, когда бизнес стал массово переходить в онлайн, затем – реализация программ импортозамещения в IT-индустрии. По подсчётам Минцифры, стране сейчас не хватает от 500 тыс. до 1 млн специалистов в различных сферах информационных технологий, и к 2027 году этот показатель может вырасти ещё в два раза. В связи с этим приняты беспрецедентные меры господдержки айтишников, среди которых льготное кредитование, отсрочка от призыва на военную службу, повышение зарплат.

Особое внимание уделено подготовке будущих профессионалов – в новом учебном году количество бюджетных мест в вузах по IT-специальностям увеличено более чем в два раза (до 160,4 тыс.), открыты новые цифровые программы и направления подготовки. Какие новшества в обучении IT-специалистов предлагают отраслевые учебные заведения, выяснил «Пульт управления».


Новые специальности

Приёмная кампания – 2022 в разгаре, абитуриенты активно подают заявления на поступление. В этому году впервые за всю историю проведения ЕГЭ информатика вошла в тройку самых популярных предметов по выбору (количество желающих пройти испытание в 2022 году выросло более чем на 30 тыс. человек и составило свыше 128 тыс. выпускников). В этой связи в вузах наблюдается высокий спрос на направления подготовки в сфере информационных технологий.

Поступающим есть из чего выбирать – в общей сложности российские вузы готовят специалистов по 63 IT-направлениям подготовки. Ежегодно открывается набор на новые специальности. Например, в этом году МГТУ им. Н.Э. Баумана открыл кафедру «Технологии искусственного интеллекта», обучение там будет вестись по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника». Также запущена программа магистратуры «Искусственный интеллект в киберфизических системах». В конце следующего года в рамках проекта расширения кампуса вуза будет создан новый кластер Bauman Digital World, который объединит научную, исследовательскую, прикладную и образовательные инфраструктуры по IT-направлениям.

В IT-развитии не отстают и отраслевые вузы. Так, по словам ответственного секретаря приёмной комиссии Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) Андрея Шатохина, в вузе увеличено количество бюджетных мест на специальности, связанные с программированием, открыто новое направление подготовки – «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

В Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС) открыт набор на новую образовательную программу «Информационное моделирование в транспортном строительстве» в рамках направления подготовки магистров «Строительство» (выделено 25 коммерческих мест). «Её открытие обусловлено необходимостью подготовки специалистов в сфере цифровизации в проектной деятельности», – подчеркнул ответственный секретарь приёмной комиссии СГУПСа Сергей Щелоков.

В Московском колледже транспорта Российского университета транспорта (МИИТ) абитуриенты, поступающие на специальность «информационные системы и программирование (по отраслям)», могут выбрать одну из двух предложенных квалификаций: специалист по информационным системам или веб-дизайн и разработка.


Цифровизация обучения

Многие университеты, которые в период пандемии перевели образовательный процесс в онлайн, и сейчас сохраняют гибридную модель обучения. Например, в ОмГУПСе ряд теоретических занятий проходит в онлайн-режиме, а практические – очно. В Самарском государственном университете путей сообщения реализуется проект «Цифровой университет» – это цифровая образовательная платформа, включающая комплекс баз данных и сервисов для студентов и преподавателей.

Новшество этого года – появление цифровых кафедр на базе 115 университетов. Обучение там будет вестись по программам дополнительного образования в сфере цифровой экономики. Так, в Российском университете транспорта (МИИТ) на цифровой кафедре студенты смогут сформировать и развить цифровые компетенции, необходимые в транспортной сфере. Они научатся разрабатывать IT-решения актуальных отраслевых задач и применять прикладные программы по созданию цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры; изучат языки программирования (в частности, python); смогут создавать нейросети на основе искусственного интеллекта.
«Проект «Цифровые кафедры» – это очень своевременная инициатива, поскольку степень цифровизации практически всех процессов сейчас крайне высокая. Если раньше достаточно было уметь работать с текстовыми файлами, то теперь практически любой специалист должен обладать навыками создания web-сайтов и работы с базами данных, – рассказал проректор РУТ (МИИТ) Виталий Борщ. – Если заглянуть на 5–7 лет вперёд, то станет понятно, что специалист, который занимается, например, обслуживанием транспортных средств или проектированием программных продуктов, должен уметь создавать простейшую нейросеть для решения соответствующих практических задач. Это станет базовой грамотностью, поэтому и будут запущены программы профпереподготовки, которые позволят «прокачать» цифровые навыки обучающихся».


Выпускники будут востребованы

IT-образование, полученное в отраслевых вузах, открывает перед выпускниками широкие возможности. Например, по данным РУТ (МИИТ), выпускники вуза широко востребованы не только в транспортной отрасли, но и в IT-индустрии.

Кстати, недавно SuperJob представил рейтинг вузов России по уровню зарплат занятых в IT-отрасли молодых специалистов, окончивших вуз в 2016–2021 годах. В него вошли два отраслевых учебных заведения – Российский университет транспорта (МИИТ), занявший 16-ю строчку, и Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), который расположился на 20-м месте. По данным исследования, выпускники IT-специальностей РУТ (МИИТ) последних лет в среднем зарабатывают 120 тыс. руб. в месяц, ДВГУПСа – 100 тыс. руб.

Сейчас на рынке труда, по информации сервиса по поиску работы HH.ru, представлено более 68 тыс. вакансий в IT-сфере. Каждая десятая вакансия адресована студентам и специалистам, которые только начинают карьеру.

Юлия Антич
Ускорение процесса
Евгений Юдин, начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора,

Как меняется процедура получения свидетельств на право управления подвижным составом

Рубрики: Образование
Траектория развития

Центры карьеры усиливают связь вузов с отраслью

Рубрики: Образование
Заработать ВИШкоины

Студенты отраслевых вузов решают проектные задачи

Рубрики: Образование
Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование
Связанные одной целью

Студенты отраслевых университетов изучают Интернет вещей

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100