По законам футуризма

По законам футуризма

Как универсальные компетенции меняют HR-сферу
В современном мире, который характеризуется понятием VUCA (то есть нестабильностью, неопределённостью, сложностью и неоднозначностью), работодатели требуют от сотрудников наличия не только hard skills (профессиональных навыков), но и soft skills (мягких, надпрофессиональных). Последние проникают во всё большее количество профессий, и даже кандидаты на технические вакансии (в том числе железнодорожные) должны обладать такими компетенциями, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение работать в команде.


Межпрофессиональные качества

Актуальным и перспективным качествам специалистов была посвящена недавняя дискуссия «Компетенции будущего: индивидуальные траектории развития» проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2121». Как отметил во время мероприятия руководитель Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля, наличие компетенций является основой построения успешной карьерной и социальной траектории. Компетенции принято делить на профессиональные и надпрофессиональные, однако в настоящее время они тесно переплетены. «Надпрофессиональные компетенции в каких-то профессиях могут стать профессиональными и наоборот. Например, для программиста коммуникативные навыки являются надпрофессиональными, а для педагога – профессиональными», – отметил он.

Таким образом, современному специалисту стоит уделять повышенное внимание soft skills. АНО «Россия – страна возможностей» разработала собственный конструктор надпрофессиональных компетенций. Они разделены на четыре группы. Первая – управление взаимодействием (лидерство, эмоциональный интеллект, оказание влияния, партнёрство, клиентоориентированность, наставничество). Эти компетенции описывают сферу отношений в рабочей среде на различных уровнях и дают представление о том, каким образом успешные профессионалы взаимодействуют с другими людьми. Вторая группа – управление задачами (анализ информации и выработка решений, планирование и организация, стратегическое мышление, следование правилам и процедурам). Этот блок описывает такие качества, как краткосрочное и долгосрочное планирование, постановка задач, широта и глубина мышления, процесс выработки решений. Третья группа – энергия (ориентация на результат, стрессоустойчивость, инновационность, адаптивность и гибкость, саморазвитие). И наконец, четвёртая группа – общие знания (цифровая, финансовая, правовая, коммуникативная грамотность). Она включает необходимый минимум технических знаний по таким областям, как экономика, право и цифровая грамотность.

Из всего многообразия надпрофессиональных компетенций, которыми должен обладать современный специалист, главным является желание постоянно меняться, быть готовым к новому обучению и к новым задачам. Такой вывод следует из июньского исследования международной консалтинговой компании McKinsey & Company. «При этом исследователи говорят о важности таких качеств, как анализ и выработка решений, планирование и организация, коммуникация и влияние, ориентация на результат, критическое мышление, стрессоустойчивость, саморазвитие, – добавил Дмитрий Гужеля. – Если же говорить о компетенциях, которые приносят наибольший доход своим владельцам, то это планирование и организация, коммуникация и влияние. Если вы общительны, открыты, доступны, умеете находить общий язык с коллегами и начальством, у вас всё будет хорошо».

Базовыми надпрофессиональными компетенциями в будущем, по мнению экспертов, будут лидерство, планирование и организация, адаптивность и гибкость, саморазвитие, сотрудничество. «При этом человек должен будет научиться отличаться от машин, – подчеркнул Дмитрий Гужеля. – Важно понимать, что люди с более высоким уровнем образования, как правило, лучше подготовлены к изменениям и находят себе лучшую работу быстрее».


Навыки железнодорожников

Среди самых актуальных soft skills специалистов сферы транспорта – цифровые (управление информацией и данными, креативное мышление, критическое мышление в цифровой среде, цифровое управление проектами). Как ранее отметил начальник отдела цифровых коммуникаций и новых медиа Российской открытой академии транспорта РУТ (МИИТ) Николай Выходов, железнодорожникам также важно обладать системным и критическим мышлением, которое позволяет критически анализировать информацию и принимать верные решения (особенно актуален этот навык в условиях огромных потоков информации, когда неясно, на что можно ориентироваться), а также креативностью и эмоциональным интеллектом.

В ОАО «РЖД» корпоративные и профессиональные компетенции включены в Систему единых корпоративных требований к персоналу. Корпоративные компетенции включают в себя три блока. Первый показывает, на что должен быть ориентирован работник, чтобы компания достигала своих целей (это инновативность, клиентоориентированность и ответственность за результат). Второй блок – то, за счёт чего нужно добиваться целей (организация рабочего процесса, командная работа и взаимовыручка, развитие и забота о сотрудниках). Третий блок – ключевые качества, которые сегодня требуются работнику (комплексное мышление и эффективная коммуникация). «За последние два года профессиональная сфера сильно изменилась. Сейчас крайне востребованной является компетенция, связанная с умением и желанием работника нести ответственность за своё поведение и за рабочий результат, – отметил ранее заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский. – Также важны такие компетенции, как инновативность, клиентоориентированность, организация рабочего процесса, забота о сотрудниках, эффективная коммуникация и командная работа».

