Цифровой кампус

Цифровой кампус

Университеты тестируют гибридную модель обучения
Пандемия COVID-19 открыла новые возможности для абитуриентов и усилила конкуренцию между вузами во всём мире. Так, число заявок на поступление в престижные вузы мира в прошлом году увеличилось на 57% по сравнению с допандемийным периодом. Аналогичная ситуация отмечена в ведущих российских вузах: в прошлогоднюю приёмную кампанию в МГУ им. М.В. Ломоносова и МГИМО было подано на 20% заявлений больше, чем годом ранее, в НИУ ВШЭ – на 28%, в Российский университет транспорта (МИИТ) – на 23%.

Многие абитуриенты – иностранные или иногородние граждане. В условиях дистанционной работы учебных заведений их привлекла возможность поступить в вуз и обучаться в любой точке мира, не выходя из дома. Эксперты IT-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarke прогнозируют: спрос на дистанционное образование продолжит расти. Чтобы оставаться привлекательными для абитуриентов и конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, вузы, в том числе отраслевые, должны развивать цифровые технологии и трансформироваться в так называемые гибридные кампусы.

С постепенным снятием эпидемиологических ограничений учебные заведения начали возвращаться к привычной работе. Однако от дистанта многие из них не стали полностью отказываться, развивая так называемую гибридную модель обучения. «В нашем случае смысл гибридного обучения – минимизировать число студентов в вузе на теоретических занятиях, при этом не потерять в качестве проведения практических занятий. При этом речь идёт не только о дистанционном обучении, когда большая часть материала изучается самостоятельно, но и о полноценных онлайн-занятиях, часто в составе группы, – пояснил проректор по цифровой трансформации и связи с производством Омского государственного университета путей сообщения Олег Балагин. – Любая нестандартная ситуация – это вызов, и задача университета – извлечь из неё максимум пользы. Приобретённый опыт дал стимул к дальнейшему развитию университетской цифровой среды».

Концепция «гибридного кампуса» подразумевает повышение скорости и качества предоставления образовательных услуг с помощью виртуальных технологий (онлайн-консультаций с преподавателями, чат-ботов и виртуальных помощников). Так, например, в конце апреля 2020 года в Самарском государственном университете путей сообщения (СамГУПС) был запущен проект «Цифровой университет» – это цифровая образовательная платформа, включающая комплекс баз данных и сервисов. Обучающиеся получили доступ к среде электронного обучения (в разделе содержатся электронные зачётные книжки с результатами промежуточных и итоговых аттестаций, учебные планы, расписание занятий, информация о темах курсовых и выпускных квалификационных работ, приказы). Также студенты могут удалённо записаться на учебные курсы и воспользоваться онлайн-библиотекой.
«Фактически студент получил «университет в кармане», когда дистанционно можно не только качественно учиться, но и запрашивать и получать всю необходимую документацию и справочную информацию», – подчеркнул проректор по учебно-воспитательной работе СамГУПСа Андрей Булатов.

Чтобы оперативно реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда и потенциальных работодателей, учебные заведения разрабатывают гибкие академические программы и краткосрочные онлайн-курсы. Например, студенты Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I имеют доступ к электронным образовательным ресурсам (каталогу вузовской научно-технической библиотеки, автоматизированной системе поиска информации по железнодорожному транспорту), а также могут выбрать гибкие траектории обучения (например, безотрывные и сокращённые программы).

Изменился и подход к организации приёмной кампании. Чтобы познакомить иногородних абитуриентов с вузом дистанционно, РУТ (МИИТ) разработал проект виртуальной экскурсии в формате 360°.
«Благодаря виртуальной карте будущие студенты могут погулять по студенческому кампусу, пройтись по коридорам корпусов, заглянуть в учебные аудитории, увидеть Дом спорта, Дворец культуры, библиотеку. Такая экскурсия поможет абитуриентам и их родителям больше узнать о вузе и сделать осознанный выбор дальнейшего места обучения», – рассказала начальник Управления талантами РУТ (МИИТ) Варвара Лазуткина.

С 2020 года абитуриенты могут подать документы на поступление без личного посещения приёмных комиссий через суперсервис госуслуг «Поступи в вуз онлайн». Ежегодно к нему подключается всё больше университетов, и в этом году их количество превысило 800 (в том числе все отраслевые университеты). Также во многих железнодорожных вузах продолжится онлайн-работа приёмных комиссий. Так, в Омском государственном университете путей сообщения абитуриенты смогут подать документы на поступление через личный кабинет на сайте.
«Подача документов онлайн для многих абитуриентов, несомненно, большой плюс – это быстро и удобно. Семья не несёт дополнительные финансовые затраты на поездку в другой город, регион или даже страну», – рассказал «Гудку» ответственный секретарь приёмной комиссии Омского госуниверситета путей сообщения Андрей Шатохин.

Новшество этого года – предоставленная абитуриентам возможность дистанционно подать заявку на целевое обучение в отраслевые вузы и их филиалы. Новый онлайн-сервис открыт на Карьерном портале холдинга «РЖД», и уже идёт отбор потенциальных целевиков. Кандидатов приглашают на обучение по четырём основным железнодорожным специальностям высшего образования («подвижной состав железных дорог», «эксплуатация железных дорог», «системы обеспечения движения поездов», «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей») и на семь специальностей среднего профессионального образования.

Юлия Антич
Сразу к делу

Студенты траспортных вузов решают бизнес-кейсы

Рубрики: Образование
Открытая школа

Вузы и бизнес развивают будущих специалистов

Рубрики: Образование
Передовики инженерного образования

Отраслевые вузы совершенствуют подготовку кадров

Рубрики: Образование
Российско-китайские дипломы

Отраслевые вузы двух стран расширяют сотрудничество

Рубрики: Образование
В правовом поле

РУТ (МИИТ) развивает подготовку юристов для отрасли

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru