Немонетарные драйверы
Александр Мискарян
Александр Мискарян
генеральный директор ООО «РЖД-Технологии»

Немонетарные драйверы

В ОАО «РЖД» определены приоритеты цифровой трансформации на 2022 год
Одним из разработчиков стратегии цифровой трансформации компании стал субхолдинг ОАО «РЖД» – ООО «РЖД-Технологии», – который объединяет семь компаний. Их специализация – разработка современного программного обеспечения, поддержка пользователей ОАО «РЖД», развитие платформ по продажам услуг для грузовладельцев и пассажирских билетов. Генеральный директор ООО «РЖД-Технологии» Александр Мискарян рассказал о ключевых направлениях цифровой трансформации «Российских железных дорог».

– Александр Андреевич, с 2019 года РЖД активизировали работу по цифровой трансформации компании. Какие из достигнутых результатов вы считаете наиболее значимыми?
– Напомню, первая версия стратегии цифровой трансформации была утверждена в 2019 году, по ней работает компания. Согласно этому документу шла работа по 55 проектам, четыре из которых уже успешно реализованы. По итогам работы в 2021 году до 90% грузоперевозок стало оформляться в электронном виде. Полагаю, цифровизация этого процесса отвечала запросам грузовладельцев. Показательно, что годовая динамика перехода на оформление электронных заявок на грузоперевозки составляла 35%. Также заметных результатов удалось достичь и в развитии пассажирских сервисов. До 68% билетов на поезда дальнего следования оформляются также в электронном виде, как через сайт, так и через мобильное приложение.

– Как цифровая трансформация отражается на работе сотрудников РЖД?
– В самой компании более 120 тыс. пользователей работают с различными автоматизированными системами управления железнодорожным транспортом.
В прошлом году в компании активно внедрялся электронный документооборот. Достаточно отметить, что свыше 12 млн документов было оцифровано. Пандемия стимулировала трансформацию управленческой культуры. В РЖД сократилось количество офлайн-совещаний, значительная часть рабочих совещаний была переведена в формат видеоконференций.
Ещё одно направление, о котором следует упомянуть, – это цифровизация бизнес-процессов в компании. Сейчас описано порядка полумиллиона бизнес-процессов, оптимизация и изменения которых переводятся в цифровой формат. Также осуществляется переход на использование BIM-моделей, которые активно внедряются при строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры. Напомню, эта технология позволяет комплексно и эффективно, в режиме онлайн управлять ресурсами – техническими, трудовыми, финансовыми, оперативно получать необходимую нормативно-справочную информацию, расценки на работы и материалы.
В 2021 году активно развивался Карьерный портал РЖД, на который обратились более 126 тыс. человек. Отмечу, порядка 65% студентов, которые приходят на этот портал, получают возможность пройти производственную практику в подразделениях компании или участвуют в других активностях для студентов, предлагаемых ОАО «РЖД» на карьерном портале.

– Недавно на ежегодной конференции «IT-приоритеты-2022» шла речь о важности развития цифровой культуры работников РЖД. Почему это так важно?
– Мы можем разрабатывать и внедрять самые современные информационные технологии, но без культуры их использования, без понимания того, что цифровые инструменты необходимы, чтобы успешно отвечать на вызовы рынка, наконец, без достаточной квалификации бизнес-заказчиков и пользователей мы не сможем достичь главной цели цифровой трансформации РЖД – повышения эффективности деятельности компании.
В РЖД работают почти 700 тыс. сотрудников, а вместе с дочерними обществами – порядка 1 млн человек. В тесном взаимодействии с коллегами из кадрового блока и блока информационных технологий мы определили несколько групп: высшее руководство, руководство стратегического и тактического уровня, работники холдинга, для которых будут продолжены программы по повышению базового уровня цифровой грамотности, в том числе в области информационной безопасности. И наконец, четвёртая группа – это будущие работники компании, школьники и студенты. Для каждой группы используется свой подход. Так, для высшего руководства особый акцент сделан на цифровом лидерстве и развитии цифрового мышления, для руководителей среднего уровня программы сосредоточены на реализации конкретных платформ и комплексных проектов цифровой трансформации, на современных методологиях проектного управления и командной работы. Среди них – курсы об особенностях внедрения таких технологий, как искусственный интеллект, сервисы по работе с клиентами, BIM-проектирование.