Для оценки уровня корпоративных компетенций работников используются различные инструменты, как очные, так и дистанционные. На основе полученных результатов принимаются управленческие решения при подборе кандидатов на руководящие должности, формировании кадрового резерва, направлении на программы обучения и развития, а также планировании карьерного роста.


Развить компетенции

Многие работодатели чётко формируют свой запрос к системе образования – на выходе из университетов молодые специалисты должны обладать набором важных компетенций. Среди них, например, умение планировать, быть ориентированным на результат, обладать лидерскими качествами.

Как отметил Дмитрий Гужеля, чтобы будущие и действующие работники обладали необходимыми компетенциями, важно понимать, как и чему конкретно их учить. «К сожалению, российское образование слабо приспособлено к обучению soft skills. Особенно, если речь идёт о базовом образовании – высшем или среднем профессиональном. С этим же сталкиваются и многие зарубежные учебные заведения», – подчеркнул он.

Одним из возможных вариантов решения этой проблемы может стать создание на базе университетов центров компетенций. «Центры станут платформой, где студенты сначала пройдут оценку своих надпрофессиональных компетенций, а затем займутся их развитием», – рассказал Дмитрий Гужеля.

АНО «Россия – страна возможностей» планирует осенью этого года открыть несколько таких центров. В пилотном проекте примут участие, в частности, Астраханский государственный университет, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Донской государственный технический университет, Московский государственный университет пищевых производств, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Национальный исследовательский Томский государственный университет, Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», Омский государственный технический университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Самарский государственный экономический университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Южный федеральный университет.

Чтобы у учащихся была возможность во время обучения устранить пробелы в компетенциях, развить и прокачать их, АНО «Россия – страна возможностей» совместно с ведущими университетами и корпорациями подготовит образовательные программы, которые будут реализовываться как в дистанционном формате, так и очно в центрах компетенций.

Предполагается, что только в 2021 году тестирование личностных и когнитивных способностей пройдут более 100 тыс. студентов. «Выходя на рынок труда после окончания вуза, каждый желающий, прошедший оценку и развивший свои надпрофессиональные навыки, получит этому подтверждение в виде цифрового сертификата», – отметил Дмитрий Гужеля.


Опыт отраслевого образования

Формирование универсальных компетенций у студентов транспортных вузов – одна из задач Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утверждённой правительством в этом году. К таким компетенциям относятся, в частности, системное мышление, коммуникации, принятие решений, командная работа, навыки самообучения, компетенции цифровой экономики.

Некоторые отраслевые вузы уже предпринимают попытки развития soft skills у своих студентов. Так, например, на базе Сибирского госуниверситета путей сообщения действует Центр развития инновационных компетенций. В его задачи входят, в частности, развитие научного мышления, творчества и изобретательства студентов, аспирантов и преподавателей, повышение мотивации молодёжи к научной деятельности.

В РУТ (МИИТ) работает коворкинг-центр, в котором студенты и преподаватели могут заниматься проектной и творческой работой. Там проходят тренинги, мастер-классы, лекции, творческие вечера, интеллектуальные игры, публичные встречи и собрания. Действует коворкинг-центр и в Иркутском госуниверситете путей сообщения.

Действующие работники ОАО «РЖД» могут подтянуть и развить необходимые компетенции в Корпоративном университете РЖД. Например, там действуют программы индивидуального развития («Переговоры: от борьбы к сотрудничеству», «Выступление: представить, удивить, вдохновить», «Тайм-менеджмент», «Внутренний ресурс – эмоциональная компетентность», «Системное мышление как основа качественных управленческих решений», «Создание эффективной управленческой команды»).

Юлия Антич
Обучение на перспективу
Сергей Вакуленко, директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ),

РУТ (МИИТ) выпустил магистров пассажирских перевозок

Рубрики: Образование
Общая цель

Дороги и отраслевые вузы развивают сотрудничество

Рубрики: Образование
Взаимный интерес
Любовь Лучинина, начальник Управления международного сотрудничества Российского университета транспорта (МИИТ),

РУТ (МИИТ) перевёл международную работу в дистанционный формат

Рубрики: Образование
Корневая экспертиза
Николай Разинкин, директор Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ), президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта,

ОАО «РЖД» и отраслевые учебные заведения повышают престиж рабочих профессий

Рубрики: Образование
Союз вузов

Транспортные университеты России и Китая совместно развивают формат дистанционного обучения

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Энергия – новая валюта: Как поддерживать баланс жизненных сил
Леонид Кроль
«Энергия – новая валюта: Как поддерживать баланс жизненных сил». Издательство «Альпина Паблишер» 2020 год
Как разрешить конфликт на рабочем месте
Хода Лейси
«Как разрешить конфликт на рабочем месте». Издательство «Гиппо» 2004 год
Эволюция всего. Как на самом деле меняется мир вокруг нас
Мэтт Ридли
«Эволюция всего. Как на самом деле меняется мир вокруг нас». Издательство «Эксмо» 2016 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100