Нужные люди

Нужные люди

Учебные заведения развивают подготовку рабочих кадров
Стремительное развитие экономики, появление новых технологий, продуктов и практик управления меняют рынок труда. Согласно данным альманаха «Атлас новых профессий», в ближайшие 10–15 лет появится более 350 новых профессий, в том числе в сфере транспорта. Кто и как готовит профессионалов будущего, обсудили участники панельной дискуссии «Новое качество профессионального образования» VII Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России».


НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

В последние годы на рынке труда востребованы представители рабочих специальностей. Так, по информации сервиса «Авито Работа», в III квартале этого года спрос на них увеличился на 45% относительно того же периода прошлого года. Одновременно увеличивается и число желающих освоить рабочую профессию. «Если в недавнем времени приём в колледжи и техникумы составлял до 900 тыс. человек ежегодно, то в эту приёмную кампанию на первый курс зачислено порядка 1 млн 200 тыс. ребят», – отметил в ходе форума директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.



Чтобы обеспечить экономику квалифицированными специалистами, важно синхронизировать образование и кадровые потребности работодателей. С этой целью со следующего учебного года в пилотном режиме вводится новый уровень среднего профессионального образования – профессионалитет. «Его цель – комплексная реструктуризация системы образования и переход на отраслевую модель подготовки кадров, востребованных на рынке труда. Конкретные специальности, по которым планируем учить, будут определены вместе с работодателями», – подчеркнул Виктор Неумывакин.

Профессионалитет откроется в ряде колледжей и техникумов, готовящих кадры для железнодорожной, нефтегазовой, фармацевтической, металлургической отраслей, а также для атомной, горнодобывающей, лёгкой промышленности и сельского хозяйства. В эксперименте примут участие и отраслевые учебные заведения. Как ранее рассказал директор Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ), президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта Николай Разинкин, предполагается, что срок обучения по отобранным совместно с работодателем специальностям будет сокращён, при этом увеличится срок прохождения производственной практики. Ряд общепрофессиональных дисциплин будет переведён на самостоятельную подготовку. «Нам интересно принять участие в этом эксперименте, ведь он призван укрепить наше партнёрство с работодателями, а также трансформировать, оживить учебную деятельность», – подчеркнул Николай Разинкин.

На поддержку пилотных учебных заведений из федерального бюджета до 2024 года планируется выделить около 30 млрд руб. (эти средства, в частности, пойдут на обновление материально-учебной базы образовательных учреждений).

ОАО «РЖД» будет участвовать в образовательном процессе, разработке инфраструктурных листов, организации производственной практики. «Новый уровень образования максимально завязан на практической подготовке студентов, которая будет реализована на реальном производственном оборудовании», – отметил Виктор Неумывакин.
«Обучение будет соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Также оно нацелено на освоение корпоративных и профессиональных компетенций. Важный блок – обучение цифровой грамотности, – рассказал заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский. – Выпускники будут сдавать тесты по профессиональным компетенциям ОАО «РЖД», а также практико-ориентированный экзамен на тренажёре или полигоне».


ЛИДЕРЫ РАЗВИТИЯ

Для развития системы высшего образования в стране запущена программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». «Результатом реализации программы станет создание к 2030 году в России сети из более чем 100 прогрессивных современных университетов, которые станут центрами научно-технологического и социально-экономического развития», – отметил заместитель директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Сергей Есин.

Заявки на участие в программе подали свыше 190 учебных заведений, в том числе пять отраслевых (Сибирский, Уральский, Иркутский и Петербургский госуниверситеты путей сообщения, а также Российский университет транспорта). Всего участники презентовали 409 стратегических проектов. Более половины из них ориентированы на цифровую трансформацию, а также на мониторинг и контроль эмиссии парниковых газов.

В итоге в программу попали 106 университетов, в том числе РУТ (МИИТ) и ПГУПС. Ежегодно до 2030 года они будут получать гранты в размере 100 млн руб. на реализацию своих стратегических проектов. Так, например, ПГУПС будет способствовать развитию высокоскоростного движения, безопасной транспортной экосистемы магистральной инфраструктуры, объектов транспортной инфраструктуры в арктической зоне страны, а также цифровой экосистемы интеллектуальных приоритетов для транспорта и логистики.

Стратегические программы РУТ (МИИТ) нацелены на решение транспортных проблем городских агломераций, обеспечение внедрения беспилотного движения, внедрение автономного судовождения и электронной навигации. Также вуз будет создавать цифровые решения для управления логистическими потоками и транспортной инфраструктурой, систему мониторинга выбросов парниковых газов транспортными компаниями. Вуз также попал в число 36 образовательных учреждений, которые получат дополнительные гранты (до 994 млн руб. каждый). Средства можно будет потратить на обновление учебно-лабораторной базы, научные исследования, развитие кадрового потенциала и академической мобильности, разработку новых образовательных программ.


СОЮЗ БИЗНЕСА И ВУЗОВ

Работодатели заинтересованы в том, чтобы выпускники, приходя на производство после окончания обучения, сразу же могли приступить к выполнению своих обязанностей. В этой связи некоторые компании активно сотрудничают с профильными университетами. Так, например, в прошлом году была утверждена Программа взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, рассчитанная до 2025 года. Она состоит из восьми разделов, которые охватывают весь спектр взаимодействия компании и отраслевых вузов – от совершенствования образовательного процесса до управленческих изменений. В результате, по словам Александра Збарского, удаётся синхронизировать процессы планирования и отбора кандидатов на целевое обучение; разрабатывать образовательные стандарты исходя из потребностей компании; проводить образовательные мероприятия для преподавателей и студентов; развивать материально-техническую базу учебных заведений.

Активное участие компания принимает в создании образовательных программ. Так, в 2019 году совместно с РУТ (МИИТ) была разработана магистерская программа «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта». За два года в очно-заочном режиме слушатели под руководством университетских преподавателей и представителей ОАО «РЖД» изучили дисциплины в области клиентоориентированности и качества транспортных услуг, выстраивания логистики пассажирских перевозок и формирования мультимодальных транспортных систем, основ корпоративного управления и управления проектами в пассажирском комплексе, применения цифровых технологий и моделирования пассажирских транспортных систем. По итогам защиты магистерских диссертаций квалификация «магистр» присвоена 27 работникам холдинга. Все они займутся развитием пассажирских перевозок.

В настоящее время по программе обучается уже второй поток слушателей. В перспективе она будет включена в образовательный портфель других отраслевых вузов.

Юлия Антич
Ускоренная подготовка

Отраслевые колледжи и техникумы запускают профессионалитет

Рубрики: Образование
Заглянуть в портфели
Борис Лёвин, президент Российского университета транспорта (МИИТ), председатель Экспертного совета проектов развития железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры,

В отрасли проанализируют проекты импортозамещения

Рубрики: Образование
Без пауз

Непрерывность в образовании обеспечит развитие сотрудников

Рубрики: Образование
Нейтральный след
Ирина Карапетянц, директор Института международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта (МИИТ), руководитель проекта «Углеродно-нейтральный транспорт»,

РУТ (МИИТ) решает проблему декарбонизации транспорта

Рубрики: Образование
Экспертиза скорости
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, председатель Экспертного совета по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей в РФ,

Научная база для ВСМ в России

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Стартап. Настольная книга основателя
Стив Бланк, Боб Дорф
«Стартап. Настольная книга основателя». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее
Питер Камп
«Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперёд
Джен Синсеро
«НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперёд». Издательство «Бомбора» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100