Архитектура цифрового университета

Архитектура цифрового университета

Студенты осваивают современные компетенции
В прошлом году в России был создан Консорциум учебных заведений по подготовке кадров для цифровой экономики. В настоящее время в него входят 520 участников (в том числе пять отраслевых вузов). Они намерены объединить усилия, чтобы унифицировать и стандартизировать основные подходы к обучению, а также сформировать образовательные модули по цифровым компетенциям для преподавателей и студентов.
«Сейчас основная задача – определить текущий уровень цифровых компетенций сотрудников учебных заведений и оценить уровень знаний самих студентов. По результатам аудита будут подобраны оптимальные инструменты для обучения педагогов, а затем и студентов цифровым компетенциям, востребованным на российском рынке», – отметил ранее заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко.

В ряде учебных заведений обучение студентов по обновлённым программам началось 1 сентября 2021 года. Так, например, в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I с этой целью создана научно-образовательная площадка цифровой экосистемы железнодорожного транспорта – Digital University PGUPS. Архитектура цифрового университета предполагает возможность обучения студентов и преподавателей железнодорожных вузов, специалистов ОАО «РЖД» компетенциям цифровой экономики по таким направлениям, как «Большие данные», «Нейротехнологии и искусственный интеллект», «Системы распределённого реестра (блокчейн)», «Квантовые технологии», «Новые производственные технологии», «Промышленный Интернет», «Компоненты робототехники и сенсорики», «Технологии беспроводной связи», «Технологии виртуальной и дополненной реальности».

В Уральском государственном университете путей сообщения открылись сразу девять новых специализаций и профилей, среди них «Интеллектуальные BIM-технологии», «Информационные технологии на транспорте», «Современные компьютерные технологии в строительстве», «Системы искусственного интеллекта», «Цифровой транспорт и логистика». В вузе создана современная научная лаборатория BIM‑технологий для внедрения их в образовательный процесс – там студенты получают новые компетенции в области всестороннего моделирования и проектирования объектов железнодорожной инфраструктуры, развития цифровых инноваций для железнодорожного транспорта.

Подготовкой IT-специалистов В Российском университете транспорта (МИИТ) активно занимаются кафедры «Цифровые технологии управления транспортными процессами» и «Вычислительные системы, сети и информационная безопасность» Института управления и цифровых технологий. Обучение ведётся по следующим направлениям: «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Информационная безопасность» «Прикладная математика и информатика». Также студенты обучаются по программам подготовки, которые находятся на стыке IT и транспортных технологий (например, «Технология транспортных процессов», профиль «Цифровой транспорт и логистика»; «Эксплуатация железных дорог», специализация «Цифровые технологии управления транспортными процессами»; «Технология транспортных процессов», профиль «Цифровые транспортно-логистические системы»).
«Коллектив кафедр держит руку на пульсе развития IT-сферы как в России, так и в мире. В связи с этим текущие программы подготовки постоянно актуализируются и изменяются. Но и про новые направления подготовки кафедра не забывает. В ближайшие несколько лет планируется открытие программ бакалавриата по подготовке специалистов в области квантовых вычислений и магистратуры под названием «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика в транспортных системах». Некоторые программы бакалавриата и магистратуры получат новые названия и обновят содержимое образовательных программ в соответствии с современными требованиями и компетенциями», – рассказал директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) Сергей Вакуленко.


Вклад бизнеса в обучение «цифре»

Всё чаще работодатели обращают внимание на уровень цифровой квалификации выпускников вузов. При этом некоторые компании активно помогают студентам развивать цифровые компетенции. Так, например, VK в этом году открыла набор в Digital Camp – это бесплатные курсы по цифровым профессиям для старшекурсников, магистрантов, аспирантов и недавних выпускников. Претенденты могут выбрать интересное для себя направление – «IT-рекрутмент», «Маркетинг, коммуникации и креатив в IT», а также «Digital-маркетинг». Подать заявку на обучение можно до конца февраля на сайте «VK Образование».

На Карьерном портале ОАО «РЖД» в прошлом году студенты могли подать заявку на прохождение практики по направлениям «Цифровизация производственной работы» и «Исследование цифровых технологий». Кроме того, компания предоставляет дополнительные образовательные услуги студентам-целевикам по ряду программ повышения квалификации (например, действует программа «Цифровые технологии на железнодорожном транспорте»).

Отдельное направление – работа авторских классов. Так, последние три года в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС) реализуется три авторских класса по направлению цифровизации. «Яркий пример – авторский класс для студентов-целевиков Свердловской железной дороги «Информатизация процессов и перспективные направления развития цифровой модели на железнодорожном транспорте». Независимо от профиля специальности или направления подготовки современный выпускник университета должен понимать возможности и риски, связанные с применением новых цифровых технологий, владеть методами проектного управления, инструментарием работы с большими данными и инструментами визуализации, понимать основы кибербезопасности и обладать навыками работы с базами данных», – рассказал проректор по цифровой трансформации и связи с производством ОмГУПСа Олег Балагин.

Юлия Антич

Ускорение процесса
Евгений Юдин, начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора,

Как меняется процедура получения свидетельств на право управления подвижным составом

Рубрики: Образование
Траектория развития

Центры карьеры усиливают связь вузов с отраслью

Рубрики: Образование
Заработать ВИШкоины

Студенты отраслевых вузов решают проектные задачи

Рубрики: Образование
Айтишники в цене

Отраслевые вузы развивают IT-образование

Рубрики: Образование
Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100