– Где и как проходит это обучение?
– Совместно с Корпоративным университетом РЖД, Департаментом управления персоналом и Департаментом информатизации составлены обучающие программы по развитию навыков работы с современными цифровыми технологиями, освоению приёмов управления проектами. Курсы есть как очные, так и дистанционные: в прошлом году в Корпоративном университете прошло 42 очных мероприятия по теме цифровой трансформации с участием более 580 человек. А удалённо цифровые навыки в системе дистанционного обучения «прокачали» более 30 тыс. железнодорожников.
В 2021 году активно проводилась работа по развитию базовой цифровой грамотности сотрудников ОАО «РЖД». Разработана модель базовых цифровых навыков, которая согласована с Консорциумом по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики РФ. В рамках образовательного марафона «Знания.Live» прошёл первый цифровой диктант, который позволил оценить уровень цифровой грамотности участников. В 2022 году мы планируем тиражировать модель на всю компанию и провести тотальный Цифровой диктант РЖД, по итогам которого дадим рекомендации по развитию.
Отдельно отмечу, что в компании создано сообщество лидеров цифровой трансформации, основная задача которых – продвижение цифровой культуры в подразделениях компании и подготовка инициатив по внедрению цифровых технологий в производственные процессы РЖД. В это движение вовлечены более 400 железнодорожников. Работу по всем этим направлениям мы продолжим и в 2022 году.

– По каким направлениям будет идти цифровая трансформация в этом году?
– На текущий год определено шесть приоритетных направлений цифровой трансформации компании, которые охватывают основные аспекты деятельности РЖД. Первое направление – реализация сквозного процесса управления жизненным циклом инвестиционных проектов. Мы стремимся оцифровать управление проектами на всех стадиях – от подготовки обоснования инвестиций, проектирования, строительства до эксплуатации и утилизации. Речь идёт об автоматизированном учёте данных о ходе выполнения работ на объектах строительства, о цифровизации процессов мониторинга и контроля за ходом строительства, соответствующей аналитике.
Работа по второму направлению позволит нам перейти к продвинутому комплексному моделированию с оценкой каждого решения с экономической точки зрения. Дело в том, что сегодня волатильность грузовой базы велика, и когда в правительстве рассматривается структура инвестиционной программы компании, от нас требуют представить несколько хорошо просчитанных экономических сценариев. Разработки по этому направлению позволят готовить экономические сценарии для инвестпроектов ОАО «РЖД» в интерактивном и наглядном виде.
Третье направление связано с внедрением искусственного интеллекта. Сейчас эти технологии актуальны не в качестве замены человеку, а как помощь железнодорожникам. Например, в Челябинске на сортировочной горке уже внедрена система помощи диспетчеру, который собирает и распускает составы. С помощью этой системы без инвестиций в инфраструктуру удалось повысить эффективность работы сортировочной горки на 15%.
Работа по четвёртому направлению позволит повысить эффективность взаимодействия перевозчика с грузовладельцами из сегмента малого и среднего бизнеса.
Пятое направление – развитие сервисов для пассажиров. Это направление важно, потому что пассажиры для ОАО «РЖД» самый массовый клиент, их количество можно сравнить только с количеством клиентов торговых сетей и фастфуда. Ожидается, что в середине этого года будет запущен полноценный «туристический конструктор», который позволит вместе с железнодорожным билетом покупать экскурсии и бронировать номера в гостиницах.
Наконец, шестой приоритет – импортозамещение и переход на использование отечественного программного обеспечения.

– Как оценивается эффективность цифровых изменений?
– Во главу угла поставлена эффективность от внедрения наших проектов. Проекты по цифровизации включаются в программу повышения эффективности производственной деятельности. Отмечу, что все реализуемые проекты работают на снижение операционных расходов либо увеличивают доходы. Причём внедрена понятная система обоснования целесообразности введения предлагаемых цифровых изменений: даже немонетарные драйверы новых проектов приводятся к деньгам.

Беседовал Владимир Константинов
Футуристические технологии

Отраслевые вузы внедряют искусственный интеллект

Рубрики: Цифровизация
Современные кадры
Максим Гаранин, и.о. ректора Самарского государственного университета путей сообщения,

СамГУПС трансформирует подготовку студентов

Рубрики: Цифровизация
Ушли в защиту
Сергей Ададуров, заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ»,

Как поддерживается информационная безопасность холдинга

Рубрики: Цифровизация
Дефицитные кадры

Компании заинтересованы в специалистах, обладающих IT-знаниями

Рубрики: Цифровизация
Повелители времени
Виктор Игнатович, начальник отдела автоматизации нормирования труда Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

В ОАО «РЖД» автоматизируют разработку норм по труду

Рубрики: Цифровизация

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
«Стратегии тоже нужна стратегия»
Ривз Мартин, Джанмеджая Синха, Кнут Хаанес
««Стратегии тоже нужна стратегия»». Издательство «Эксмо» 2016 год
Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов
Лора Вандеркам
«Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов». Издательство «Бомбора» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100