Приоритеты обозначены
Виталий Борщ
Виталий Борщ
проректор Российского университета транспорта (МИИТ)

Приоритеты обозначены

РУТ (МИИТ) разработает проекты транспортного развития
Российский университет транспорта (МИИТ) в сентябре прошлого года был включён в программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Вузам – участникам программы ежегодно будут выделяться гранты из средств федерального бюджета в размере 100 млн руб. на развитие. Некоторым университетам, в том числе РУТ (МИИТ), до конца этого года будут выплачены дополнительные гранты в размере 994 млн руб. О том, какие проекты университет планирует реализовать за счёт этих средств и как в связи с этим изменится учебный процесс, «Пульту управления» рассказал проректор РУТ (МИИТ) Виталий Борщ.

– Виталий Викторович, насколько значимо для системы отраслевого образования включение РУТ (МИИТ) в программу «Приоритет-2030»?
– Успех РУТ (МИИТ) в конкурсном отборе программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» – это большое достижение. Такое доверие к программе развития университета со стороны организатора конкурса – Минобрнауки – не сложилось бы без активной поддержки со стороны нашего учредителя – Минтранса и лично министра транспорта Виталия Савельева.
Статус победителя программы – это ещё и огромная ответственность за траекторию и перспективы развития всего транспортного образования. Отдельный элемент миссии нашего университета – задавать новые образцы и стандарты деятельности в образовании, являясь ориентиром для других учебных заведений. Это касается как инноваций в образовательной деятельности, так и прорывной научно-исследовательской повестки, программ академической мобильности, их масштабов и уровня организации, цифровой трансформации. Во всём этом РУТ (МИИТ) должен стать неким ориентиром и создателем образцов деятельности. Тиражирование лучших образовательных практик в других вузах, не являющихся участниками программы «Приоритет-2030», – это прямое требование организаторов, и мы обязательно будем делиться с коллегами своими наработками.

– Вуз получил сразу два гранта – базовый и специальный. Расскажите, какие проекты и в какие сроки будут реализованы за счёт этих средств.
– Мы не просто одержали победу в конкурсном отборе программы, но сделали это с максимально возможным результатом. При разработке программы развития мы неукоснительно соблюдали важный, основополагающий принцип – она должна быть направлена на решение приоритетных отраслевых задач, обозначенных в Транспортной стратегии РФ. Поэтому в программе развития РУТ (МИИТ) предложены решения приоритетных задач кадрового обеспечения транспортной отрасли с учётом перспективных потребностей.
Предусмотрено три проекта институциональных изменений и пять стратегических проектов. К проектам институциональных изменений относятся: «Новое образование», «Цифровой университет», «Формирование экосистемы технологического предпринимательства». Они направлены на внутреннюю трансформацию университета, «пересборку» и повышение эффективности всех бизнес-процессов, в том числе за счёт цифровой трансформации.
Прорывная повестка научных исследований сосредоточена в пяти стратегических проектах: «Управление мобильностью в алгомерациях», «Интеллектуальная дорожная инфраструктура для беспилотного движения», «Электронная навигация и безэкипажное судовождение», «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика для транспорта и логистики», «Углеродно-нейтральный транспорт». Их конечная цель – достижение технологического лидерства в соответствующих предметных областях. Миссия и дух нашей программы развития в том, что мы создаём будущее транспортной отрасли уже сегодня.

– Как участие в программе скажется на студентах? Будут ли внедряться новые стандарты подготовки кадров?
– Безусловно, те изменения, которые мы планируем по итогам реализации программы, положительно скажутся на качестве высшего и дополнительного образования, будет создана принципиально новая инфраструктура образовательного процесса. В массовом порядке будет внедрена проектная деятельность студентов, и под это будет создана соответствующая инфраструктура (компьютерные классы, лаборатории, мастерские). Суть нашей программы ещё и в том, чтобы студенты принимали во всём этом участие как соавторы, разработчики решений. Они должны быть не только основными бенефициарами изменений, но и самыми активными их участниками.
Программа развития университета также направлена на рекрутинг талантливых абитуриентов. Создание лучших условий для обучения преследует цель привлечения в университет способных и талантливых ребят, поскольку те задачи, которые сегодня стоят перед транспортной отраслью, требуют принципиально иного уровня компетентности кадров. Уже недостаточно просто быть хорошим исполнителем – выпускник ведущего общетранспортного университета должен быть лидером изменений. Для этого мало создать инфраструктуру учебного процесса и научных исследований, мало обеспечить учебный процесс квалифицированными преподавателями-практиками. Главное здесь – студенты, которые способны эффективно двигаться в этих условиях. Безусловно, планка вхождения в университет, а именно баллы ЕГЭ, будет повышаться. И это одна из задач образовательной политики университета.
Будут также разрабатываться новые образовательные программы по самым прорывным направлениям развития транспортной отрасли, тематика и направленность которых коррелируется с содержанием стратегических проектов.

– На защите университетских программ развития перед экспертами программы «Приоритет-2030» присутствовали представители бизнеса. Планируете ли вы продолжать развивать взаимодействие с ОАО «РЖД»?
– Наша программа развития ориентирована на тесную координацию с бизнесом. Стратегические проекты рождались во взаимодействии с ведущими транспортными организациями и системообразующими компаниями, а все продукты и сервисы, которые мы разрабатываем, не плод чьих-то (пусть даже научных) фантазий, а чётко сформулированный запрос отрасли.
Чтобы юридически правильно оформить взаимоотношения с партнёрами, мы создали пять консорциумов (по числу стратегических проектов), вокруг которых объединили наши кадровые, материальные и инфраструктурные ресурсы. В числе членов консорциумов – как партнёры, с которыми университет связывают многие годы успешного взаимодействия, так и компании, работа с которыми только начинает выстраиваться.
В настоящее время к нашим консорциумам уже присоединились ОАО «РЖД», федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, АНО «Институт проблем естественных монополий», ФАУ «РОСДОРНИИ», ГУП «Московский метрополитен», ГБУ «МосТрансПроект», ГКУ «Центр организации дорожного движения правительства Москвы», АО «РИРВ», АО «Ситроникс-КТ». С нами сотрудничают и ведущие образовательные организации: СПбПУ, МФТИ, НИУ ВШЭ. Число участников будет увеличиваться, и уже сегодня у нас есть запросы на присоединение от других коллег.
ОАО «РЖД» участвует сразу в двух консорциумах: «Управление мобильностью в агломерациях» и «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика для транспорта и логистики». Но этим, безусловно, не ограничивается роль холдинга в реализации нашей программы развития. ОАО «РЖД» является одним из главных бенефициаров той программы институциональных изменений, которую мы реализуем.

Беседовала Юлия Антич

Ускорение процесса
Евгений Юдин, начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора,

Как меняется процедура получения свидетельств на право управления подвижным составом

Рубрики: Образование
Траектория развития

Центры карьеры усиливают связь вузов с отраслью

Рубрики: Образование
Заработать ВИШкоины

Студенты отраслевых вузов решают проектные задачи

Рубрики: Образование
Айтишники в цене

Отраслевые вузы развивают IT-образование

Рубрики: Образование
Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100