Обучение на перспективу
Сергей Вакуленко
Сергей Вакуленко
директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ)

Обучение на перспективу

РУТ (МИИТ) выпустил магистров пассажирских перевозок
В этом году состоялся первый выпуск слушателей магистерской программы РУТ (МИИТ) «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта», разработанной совместно с ОАО «РЖД». Обучение завершили 27 работников холдинга «РЖД». О том, с какой целью была реализована образовательная программа, «Пульту управления» рассказал один из организаторов обучения, директор Института управления и цифровых технологий Российского университета транспорта (МИИТ) Сергей Вакуленко.

– Сергей Петрович, чем обусловлена необходимость появления специализированной образовательной программы?
– Программа магистратуры «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта» была разработана университетом совместно с Департаментом пассажирских перевозок ОАО «РЖД» по заказу Департамента управления персоналом компании. Необходимость данной программы была обусловлена актуальными тенденциями развития транспортной отрасли в сфере клиентоориентированности и пассажирских сервисов. В современном обществе огромную роль играет качество транспортного обслуживания, и пассажир быстро реагирует на появление новых технологий, стремится использовать их повсеместно.

Цель обучения сотрудников пассажирского комплекса по новой программе магистратуры – не просто дать им новые знания, но и качественно изменить имеющиеся у них компетенции, научить формулировать и решать задачи на новом уровне. Это первая и пока единственная программа высшего образования, ориентированная на углублённое изучение вопросов пассажирских перевозок и проблем пассажирского комплекса в целом.

– Какую роль в разработке программы принимало ОАО «РЖД»?
– Инициатор разработки и реализации этой программы – генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Валентинович Белозёров, куратором обучения стал заместитель генерального директора компании Дмитрий Владимирович Пегов. Программа разрабатывалась с учётом пожеланий руководителей и кадровых служб всех филиалов пассажирского комплекса ОАО «РЖД», при активном участии АО «ФПК». Рабочие программы дисциплин также наполнялись темами и разделами в соответствии с современными потребностями каждого филиала, проводились совместные совещания и обсуждения.

– Почему было принято решение создать именно магистерскую программу, а не программу подготовки бакалавров или специалистов?
– Программы бакалавриата или специалитета в основном направлены на обучение вчерашних школьников, поэтому на работу в подразделения пассажирского комплекса компании выпускники смогли бы прийти только через 4–5 лет. К тому же обычно программы бакалавриата и специалитета дают основные базовые знания. Магистратура – более высокая ступень высшего образования. Сотрудники пассажирского комплекса ОАО «РЖД» в большинстве случаев уже имеют высшее образование уровня бакалавриата или специалитета. Задача была в том, чтобы на базе основного образования и имеющегося практического опыта сформировать у магистрантов научно-практическое мышление.

– Как проходил отбор слушателей?
– Слушатели прошли несколько ступеней отбора: сначала в тех филиалах ОАО «РЖД», сотрудниками которых они являются, затем в Департаменте пассажирских перевозок и в Департаменте управления персоналом. Заключительным этапом отбора были вступительные испытания, проводимые университетом: приёмной комиссией оценивалась достаточность базового уровня знаний для освоения образовательной программы, способность к обучению в магистратуре и к написанию магистерской диссертации.

– Расскажите об организации учебного процесса.
– Преподавателями по различным дисциплинам учебного плана стали не только ведущие профессора и доценты университета, но и руководители пассажирского комплекса компании. С мастер-классами выступали начальник Департамента пассажирских перевозок Николай Костенко, начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Алексей Белянкин, заместитель генерального директора АО «ФПК» Екатерина Скороходова и многие другие.
Учебный процесс проходил по субботам в комбинированном формате: часть слушателей присутствовала в аудитории, а часть участвовала в занятиях в режиме онлайн (с возможностью обратной связи с преподавателем). Такой формат был удобен особенно для тех слушателей, которые территориально находились не в Москве. Конечно, для преподавателей это было нелегко: необходимо было заинтересовать и вовлечь в образовательный процесс как студентов в аудитории, так и слушателей, находящихся по ту сторону экрана компьютера.
В период пандемии COVID-19 программа была полностью переведена в дистанционный формат. Сложностей никаких не возникло, поскольку все технологии уже были опробованы студентами и преподавателями. Институтом было закуплено передовое оборудование для реализации дистанционных форм учебного процесса. Участвовать в занятиях можно было с использованием компьютера, ноутбука, планшета или мобильного телефона.

– Что изучали слушатели? На формирование каких компетенций было направлено обучение?
– Учебный план программы был направлен на формирование компетенций в области выстраивания логистики пассажирских перевозок и формирования мультимодальных транспортных систем, основ корпоративного управления и управления проектами в пассажирском комплексе, применения цифровых технологий и моделирования пассажирских транспортных систем, разработки стратегических маркетинговых инициатив по повышению клиентоориентированности пассажирских перевозок и качества обслуживания пассажиров. Поскольку слушателями программы стали представители различных филиалов пассажирского комплекса ОАО «РЖД», а также сотрудники АО «ФПК», то это способствовало поиску в процессе обучения новых креативных решений, направленных на реализацию единых стандартов качества обслуживания пассажиров на всех этапах поездки, формирование комплексного подхода к развитию пассажирских перевозок и сервисов в целом для пассажирского комплекса.

