Экологическая составляющая

Экологическая составляющая

Отраслевые университеты развивают «зелёные» технологии  
Многие зарубежные университеты реализуют концепцию «зелёного кампуса» – студенты и преподаватели генерируют экологические идеи и создают проекты, направленные на защиту окружающей среды. При этом важно, что «зелёные» ценности, привитые в учебном заведении, влияют на выпускников в течение всей жизни. От экоповестки не отстают и отечественные образовательные организации – с 2016 года межрегиональная экологическая общественная организация «Эка» реализует программу «Зелёные вузы России», участниками которой являются 426 учебных заведений, в том числе Иркутский, Сибирский, Самарский, Уральский государственные университеты путей сообщения и Российский университет транспорта (МИИТ). На базе этих учреждений действуют экологические клубы, ведётся систематическая работа по экопросвещению студентов. Также вузы занимаются развитием «зелёных» технологий, востребованных государством и бизнесом.


«Зелёные» навыки студентов


Цель программы «Зелёные вузы России» – формирование экологического мышления в вузовском сообществе. Проект позволяет образовательным организациям изучить и внедрить у себя лучшие экологические практики, касающиеся ответственного обращения с отходами, ресурсосбережения и энергоэффективности, озеленения территории и экопросвещения. Для студентов проводятся экоквесты и просветительские мероприятия (в период пандемии – в режиме онлайн), преподаватели ежегодно приглашаются в школу наставников «зелёных» вузов.

Активными участниками программы являются отраслевые вузы. Экологическая повестка там всё больше выходит на передний план, например утверждённая в прошлом году Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года предполагает открытие в вузах новых востребованных направлений подготовки в области экологического развития отрасли и снижения воздействия транспорта на окружающую среду. В некоторых учебных заведениях студентов уже обучают транспортной экологии. Например, в Самарском госуниверситете путей сообщения (СамГУПС) экологическая подготовка реализуется с 1980-х годов и помимо традиционного освоения дисциплин экологического профиля включает в себя углублённую подготовку по программе «Эколог в области железнодорожного транспорта».
«Кроме того, инициативные группы студентов предлагают решения экологических проблем на транспорте и совместно с администрацией вуза добиваются реализации своих инициатив», – рассказал доцент кафедры «Биомедицинская безопасность на транспорте» СамГУПСа Юрий Холопов.

Для прокачки «зелёных» навыков студентов вуз активно сотрудничает с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Самарской области – компанией «ЭкоСтройРесурс». На территории университета установлены контейнеры для раздельного сбора вторсырья, на экологические акции приезжает «Экомобиль». «Студенты знакомятся с технологиями переработки отходов в рамках экокиноклуба. Кроме того, экологические волонтёры участвуют в озеленении города, сажают деревья в рамках программы «Восстановление лесов Самарской области» и в других акциях», – отметила заместитель председателя Студенческого научного общества СамГУПСа Снежана Микитюк.

Под руководством преподавателей студенты СамГУПСа регулярно участвуют в просветительских акциях «Географический диктант» и «Экологический диктант», проекте «Открытая лабораторная», в Открытой международной студенческой интернет-олимпиаде по дисциплине «Экология».

В РУТ (МИИТ) обучение студентов направлено в том числе на формирование компетенций в области низкоуглеродного и устойчивого развития видов транспорта и объектов транспортной инфраструктуры. Также планируется открытие специальных программ дополнительного профессионального образования в сфере декарбонизации. «Мы посмотрели, что делается в западных университетах, там уже есть аудитор парниковых газов, ведётся учёт наземных парниковых газов, верификация, управление парниковыми газами, в том числе и на транспорте. И мы в 2022 году планируем открыть соответствующие программы допобразования, – рассказала директор Института международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) Ирина Карапетянц. – В ближайшем будущем могут появиться такие профессии, как карбоновый брокер, менеджер по карбоновым кредитам, управляющий климатическими проектами. Естественно, мы будем менять учебные планы магистратуры и бакалавриата, потому что в настоящее время ни в одном транспортном вузе нет этих программ. Их надо делать, потому что в перспективе соответствующие профессионалы должны прийти в отрасль, и, думаю, они будут на вес золота».


Экоразработки для транспорта

Отраслевые вузы активно участвуют в экологизации транспорта. Так, в фокусе внимания учёных РУТ (МИИТ) создание системы мониторинга выбросов парниковых газов транспортными компаниями. Эта задача включена в Программу развития университета, на её реализацию выделены деньги из федерального бюджета в рамках проекта «Приоритет-2030». Уже разработаны подпрограмма внедрения газомоторной техники на железнодорожном транспорте, система оценки экологичности транспорта и соответствующих объектов инфраструктуры с учётом международного опыта применения «зелёных» стандартов, сформированы предложения по внедрению показателей устойчивого развития в систему стратегического планирования транспортной отрасли.

В Институте международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) действует научно-образовательный Центр углеродного регулирования и устойчивого развития на транспорте. Учёные работают над созданием программно-аппаратных решений, которые автоматически отслеживают данные по выбросам и результатам реализации климатических проектов на транспорте.

В программе «Приоритет-2030» участвует и Петербургский госуниверситет путей сообщения, который намерен реализовать стратегический проект «Создание безопасной и экологичной транспортной инфраструктуры в арктической зоне России». Также ПГУПС участвует в подготовке отраслевых предприятий к проведению специальной оценки рабочих мест по условиям труда, производственного контроля, а также в проведении обучения по охране труда и экологической безопасности. С этой целью действует испытательный центр «Экологическая безопасность и охрана труда».

Юлия Антич
Ускорение процесса
Евгений Юдин, начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора,

Как меняется процедура получения свидетельств на право управления подвижным составом

Рубрики: Образование
Траектория развития

Центры карьеры усиливают связь вузов с отраслью

Рубрики: Образование
Заработать ВИШкоины

Студенты отраслевых вузов решают проектные задачи

Рубрики: Образование
Айтишники в цене

Отраслевые вузы развивают IT-образование

Рубрики: Образование
Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100