Восточный ветер

Восточный ветер

Рост спроса на уголь и металл стимулирует развитие РЖД
В этом году наблюдается рост спроса на уголь и металлы и мировых цен на них. Участники прошедшей 29–30 сентября XII конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» – ведущие эксперты транспортной отрасли и представители железнодорожных операторских компаний – обсудили, позволят ли пропускные способности Восточного полигона воспользоваться выгодной для экономики страны ситуацией.


АТР в числе получателей груза

По мнению руководителя Департамента угольной промышленности Экспертно-аналитического центра ТЭК Минэнерго Максима Чурсина, угольная отрасль может выступить драйвером железнодорожных перевозок. Сегодня на долю угля приходится 29% грузооборота на сети российских железных дорог. По прогнозам Минэнерго, объёмы перевозок угля в 2021 году увеличатся по сравнению с 2020-м на 5% и возрастут до 416 млн тонн. Максим Чурсин отметил, что за последние 10 лет поставки российского угля выросли на 17%, основная причина – увеличение экспорта твёрдого топлива. С 2011 года объёмы экспорта угля увеличились на 90%.

Основные потоки экспорта угля идут в Китай, Южную Корею, Турцию, Японию, Индию, Нидерланды, а также на Тайвань и Украину. Заметим, что Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) стал ключевым регионом поставок российского угля из-за более высоких цен и роста спроса. За год цены на уголь на азиатских рынках выросли с $70 за тонну до $130. А в октябре этого года на сырьевой бирже Чжэнчжоу (КНР) цена за тонну энергетического угля достигла исторического максимума – 1835,6 юаня ($287) за тонну (на западноевропейских рынках цены выросли за прошедший год с $50 до $95 за тонну).
«За последние четыре года доля Китая в российском угольном экспорте выросла с 13,7% в 2017 году до 18% в 2020 году», – уточнил Максим Чурсин.

Минэнерго прогнозирует в 2021 году поставку угля в страны АТР на уровне 111 млн тонн, а западным импортёрам – порядка 100 млн тонн.

По словам Максима Чурсина, поставки российского угля до 2050 года вырастут до 225–285 млн тонн в год.

В Минэнерго напрямую увязывают новые возможности развития угольного экспорта в страны АТР с развитием Восточного полигона и считают, что успешное завершение третьего этапа модернизации Восточного полигона с ростом провозной мощности до 250 млн тонн в год поможет сбалансировать планы угольной промышленности с инфраструктурными возможностями РЖД.

Напомним, что 19 октября на заседании президиума Госсовета по рассмотрению Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года министр транспорта Виталий Савельев заявил, что стратегия предусматривает увеличение провозной способности железнодорожных участков в экспортном направлении до 327 млн тонн в год. «Итоговая цифра зависит от качественного прогнозирования внешней конъюнктуры, спроса на нашу продукцию, включая уголь. Государство получит колоссальный вклад в экономику, рост безопасности транспортной системы и производительности труда», – уточнил он.


Железные перспективы

Выгодная для российских производителей конъюнктура складывается и на металлургическом рынке. Основным драйвером роста цен стала экономика Китая – крупнейшего потребителя железной руды. В марте 2020 года тонна железной руды стоила примерно $88. В мае 2021 года стоимость подскочила до $230 за тонну. «По результатам первого полугодия 2021 года можно отметить, что вырос экспорт, это может объясняться благоприятной конъюнктурой на мировых рынках», – отметил директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики Metals & Mining Intelligence Илья Коломеец.

Эксперты ассоциации предприятий чёрной металлургии «Русская сталь» отмечают, что объёмы перевозки грузов металлургического назначения (чугун, трубы, сталь в слитках, сортовой прокат, лом чёрных металлов, а также руда и железорудные концентраты) возвращаются к допандемийному уровню: в 2019 году было погружено 200 млн тонн, в 2020-м – 194 млн тонн, в первом полугодии 2021 года – 98 млн тонн. Илья Коломеец уточнил, что соотношение между внутренними перевозками и экспортными меняется в пользу экспорта: так, в 2019 году было 20% перевозок на экспорт, в 2020-м – 24%, а за шесть месяцев текущего года доля экспортных перевозок возросла до 29%. «Логистическим операторам следует ожидать роста объёма перевозок на восточном направлении», – сказал он.

Ключевым импортёром российского металла является Китай. По данным Федеральной таможенной службы России, экспорт чёрных металлов в Китай за первое полугодие 2021 года вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объёмы сделок в первом полугодии этого года оцениваются в $526 млн.

Заместитель генерального директора АО «ИЭРТ» Виталий Панин напомнил, что основные мероприятия по развитию сети железных дорог на период до 2025-го и на перспективу до 2030 года направлены на увеличение провозной способности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона до 180 млн тонн по итогам 2024 года и до 210 млн тонн к 2030 году. Эксперт уточнил, что сейчас провозные способности железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба составляют 144 млн тонн, в следующем году этот показатель возрастёт до 158 млн тонн.

Компании-операторы грузовых вагонов, работающие на восточном направлении, заинтересованы в развитии полигона. В Национальной транспортной компании (НТК) отметили положительный вклад в увеличение провозных мощностей от использования тепловозов 3ТЭ25К2м на участке Комсомольск – Ванино. Локомотивы 3ТЭ25К2м предназначены для вождения поездов повышенной массы – до 7100 тонн. По мнению операторов, для развития тяжеловесного движения на этом участке целесообразно увеличить парк тепловозов на 20 единиц. Кроме того, в НТК предлагают внедрить имитационное моделирование работы станций Слюдянка-1, Слюдянка-2, Карымская и Уссурийск – имитационная модель позволяет определить максимальную пропускную способность транспортного узла, а в качестве данных для модели используются статистические данные и вероятностные значения загрузки станции.

В Уральской горно-металлургической компании отметили положительный эффект от применения технологии виртуальной сцепки поездов на подходах к портам Находкинского узла. Использование этой технологии позволяет увеличить пропускную способность линии до 98 пар поездов, рост числа подаваемых грузовых поездов в морские порты и исключение затоваривания станций на ближайших подходах к портам.

Директор по внешней логистике ПАО «НЛМК» Юрий Саввин полагает, что сократить простои подвижного состава на погранпереходах в Китай можно за счёт контейнеризации перевозок угля. «Грузополучатель тоже заинтересован в приёме угля в контейнерах – такие перевозки субсидируются в КНР», – уточнил он.

Владимир Константинов

Перераспределение потоков

Российская продукция пользуется спросом на рынках Азии

Рубрики: Перевозки
Платформа возможностей
Мария Пименова, заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» ,

Сервисный портал работника ОАО «РЖД» пополнится новым функционалом

Рубрики: Перевозки
Грузы едут

Контейнерные перевозки победили пандемию

Рубрики: Перевозки
Пассажиры возвращаются

Движение пассажирских поездов входит в график после пандемии

Рубрики: Перевозки
Правильный выбор

Болельщики нуждаются в городских электричках

Рубрики: Перевозки

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100