– Расскажите о магистерских диссертациях слушателей программы. Какие темы они подняли?
– Темы магистерских диссертаций были сформулированы магистрантами совместно с их руководителями от университета и прошли согласование и утверждение в Департаменте пассажирских перевозок ОАО «РЖД». Все диссертации были ориентированы на реализацию ключевых инициатив Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности формирование оптимальной маршрутной сети и расписания поездов, развитие скоростного движения поездами «Ласточка» и «Стриж», предоставление высококачественного продуктового предложения, цифровизацию клиентских сервисов и бизнес-процессов, предоставление инновационного продукта в поезде, повышение качества обслуживания, интеграцию пригородного сообщения с городской транспортной средой агломерации, формирование многофункциональных интермодальных хабов и транспортно-пересадочных узлов, интегрированных с современной городской средой и инфраструктурным окружением.
Одни диссертационные работы были направлены на решение конкретных узких задач, стоящих перед пассажирским комплексом, в других были поставлены амбициозные задачи на будущее и проведены серьёзные исследования по вопросам совершенствования цифровых технологий и применения технологий блокчейн.


– Насколько успешно прошла защита диссертаций?
– Защита магистерских диссертаций состоялась на заседании государственной экзаменационной комиссии, председателем которой был Дмитрий Пегов. В её составе, помимо преподавателей университета, были также два первых заместителя начальника Департамента пассажирских перевозок – Елена Ракова и Павел Бурцев. Восемь магистрантов получили оценку «хорошо», девятнадцать – «отлично». Члены комиссии признали все работы очень интересными и важными для пассажирского комплекса холдинга «РЖД». Реализация этих проектов, конечно же, зависит и от дальнейшей работы самих магистров, но ряд работ был рекомендован к внедрению уже на защите, в основном это касалось магистерских диссертаций в сфере цифровизации и развития клиентоориентированности персонала и клиентских сервисов.

– Как руководство компании «РЖД» оценило итоги реализации программы?
– Мы очень постарались, чтобы заказчики обучения и слушатели получили результаты, превосходящие их ожидания. Работа коллектива, реализующего магистерскую программу, получила высокие оценки руководства университета и ОАО «РЖД». Руководитель магистерской программы Екатерина Копылова была награждена Благодарностью генерального директора ОАО «РЖД», а куратор учебного процесса Михаил Туманов – Почётной грамотой. Мы очень ценим столь высокую оценку.

– Будет ли программа продолжена?
– Конечно. В настоящее время первый курс заканчивают 35 слушателей второго набора программы, открыт набор следующей группы с началом обучения в сентябре текущего года. Постоянное совершенствование рабочих программ учебных дисциплин позволяет сделать обучение максимально ориентированным на подготовку кадров высокой квалификации.
Каждый магистрант нового набора может выбрать наиболее подходящую для себя направленность обучения – «Клиентоориентированность и логистика в работе пассажирского комплекса железнодорожного транспорта», «Конструирование и моделирование пассажирского подвижного состава».

– На ваш взгляд, программы обучения по каким направлениям работы транспорта могут появиться в перспективе?
– РУТ (МИИТ) реализует достаточно широкий круг образовательных программ по различным направлениям подготовки. Особой популярностью пользуются программы, связанные с компьютерной и информационной безопасностью, с цифровыми сервисами и технологиями. Реализация цифровых сервисов во всех филиалах пассажирского комплекса ОАО «РЖД» и АО «ФПК» – это наиважнейшая задача сегодня. В современном мире всё достаточно быстро развивается, поэтому сложно сказать, какие программы обучения будут востребованы завтра. Но специалисты университета готовы разрабатывать и реализовывать любые новые актуальные программы как для обычных студентов, так и для сотрудников транспортной отрасли.

Беседовала Юлия Антич
По законам футуризма

Как универсальные компетенции меняют HR-сферу

Рубрики: Образование
Общая цель

Дороги и отраслевые вузы развивают сотрудничество

Рубрики: Образование
Взаимный интерес
Любовь Лучинина, начальник Управления международного сотрудничества Российского университета транспорта (МИИТ),

РУТ (МИИТ) перевёл международную работу в дистанционный формат

Рубрики: Образование
Корневая экспертиза
Николай Разинкин, директор Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ), президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта,

ОАО «РЖД» и отраслевые учебные заведения повышают престиж рабочих профессий

Рубрики: Образование
Союз вузов

Транспортные университеты России и Китая совместно развивают формат дистанционного обучения

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Энергия – новая валюта: Как поддерживать баланс жизненных сил
Леонид Кроль
«Энергия – новая валюта: Как поддерживать баланс жизненных сил». Издательство «Альпина Паблишер» 2020 год
Как разрешить конфликт на рабочем месте
Хода Лейси
«Как разрешить конфликт на рабочем месте». Издательство «Гиппо» 2004 год
Эволюция всего. Как на самом деле меняется мир вокруг нас
Мэтт Ридли
«Эволюция всего. Как на самом деле меняется мир вокруг нас». Издательство «Эксмо» 2016 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100