Нужные люди

Нужные люди

Учебные заведения развивают подготовку рабочих кадров
Стремительное развитие экономики, появление новых технологий, продуктов и практик управления меняют рынок труда. Согласно данным альманаха «Атлас новых профессий», в ближайшие 10–15 лет появится более 350 новых профессий, в том числе в сфере транспорта. Кто и как готовит профессионалов будущего, обсудили участники панельной дискуссии «Новое качество профессионального образования» VII Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России».


НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

В последние годы на рынке труда востребованы представители рабочих специальностей. Так, по информации сервиса «Авито Работа», в III квартале этого года спрос на них увеличился на 45% относительно того же периода прошлого года. Одновременно увеличивается и число желающих освоить рабочую профессию. «Если в недавнем времени приём в колледжи и техникумы составлял до 900 тыс. человек ежегодно, то в эту приёмную кампанию на первый курс зачислено порядка 1 млн 200 тыс. ребят», – отметил в ходе форума директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.



Чтобы обеспечить экономику квалифицированными специалистами, важно синхронизировать образование и кадровые потребности работодателей. С этой целью со следующего учебного года в пилотном режиме вводится новый уровень среднего профессионального образования – профессионалитет. «Его цель – комплексная реструктуризация системы образования и переход на отраслевую модель подготовки кадров, востребованных на рынке труда. Конкретные специальности, по которым планируем учить, будут определены вместе с работодателями», – подчеркнул Виктор Неумывакин.

Профессионалитет откроется в ряде колледжей и техникумов, готовящих кадры для железнодорожной, нефтегазовой, фармацевтической, металлургической отраслей, а также для атомной, горнодобывающей, лёгкой промышленности и сельского хозяйства. В эксперименте примут участие и отраслевые учебные заведения. Как ранее рассказал директор Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ), президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта Николай Разинкин, предполагается, что срок обучения по отобранным совместно с работодателем специальностям будет сокращён, при этом увеличится срок прохождения производственной практики. Ряд общепрофессиональных дисциплин будет переведён на самостоятельную подготовку. «Нам интересно принять участие в этом эксперименте, ведь он призван укрепить наше партнёрство с работодателями, а также трансформировать, оживить учебную деятельность», – подчеркнул Николай Разинкин.

На поддержку пилотных учебных заведений из федерального бюджета до 2024 года планируется выделить около 30 млрд руб. (эти средства, в частности, пойдут на обновление материально-учебной базы образовательных учреждений).

ОАО «РЖД» будет участвовать в образовательном процессе, разработке инфраструктурных листов, организации производственной практики. «Новый уровень образования максимально завязан на практической подготовке студентов, которая будет реализована на реальном производственном оборудовании», – отметил Виктор Неумывакин.
«Обучение будет соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Также оно нацелено на освоение корпоративных и профессиональных компетенций. Важный блок – обучение цифровой грамотности, – рассказал заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский. – Выпускники будут сдавать тесты по профессиональным компетенциям ОАО «РЖД», а также практико-ориентированный экзамен на тренажёре или полигоне».


ЛИДЕРЫ РАЗВИТИЯ

Для развития системы высшего образования в стране запущена программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». «Результатом реализации программы станет создание к 2030 году в России сети из более чем 100 прогрессивных современных университетов, которые станут центрами научно-технологического и социально-экономического развития», – отметил заместитель директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Сергей Есин.

Заявки на участие в программе подали свыше 190 учебных заведений, в том числе пять отраслевых (Сибирский, Уральский, Иркутский и Петербургский госуниверситеты путей сообщения, а также Российский университет транспорта). Всего участники презентовали 409 стратегических проектов. Более половины из них ориентированы на цифровую трансформацию, а также на мониторинг и контроль эмиссии парниковых газов.

В итоге в программу попали 106 университетов, в том числе РУТ (МИИТ) и ПГУПС. Ежегодно до 2030 года они будут получать гранты в размере 100 млн руб. на реализацию своих стратегических проектов. Так, например, ПГУПС будет способствовать развитию высокоскоростного движения, безопасной транспортной экосистемы магистральной инфраструктуры, объектов транспортной инфраструктуры в арктической зоне страны, а также цифровой экосистемы интеллектуальных приоритетов для транспорта и логистики.

Стратегические программы РУТ (МИИТ) нацелены на решение транспортных проблем городских агломераций, обеспечение внедрения беспилотного движения, внедрение автономного судовождения и электронной навигации. Также вуз будет создавать цифровые решения для управления логистическими потоками и транспортной инфраструктурой, систему мониторинга выбросов парниковых газов транспортными компаниями. Вуз также попал в число 36 образовательных учреждений, которые получат дополнительные гранты (до 994 млн руб. каждый). Средства можно будет потратить на обновление учебно-лабораторной базы, научные исследования, развитие кадрового потенциала и академической мобильности, разработку новых образовательных программ.


СОЮЗ БИЗНЕСА И ВУЗОВ

Работодатели заинтересованы в том, чтобы выпускники, приходя на производство после окончания обучения, сразу же могли приступить к выполнению своих обязанностей. В этой связи некоторые компании активно сотрудничают с профильными университетами. Так, например, в прошлом году была утверждена Программа взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, рассчитанная до 2025 года. Она состоит из восьми разделов, которые охватывают весь спектр взаимодействия компании и отраслевых вузов – от совершенствования образовательного процесса до управленческих изменений. В результате, по словам Александра Збарского, удаётся синхронизировать процессы планирования и отбора кандидатов на целевое обучение; разрабатывать образовательные стандарты исходя из потребностей компании; проводить образовательные мероприятия для преподавателей и студентов; развивать материально-техническую базу учебных заведений.

Активное участие компания принимает в создании образовательных программ. Так, в 2019 году совместно с РУТ (МИИТ) была разработана магистерская программа «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта». За два года в очно-заочном режиме слушатели под руководством университетских преподавателей и представителей ОАО «РЖД» изучили дисциплины в области клиентоориентированности и качества транспортных услуг, выстраивания логистики пассажирских перевозок и формирования мультимодальных транспортных систем, основ корпоративного управления и управления проектами в пассажирском комплексе, применения цифровых технологий и моделирования пассажирских транспортных систем. По итогам защиты магистерских диссертаций квалификация «магистр» присвоена 27 работникам холдинга. Все они займутся развитием пассажирских перевозок.

В настоящее время по программе обучается уже второй поток слушателей. В перспективе она будет включена в образовательный портфель других отраслевых вузов.

Юлия Антич
Наука о ведении бизнеса

РУТ (МИИТ) развивает предпринимательское мышление студентов

Рубрики: Образование
Индустрия 5.0

Отраслевые вузы дают будущим железнодорожникам цифровые знания

Рубрики: Образование
В числе лучших

Отраслевые вузы включены во всероссийский образовательный рейтинг

Рубрики: Образование
Эталон обучения

Отраслевые вузы превратятся в кампусы мирового уровня

Рубрики: Образование
На шаг впереди

РУТ (МИИТ) развивает ИИ-технологии

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100