Экспертиза скорости
Борис Лёвин
Борис Лёвин
президент Ассоциации вузов транспорта, председатель Экспертного совета по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей в РФ

Экспертиза скорости

Научная база для ВСМ в России
С 2015 года в России действует Экспертный совет по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей. В числе основных задач объединения – научная поддержка развития ВСМ. О том, каких результатов удалось достичь в этой области и каких целей предстоит достигнуть, «Пульту управления» рассказал председатель Экспертного совета ВСМ, президент Ассоциации вузов транспорта Борис Лёвин.

– Борис Алексеевич, чем занимается Экспертный совет по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей и кто в него входит?
– Основная задача Экспертного совета ВСМ – научно-техническая, экспертная и методическая поддержка проектов строительства и эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава высокоскоростного железнодорожного транспорта на территории России. Учредителями объединения являются Российская академия транспорта и Ассоциация вузов транспорта.
В составе совета – представители ведущих вузов, научных организаций и проектных институтов страны. Всего работают 284 эксперта, объединённые в 17 рабочих групп. По числу участников лидирует РУТ (МИИТ) – 49 экспертов университета работают в совете. И это закономерно, поскольку вуз является ведущим научно-образовательным центром транспортного развития. Также в совете широко представлены эксперты Петербургского и Самарского государственных университетов путей сообщения, АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ВНИИЖТ).
В 2015 году была актуализирована и утверждена Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации, в основу которой легли Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года. В этих документах определены планы и сроки появления в России ВСМ. Миссия научного транспортного сообщества, в том числе Экспертного совета, – оперативно реагировать на поставленные задачи с учётом резко обострившихся ныне вызовов времени.

– На недавнем заседании Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» был рассмотрен вопрос научного сопровождения проектирования и строительства высокоскоростной железнодорожной пассажирско-грузовой магистрали. Каких результатов уже удалось достичь в этой области?
– Несколько лет назад, когда остро встал вопрос о необходимости непрерывного экспертного и научного сопровождения высокоскоростной магистрали Москва – Казань, совет стал базовой структурой для достижения этой цели.
Были спроектированы уникальные конструкции верхнего строения пути и искусственные сооружения; разработан специальный подвижной состав; запланировано применение цифровых систем сигнализации и связи; контактная сеть впервые в мире была рассчитана на скорость до 400 км/ч.
Проведённые научные исследования внесли существенный вклад в формирование базы для развития ВСМ в России, в том числе и для проектирования и строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Коротко о достигнутых результатах за время работы совета. В области научного сопровождения по верхнему строению пути и земляному полотну проведена экспертиза проектных решений на участках безбалластного верхнего строения пути (БВСП), с использованием специализированного программного обеспечения рассчитана глубина промерзания земляного полотна с БВСП для максимально холодной зимы.
Для искусственных сооружений разработаны предложения по оптимизации системы «мост – путь – поезд» с применением цифровой модели с заданным динамическим поведением. В результате оптимизации масса пролётного строения должна сократиться на 15%, а объём железобетона – на 8%. При этом суммарный экономический эффект может составить около 6 млрд руб.
В сфере электроснабжения разработаны рекомендации для стадии подготовки рабочей документации по моделированию напряжения на электрическом подвижном составе в различных режимах его работы, качеству электрической энергии, модели системы внешнего электроснабжения.
Также разработаны новые средства лабораторного тестирования комплексной системы безопасности и других систем для моделирования тестовых процедур.

– Определены ли перспективные направления деятельности Экспертного совета ВСМ?
– Безусловно. Важным является кадровый вопрос – необходимо провести экспертизу специальностей в области ВСМ (в частности, определить объёмы и сроки подготовки, региональные потребности в таких специалистах).
Следующий аспект – технический. Следует определить, какой будет ширина колеи для ВСМ – 1520 или 1435 мм. Требуют научной дискуссии вопросы о вариантах строительства магистрали (наземный, эстакадный или комбинированный), о том, каким должен быть путь (рельсовым или на основе магнитной левитации).
Непрерывного экспертного научного сопровождения требуют направления, связанные с организацией дальних пассажирских перевозок; разработкой унифицированного подвижного состава и специализированного грузового подвижного состава; с ускоренной доставкой грузов.
Важным аспектом деятельности Экспертного совета ВСМ является международное сотрудничество. Первостепенная задача – объединить страны Европы и Азии в комплексную высокотехнологичную транспортную систему (проект ВСМ «Евразия»).
Представляет несомненный интерес участие в реализации проекта «Метро региона METR» (Middle East, Europe, Turkey, Russia). Главная цель этого проекта – качественное повышение мобильности между городами Европы, Азии и Ближнего Востока, основанной на использовании высокоскоростного транспорта. Результатом станет максимальное упрощение передвижения пассажиров и грузов. Среди участников проекта – руководители и представители крупнейших транспортных, строительных, промышленных, финансовых и консалтинговых компаний Азии и Европы, а также государственных, негосударственных и межправительственных организаций.
Актуально и участие в реализации проектов Форума городов Нового железнодорожного шёлкового пути, объединяющего более 50 городов. Эти проекты направлены на развитие высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения на Евразийском континенте и торговли между городами Европы и Азии (развитие интермодальных контейнерных перевозок, включая реализованный проект сдвоенных контейнерных поездов).
В связи с последними событиями в мире, в том числе санкциями в отношении России, участие в международных проектах и программах может стать проблематичным. Будем надеяться, что временно.

– Удастся ли отраслевым вузам в полном объёме обеспечить подготовку квалифицированных специалистов для ВСМ?
– Исторически миссия, или, если хотите, кредо, системы транспортного образования – выполнять государственный заказ на подготовку квалифицированных кадров. Сегодня мы ориентируемся на этот заказ со стороны ОАО «РЖД» и других предприятий.
Транспортные вузы обладают достаточным потенциалом и опытом работы, чтобы удовлетворить потребности отрасли и регионов в специалистах в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей по всему спектру их деятельности.
В ряде отраслевых университетов уже активно используются различные образовательные подходы – это программы обучения в области ВСМ (основного и дополнительного профессионального образования), авторские классы.
Так, например, в Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (РОАТ РУТ (МИИТ) разработана программа профессиональной переподготовки «Высокоскоростной наземный транспорт». Также в РОАТ действует научно-образовательный центр «Цифровые высокоскоростные транспортные системы». Там проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования в области цифровых технологий, высокоскоростных транспортных систем и транспортных систем агломераций.
Отдельное направление работы центра – дополнительное профессиональное образование специалистов в области ВСМ (реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки).
В результате конкурсного отбора приказом Минобрнауки от 25 декабря 2020 года Петербургский государственный университет путей сообщения признан Федеральной инновационной площадкой международных образовательных программ опережающей подготовки кадров для высокоскоростных магистралей (ФИП ВСМ). В вузе реализуются программа специалитета «Подвижной состав железных дорог» (специализация «высокоскоростной наземный транспорт») и магистерские программы «Высокоскоростной наземный транспорт» (направление «электроэнергетика и электротехника»), «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Инфраструктура, экономика, экология», «Экономика транспорта высоких скоростей».

Беседовала Юлия Антич

Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование
Связанные одной целью

Студенты отраслевых университетов изучают Интернет вещей

Рубрики: Образование
Цифровой кампус

Университеты тестируют гибридную модель обучения

Рубрики: Образование
Мобильные города

РУТ (МИИТ) упростит управление транспортными системами

Рубрики: Образование
Практика покажет

В СамГУПСе создадут производственный кластер

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
«Стратегии тоже нужна стратегия»
Ривз Мартин, Джанмеджая Синха, Кнут Хаанес
««Стратегии тоже нужна стратегия»». Издательство «Эксмо» 2016 год
Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов
Лора Вандеркам
«Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов». Издательство «Бомбора» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100