Экспертиза скорости
Борис Лёвин
Борис Лёвин
президент Ассоциации вузов транспорта, председатель Экспертного совета по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей в РФ

Экспертиза скорости

Научная база для ВСМ в России
С 2015 года в России действует Экспертный совет по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей. В числе основных задач объединения – научная поддержка развития ВСМ. О том, каких результатов удалось достичь в этой области и каких целей предстоит достигнуть, «Пульту управления» рассказал председатель Экспертного совета ВСМ, президент Ассоциации вузов транспорта Борис Лёвин.

– Борис Алексеевич, чем занимается Экспертный совет по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей и кто в него входит?
– Основная задача Экспертного совета ВСМ – научно-техническая, экспертная и методическая поддержка проектов строительства и эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава высокоскоростного железнодорожного транспорта на территории России. Учредителями объединения являются Российская академия транспорта и Ассоциация вузов транспорта.
В составе совета – представители ведущих вузов, научных организаций и проектных институтов страны. Всего работают 284 эксперта, объединённые в 17 рабочих групп. По числу участников лидирует РУТ (МИИТ) – 49 экспертов университета работают в совете. И это закономерно, поскольку вуз является ведущим научно-образовательным центром транспортного развития. Также в совете широко представлены эксперты Петербургского и Самарского государственных университетов путей сообщения, АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ВНИИЖТ).
В 2015 году была актуализирована и утверждена Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации, в основу которой легли Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года. В этих документах определены планы и сроки появления в России ВСМ. Миссия научного транспортного сообщества, в том числе Экспертного совета, – оперативно реагировать на поставленные задачи с учётом резко обострившихся ныне вызовов времени.

– На недавнем заседании Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» был рассмотрен вопрос научного сопровождения проектирования и строительства высокоскоростной железнодорожной пассажирско-грузовой магистрали. Каких результатов уже удалось достичь в этой области?
– Несколько лет назад, когда остро встал вопрос о необходимости непрерывного экспертного и научного сопровождения высокоскоростной магистрали Москва – Казань, совет стал базовой структурой для достижения этой цели.
Были спроектированы уникальные конструкции верхнего строения пути и искусственные сооружения; разработан специальный подвижной состав; запланировано применение цифровых систем сигнализации и связи; контактная сеть впервые в мире была рассчитана на скорость до 400 км/ч.
Проведённые научные исследования внесли существенный вклад в формирование базы для развития ВСМ в России, в том числе и для проектирования и строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Коротко о достигнутых результатах за время работы совета. В области научного сопровождения по верхнему строению пути и земляному полотну проведена экспертиза проектных решений на участках безбалластного верхнего строения пути (БВСП), с использованием специализированного программного обеспечения рассчитана глубина промерзания земляного полотна с БВСП для максимально холодной зимы.
Для искусственных сооружений разработаны предложения по оптимизации системы «мост – путь – поезд» с применением цифровой модели с заданным динамическим поведением. В результате оптимизации масса пролётного строения должна сократиться на 15%, а объём железобетона – на 8%. При этом суммарный экономический эффект может составить около 6 млрд руб.
В сфере электроснабжения разработаны рекомендации для стадии подготовки рабочей документации по моделированию напряжения на электрическом подвижном составе в различных режимах его работы, качеству электрической энергии, модели системы внешнего электроснабжения.
Также разработаны новые средства лабораторного тестирования комплексной системы безопасности и других систем для моделирования тестовых процедур.

– Определены ли перспективные направления деятельности Экспертного совета ВСМ?
– Безусловно. Важным является кадровый вопрос – необходимо провести экспертизу специальностей в области ВСМ (в частности, определить объёмы и сроки подготовки, региональные потребности в таких специалистах).
Следующий аспект – технический. Следует определить, какой будет ширина колеи для ВСМ – 1520 или 1435 мм. Требуют научной дискуссии вопросы о вариантах строительства магистрали (наземный, эстакадный или комбинированный), о том, каким должен быть путь (рельсовым или на основе магнитной левитации).
Непрерывного экспертного научного сопровождения требуют направления, связанные с организацией дальних пассажирских перевозок; разработкой унифицированного подвижного состава и специализированного грузового подвижного состава; с ускоренной доставкой грузов.
Важным аспектом деятельности Экспертного совета ВСМ является международное сотрудничество. Первостепенная задача – объединить страны Европы и Азии в комплексную высокотехнологичную транспортную систему (проект ВСМ «Евразия»).
Представляет несомненный интерес участие в реализации проекта «Метро региона METR» (Middle East, Europe, Turkey, Russia). Главная цель этого проекта – качественное повышение мобильности между городами Европы, Азии и Ближнего Востока, основанной на использовании высокоскоростного транспорта. Результатом станет максимальное упрощение передвижения пассажиров и грузов. Среди участников проекта – руководители и представители крупнейших транспортных, строительных, промышленных, финансовых и консалтинговых компаний Азии и Европы, а также государственных, негосударственных и межправительственных организаций.
Актуально и участие в реализации проектов Форума городов Нового железнодорожного шёлкового пути, объединяющего более 50 городов. Эти проекты направлены на развитие высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения на Евразийском континенте и торговли между городами Европы и Азии (развитие интермодальных контейнерных перевозок, включая реализованный проект сдвоенных контейнерных поездов).
В связи с последними событиями в мире, в том числе санкциями в отношении России, участие в международных проектах и программах может стать проблематичным. Будем надеяться, что временно.

– Удастся ли отраслевым вузам в полном объёме обеспечить подготовку квалифицированных специалистов для ВСМ?
– Исторически миссия, или, если хотите, кредо, системы транспортного образования – выполнять государственный заказ на подготовку квалифицированных кадров. Сегодня мы ориентируемся на этот заказ со стороны ОАО «РЖД» и других предприятий.
Транспортные вузы обладают достаточным потенциалом и опытом работы, чтобы удовлетворить потребности отрасли и регионов в специалистах в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей по всему спектру их деятельности.
В ряде отраслевых университетов уже активно используются различные образовательные подходы – это программы обучения в области ВСМ (основного и дополнительного профессионального образования), авторские классы.
Так, например, в Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (РОАТ РУТ (МИИТ) разработана программа профессиональной переподготовки «Высокоскоростной наземный транспорт». Также в РОАТ действует научно-образовательный центр «Цифровые высокоскоростные транспортные системы». Там проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования в области цифровых технологий, высокоскоростных транспортных систем и транспортных систем агломераций.
Отдельное направление работы центра – дополнительное профессиональное образование специалистов в области ВСМ (реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки).
В результате конкурсного отбора приказом Минобрнауки от 25 декабря 2020 года Петербургский государственный университет путей сообщения признан Федеральной инновационной площадкой международных образовательных программ опережающей подготовки кадров для высокоскоростных магистралей (ФИП ВСМ). В вузе реализуются программа специалитета «Подвижной состав железных дорог» (специализация «высокоскоростной наземный транспорт») и магистерские программы «Высокоскоростной наземный транспорт» (направление «электроэнергетика и электротехника»), «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Инфраструктура, экономика, экология», «Экономика транспорта высоких скоростей».

Беседовала Юлия Антич

Запрос рынка труда

Студенты-транспортники учатся передовым IТ-технологиям

Рубрики: Образование
Кросс-культурные специалисты

РУТ (МИИТ) подготовит логистов-международников

Рубрики: Образование
Полёт без пилота

РУТ (МИИТ) обучит операторов дронов

Рубрики: Образование
Сразу к делу

Студенты траспортных вузов решают бизнес-кейсы

Рубрики: Образование
Открытая школа

Вузы и бизнес развивают будущих специалистов

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru