Связанные одной целью

Связанные одной целью

Студенты отраслевых университетов изучают Интернет вещей
По данным консалтинговой компании PwC, в мире растёт количество подключённых к Интернету устройств и вместе с ним – количество примеров применения Интернета вещей (IoT, или Internet of Things) в экономике, энергетике, промышленности, здравоохранении, на транспорте и в других областях. В этой связи отмечается потребность в специалистах, способных развивать новые сервисы и технологии. На базе российских вузов, в том числе отраслевых, открываются соответствующие кафедры, создаются новые образовательные программы.

Интернет вещей – это динамично развивающаяся технология, которая предполагает объединение в одну сеть множества устройств и виртуальных объектов с помощью различных каналов связи. IoT является фундаментом для многих профессий будущего практически во всех отраслях. Для новых специальностей нужны новые навыки, ведь цифровое поколение инженеров должно не только понимать суть технологий, лежащих в основе IoT, но и осознавать их влияние на общество. Поэтому вузы в настоящее время предлагают образовательные программы, направленные на получение знаний и навыков о том, как проектировать и создавать технологические системы с учётом новых требований открытости и коллективного взаимодействия.

Так, например, Университет науки и технологий «МИСИС» реализует магистерскую программу «Промышленный Интернет вещей и прогнозная аналитика». Она предусматривает подготовку специалистов в нескольких областях: встраиваемые системы, программная инженерия, анализ данных. Студенты участвуют в разработке решений на основе искусственного интеллекта и промышленного Интернета вещей, учатся созданию беспилотных машин, построению цифровых двойников и систем аналитики.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ разработала магистерскую программу «Интернет вещей и киберфизические системы». По ней обучают будущих инженеров – разработчиков передовых сетевых технологий; специалистов по сбору, обработке и анализу больших данных и машинному обучению; разработчиков прикладного программного обеспечения для Интернета вещей; специалистов по кибербезопасности; исследователей – разработчиков новых методов решения различных задач в области Интернета вещей и киберфизических систем.

Образовательные программы в сфере IoT есть и в отраслевых вузах. Так, академия «Высшая инженерная школа» Российского университета транспорта предлагает абитуриентам бакалаврскую программу «Электроника, радиотехника и системы связи» (профиль «Системы мобильной связи и сетевые технологии на транспорте»). Обучение состоит из модулей, один из которых – «Программирование и основы информатизации» – нацелен на изучение вещей, цифровой электроники, машинного обучения, DataScience и многого другого.

РУТ (МИИТ) также планирует запустить программу магистратуры «Управление и эксплуатация транспортной инфраструктуры на основе аналитики больших данных и технологий Интернета вещей» в рамках реализации стратегического проекта «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика для транспорта и логистики» (один из пяти проектов вуза, которые вошли в Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»).

На базе факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации Омского государственного университета путей сообщения преподаётся курс «Технологии Интернета вещей (IoT)». Особое внимание уделяется программно-аппаратным средствам Интернета вещей, лингвистическому и программному обеспечению IoT, сенсорике, технологиям и протоколам передачи данных. Слушатели выполняют различные практические работы по программированию типовых задач IoT на базе микропроцессорных комплектов Arduino, разрабатывают разнообразные системы, от умной розетки до робототехнических комплексов.

В этом году Самарский государственный университет путей сообщения актуализирует образовательные программы в области транспортной инфраструктуры. Как рассказал и.о. ректора университета Максим Гаранин, для выполнения этих работ в вузе сформирована рабочая группа с участием ведущих учёных, преподавателей и специалистов по цифровым технологиям. Она адаптирует образовательные программы к потребностям цифровой экономики с включением в них модулей изучения сквозных цифровых технологий: искусственного интеллекта, робототехники и сенсорики, Интернета вещей, мобильных сетей нового поколения, новых производственных технологий, технологий виртуальной и дополненной реальности, квантовых коммуникаций.

Работа по актуализации основных профессиональных образовательных программ по приоритетной отрасли «Транспортная инфраструктура» будет выполняться для специальностей «подвижной состав железных дорог», «эксплуатация железных дорог», «системы обеспечения движения поездов». «Сегодня отрасли требуются специалисты новой формации, обладающие знаниями и компетенциями по направлению сквозных цифровых технологий. И готовить такие кадры современные транспортные вузы должны опережающими темпами». – подчеркнул Максим Гаранин.

Эффективное обучение технологии IoT предполагает не только теоретические, но и практические занятия. С этой целью в университетах создаются соответствующие лаборатории и учебные центры. Так, в конце мая этого года в Петербургском государственном университете путей сообщения на кафедре «Электрическая связь» факультета «Автоматизация и интеллектуальные технологии» открылась лаборатория «Интернет вещей». Её создание стало возможным благодаря реализации стратегического проекта вуза «Цифровая экосистема интеллектуальных приоритетов для транспорта и логистики» в рамках программы «Приоритет-2030».

Полноценная образовательная деятельность в лаборатории начнётся с нового учебного года, когда более 250 студентов очной и заочной форм обучения специальности «системы обеспечения движения поездов» приступят к изучению аппаратно-программного комплекса «Интернет вещей» (IoT) в рамках новой учебной дисциплины «Цифровые технологии в профессиональной деятельности».

На шести лабораторных стендах можно управлять различными датчиками посредством базовой станции, работающей на стандарте LoRaWAN. Студенты получат практические навыки подключения различного назначения датчиков общей сети посредством беспроводного доступа, управления базовой станцией, работы с сетевым оборудованием (коммутаторами и маршрутизатором, сервером), настройки сети и многое другое. Возможности лабораторных стендов позволяют моделировать различные ситуации, где предлагается организовать ряд нестандартных задач, что можно использовать как для самостоятельной работы, так и для выполнения проектов выпускных квалификационных или научно-исследовательских работ.
«Организация учебного процесса с применением методики обучения цифровым компетенциям, несомненно, позволит решить ещё одну важную стратегическую задачу – успешную реализацию федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», – подчеркнули в университете.

Юлия Антич

Ускорение процесса
Евгений Юдин, начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора,

Как меняется процедура получения свидетельств на право управления подвижным составом

Рубрики: Образование
Траектория развития

Центры карьеры усиливают связь вузов с отраслью

Рубрики: Образование
Заработать ВИШкоины

Студенты отраслевых вузов решают проектные задачи

Рубрики: Образование
Айтишники в цене

Отраслевые вузы развивают IT-образование

Рубрики: Образование
Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100