Приоритеты обозначены
Виталий Борщ
Виталий Борщ
проректор Российского университета транспорта (МИИТ)

Приоритеты обозначены

РУТ (МИИТ) разработает проекты транспортного развития
Российский университет транспорта (МИИТ) в сентябре прошлого года был включён в программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Вузам – участникам программы ежегодно будут выделяться гранты из средств федерального бюджета в размере 100 млн руб. на развитие. Некоторым университетам, в том числе РУТ (МИИТ), до конца этого года будут выплачены дополнительные гранты в размере 994 млн руб. О том, какие проекты университет планирует реализовать за счёт этих средств и как в связи с этим изменится учебный процесс, «Пульту управления» рассказал проректор РУТ (МИИТ) Виталий Борщ.

– Виталий Викторович, насколько значимо для системы отраслевого образования включение РУТ (МИИТ) в программу «Приоритет-2030»?
– Успех РУТ (МИИТ) в конкурсном отборе программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» – это большое достижение. Такое доверие к программе развития университета со стороны организатора конкурса – Минобрнауки – не сложилось бы без активной поддержки со стороны нашего учредителя – Минтранса и лично министра транспорта Виталия Савельева.
Статус победителя программы – это ещё и огромная ответственность за траекторию и перспективы развития всего транспортного образования. Отдельный элемент миссии нашего университета – задавать новые образцы и стандарты деятельности в образовании, являясь ориентиром для других учебных заведений. Это касается как инноваций в образовательной деятельности, так и прорывной научно-исследовательской повестки, программ академической мобильности, их масштабов и уровня организации, цифровой трансформации. Во всём этом РУТ (МИИТ) должен стать неким ориентиром и создателем образцов деятельности. Тиражирование лучших образовательных практик в других вузах, не являющихся участниками программы «Приоритет-2030», – это прямое требование организаторов, и мы обязательно будем делиться с коллегами своими наработками.

– Вуз получил сразу два гранта – базовый и специальный. Расскажите, какие проекты и в какие сроки будут реализованы за счёт этих средств.
– Мы не просто одержали победу в конкурсном отборе программы, но сделали это с максимально возможным результатом. При разработке программы развития мы неукоснительно соблюдали важный, основополагающий принцип – она должна быть направлена на решение приоритетных отраслевых задач, обозначенных в Транспортной стратегии РФ. Поэтому в программе развития РУТ (МИИТ) предложены решения приоритетных задач кадрового обеспечения транспортной отрасли с учётом перспективных потребностей.
Предусмотрено три проекта институциональных изменений и пять стратегических проектов. К проектам институциональных изменений относятся: «Новое образование», «Цифровой университет», «Формирование экосистемы технологического предпринимательства». Они направлены на внутреннюю трансформацию университета, «пересборку» и повышение эффективности всех бизнес-процессов, в том числе за счёт цифровой трансформации.
Прорывная повестка научных исследований сосредоточена в пяти стратегических проектах: «Управление мобильностью в алгомерациях», «Интеллектуальная дорожная инфраструктура для беспилотного движения», «Электронная навигация и безэкипажное судовождение», «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика для транспорта и логистики», «Углеродно-нейтральный транспорт». Их конечная цель – достижение технологического лидерства в соответствующих предметных областях. Миссия и дух нашей программы развития в том, что мы создаём будущее транспортной отрасли уже сегодня.

– Как участие в программе скажется на студентах? Будут ли внедряться новые стандарты подготовки кадров?
– Безусловно, те изменения, которые мы планируем по итогам реализации программы, положительно скажутся на качестве высшего и дополнительного образования, будет создана принципиально новая инфраструктура образовательного процесса. В массовом порядке будет внедрена проектная деятельность студентов, и под это будет создана соответствующая инфраструктура (компьютерные классы, лаборатории, мастерские). Суть нашей программы ещё и в том, чтобы студенты принимали во всём этом участие как соавторы, разработчики решений. Они должны быть не только основными бенефициарами изменений, но и самыми активными их участниками.
Программа развития университета также направлена на рекрутинг талантливых абитуриентов. Создание лучших условий для обучения преследует цель привлечения в университет способных и талантливых ребят, поскольку те задачи, которые сегодня стоят перед транспортной отраслью, требуют принципиально иного уровня компетентности кадров. Уже недостаточно просто быть хорошим исполнителем – выпускник ведущего общетранспортного университета должен быть лидером изменений. Для этого мало создать инфраструктуру учебного процесса и научных исследований, мало обеспечить учебный процесс квалифицированными преподавателями-практиками. Главное здесь – студенты, которые способны эффективно двигаться в этих условиях. Безусловно, планка вхождения в университет, а именно баллы ЕГЭ, будет повышаться. И это одна из задач образовательной политики университета.
Будут также разрабатываться новые образовательные программы по самым прорывным направлениям развития транспортной отрасли, тематика и направленность которых коррелируется с содержанием стратегических проектов.

– На защите университетских программ развития перед экспертами программы «Приоритет-2030» присутствовали представители бизнеса. Планируете ли вы продолжать развивать взаимодействие с ОАО «РЖД»?
– Наша программа развития ориентирована на тесную координацию с бизнесом. Стратегические проекты рождались во взаимодействии с ведущими транспортными организациями и системообразующими компаниями, а все продукты и сервисы, которые мы разрабатываем, не плод чьих-то (пусть даже научных) фантазий, а чётко сформулированный запрос отрасли.
Чтобы юридически правильно оформить взаимоотношения с партнёрами, мы создали пять консорциумов (по числу стратегических проектов), вокруг которых объединили наши кадровые, материальные и инфраструктурные ресурсы. В числе членов консорциумов – как партнёры, с которыми университет связывают многие годы успешного взаимодействия, так и компании, работа с которыми только начинает выстраиваться.
В настоящее время к нашим консорциумам уже присоединились ОАО «РЖД», федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, АНО «Институт проблем естественных монополий», ФАУ «РОСДОРНИИ», ГУП «Московский метрополитен», ГБУ «МосТрансПроект», ГКУ «Центр организации дорожного движения правительства Москвы», АО «РИРВ», АО «Ситроникс-КТ». С нами сотрудничают и ведущие образовательные организации: СПбПУ, МФТИ, НИУ ВШЭ. Число участников будет увеличиваться, и уже сегодня у нас есть запросы на присоединение от других коллег.
ОАО «РЖД» участвует сразу в двух консорциумах: «Управление мобильностью в агломерациях» и «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика для транспорта и логистики». Но этим, безусловно, не ограничивается роль холдинга в реализации нашей программы развития. ОАО «РЖД» является одним из главных бенефициаров той программы институциональных изменений, которую мы реализуем.

Беседовала Юлия Антич

Сразу к делу

Студенты траспортных вузов решают бизнес-кейсы

Рубрики: Образование
Открытая школа

Вузы и бизнес развивают будущих специалистов

Рубрики: Образование
Передовики инженерного образования

Отраслевые вузы совершенствуют подготовку кадров

Рубрики: Образование
Российско-китайские дипломы

Отраслевые вузы двух стран расширяют сотрудничество

Рубрики: Образование
В правовом поле

РУТ (МИИТ) развивает подготовку юристов для отрасли

Рубрики: Образование

Рубрики

Содержание номера


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru