Взаимный интерес
Любовь Лучинина
Любовь Лучинина
начальник Управления международного сотрудничества Российского университета транспорта (МИИТ)

Взаимный интерес

РУТ (МИИТ) перевёл международную работу в дистанционный формат
По данным опроса Международной ассоциации университетов, в период пандемии COVID-19 учебные заведения столкнулись с рядом общих проблем, в том числе в сфере международной образовательной деятельности. Закрытые границы ослабили, а в некоторых случаях даже приостановили академическую мобильность и совместную проектную работу вузов разных стран. О том, как локдаун сказался на внешних коммуникациях отраслевого образования, «Пульту управления» рассказала начальник Управления международного сотрудничества Российского университета транспорта (МИИТ) Любовь Лучинина.

– Любовь Владимировна, как пандемия COVID-19 повлияла на международную деятельность Российского университета транспорта (МИИТ)?
– Очевидно, что изменения, произошедшие в мире, не могли не коснуться сферы образования. Фактически изменились все внутренние и внешние процессы работы – обучение и приём студентов, взаимодействие с партнёрами и проектная деятельность.
Нельзя сказать, что международная деятельность замерла, но абсолютно точно она усложнилась. Например, если раньше мы регулярно принимали у себя делегации руководителей и сотрудников иностранных вузов, а также сами ездили к коллегам, то теперь взаимодействуем с ними в онлайн-режиме. В результате какие-то процессы, например подписание двусторонних договоров о сотрудничестве, длятся дольше (за счёт отправки документов по почте, их доработки и многоуровневого процесса согласования).
Вместе с тем в дистанционной работе есть и свои плюсы. Так, в настоящее время мы активно участвуем в международных образовательных онлайн-выставках, которые проводит Россотрудничество. В ходе таких мероприятий рассказываем о своём университете, образовательных программах, отвечаем на вопросы потенциальных абитуриентов и разыгрываем среди них призы.
Теперь есть возможность в течение дня оказаться на разных международных площадках – и это отличный способ привлечения зарубежных абитуриентов и позитивного позиционирования университета на международной образовательной арене.

– Как сейчас выстраивается взаимодействие с зарубежными партнёрами? Приезжают ли специалисты иностранных транспортных компаний в РУТ (МИИТ) для повышения квалификации?
– Несмотря на внешние обстоятельства, мы продолжаем сотрудничать с коллегами из зарубежных транспортных университетов и компаний. Действует несколько десятков соответствующих договоров, а топ-менеджеры компаний – производителей железнодорожной техники, в частности Talgo (Испания) и Siemens (Германия), читают лекции для наших студентов – в настоящее время в режиме онлайн.
В течение последних 11 лет мы реализуем программы повышения квалификации руководящих сотрудников SNCF (французские железные дороги). В прошлом году по понятным причинам обучение пришлось отменить. Но уже в этом году программа переведена в онлайн-режим. В течение двух недель, с 17 по 30 июня, был реализован первый этап обучения, слушателями которого стали 17 человек. Второй этап планируем реализовать в октябре в очном формате при условии стабилизации эпидемиологической ситуации.
Дирекция международных проектов SNCF дала высокую оценку нашей программе. Обратная связь в данном случае очень важна – так мы понимаем, что иностранные партнёры заинтересованы в продолжении сотрудничества.
РУТ (МИИТ) успешно сотрудничает с китайскими университетами и железнодорожными компаниями в вопросах подготовки кадров, проведения совместных научных исследований с привлечением широкого круга учёных обоих университетов и представителей китайских и российских железнодорожных предприятий.

– РУТ (МИИТ) реализует несколько программ двойных дипломов с зарубежными университетами. Что с этими программами сейчас?
– В этом году обучение по программам двойных дипломов завершили более 80 иностранных студентов, большинство из них из Китая. Соответствующие программы реализуются в РУТ (МИИТ) совместно с Шицзячжуаньским, Чжэнчжоуским и Цзилиньским железнодорожными профессионально-техническими институтами.
Также подписано соглашение о программе двойного диплома с Пекинским объединённым университетом, оно предполагает получение дипломов двух университетов по окончании обучения. Данная программа реализуется в РУТ (МИИТ) при поддержке международной корпорации «Евразия», успешное сотрудничество с которой длится уже много лет.
Мы продолжаем реализацию совместных программ с зарубежными вузами. В настоящее время ведётся набор слушателей. Обучение переведено в онлайн-режим.

– Сколько студентов-иностранцев обучается в университете?
– У нас учатся порядка 1600 иностранцев из 33 стран, из них более 400 человек – дистанционно (в настоящее время они находятся на родине).
Переводя иностранных студентов на обучение в онлайн-режиме, мы столкнулись с некоторыми сложностями. Так, на первых порах было сложно организовать расписание и занятия (наши студенты живут практически во всех часовых поясах). В некоторых странах, например в Монголии, есть проблемы с международным Интернет-соединением. В Китае у студентов не было возможности пользоваться некоторыми российскими образовательными платформами, поэтому нашим преподавателям пришлось общаться с ними через их внутренние доступные мессенджеры.
Со всеми проблемами удалось оперативно справиться.
Несмотря на непростые условия обучения, ребята очень старались, чтобы не отстать по программе, дистанционно они изучали не только профессиональные дисциплины, но и русский язык. Как результат – из 171 иностранного выпускника этого года 20 получили красные дипломы.
Мы понимаем, что зарубежным студентам сейчас даже сложнее, чем российским, поэтому стараемся всячески их поддерживать, уделять повышенное внимание. Много сил тратим на их информирование и виртуальную навигацию, чтобы они чувствовали, что мы о них помним. Даже выпускной провели не только очно, но и в онлайн-режиме.

– Сколько зарубежных студентов планируете набрать в эту приёмную кампанию? Абитуриенты из каких стран проявляют наибольший интерес к получению транспортного образования в России?
– Руководством университета поставлена задача зачислить первокурсников не меньше, чем в прошлом году, а это более 400 человек. При этом нам было выделено 150 бюджетных мест в рамках квот Россотрудничества.
В отраслевые вузы активно поступают граждане тех стран, с которыми ОАО «РЖД» реализует совместные проекты.
Так, в РУТ (МИИТ) активно подают документы абитуриенты из ближнего зарубежья (Грузия, Азербайджан, Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Монголия, Таджикистан, Украина). Проявляют интерес и ребята из Китая, Вьетнама, Конго, Сербии, Гвинеи, Ганы, Бенина, Афганистана, а также Кубы, Мадагаскара, Эквадора.
Часть иностранных слушателей, закончивших в этом году магистратуру, поступают в аспирантуру РУТ (МИИТ). Планируем принять 13 аспирантов из Ирака, Монголии, Вьетнама, Украины, Узбекистана, Азербайджана, с Кубы. Для сравнения – в прошлом году было зачислено три человека.

– В каком режиме организована приёмная кампания?
– Иностранцы поступают дистанционно. Сначала они загружают документы в личный кабинет на сайте университета, а затем в режиме онлайн проходят вступительные испытания. Списки зачисленных появятся к 1 сентября. Формат их обучения в новом учебном году будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране. Студенты из тех стран, с которыми у России будут открыты границы, смогут приехать по учебной визе. Для остальных будет организовано дистанционное обучение.
Пошаговая инструкция о том, что делать иностранным студентам, аспирантам, ординаторам, слушателям подготовительных факультетов до приезда в Россию и в первые недели после, будет направлена им по электронной почте, размещена на сайтах университетов и в социальных сетях.
Как правило, большинство иностранных граждан проходят обучение на русском языке. В случаях когда необходимо его дополнительное изучение, студенты обучаются в Центре изучения русского языка РУТ (МИИТ), в том числе в онлайн-режиме.

– Какие специальности пользуются популярностью у иностранцев?
– Пандемия COVID-19 не поменяла профессиональные интересы абитуриентов из-за рубежа. Традиционно востребованы специальности «строительство», «эксплуатация железных дорог», «подвижной состав железных дорог», «электроэнергетика и электротехника», «технология транспортных процессов».
Иностранцы подают документы и на такие специальности, как «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «юриспруденция», «сервис», «туризм», «гостиничное дело», «лингвистика».
В составе РУТ (МИИТ) действует Академия водного транспорта. Поэтому рассказываем абитуриентам о преимуществах получения соответствующих специальностей. В перспективе планируем принимать иностранцев и в Высшую инженерную школу. Это новое подразделение университета, подготовка кадров в котором будет вестись по перспективным направлениям развития транспорта в формате проектно-ориентированного обучения. Школа открылась на базе новой инфраструктуры, созданной специально под цели и задачи нового образовательного проекта. Будет запущена работа нескольких специализированных лабораторий, обеспечивающих реализацию каждой образовательной программы. Это, в частности, лаборатории «IT-сервисы и анализ данных», «Управление цифровыми активами», «Транспортное планирование и моделирование», «Информационное моделирование линейных объектов», «Транспортный дизайн, VR и ЗD-моделирование», «Инфокоммуникационные системы и сети связи».

– Есть ли в РУТ (МИИТ) планы по дальнейшему развитию международной деятельности?
– Безусловно. Сейчас подписываем соглашение о сотрудничестве с университетами Шри-Ланки, большие планы по совместной работе с университетами Индии (они проявляют большой интерес к получению железнодорожного образования в России).
Продолжим участвовать в международной проектной деятельности. Так, эксперты РУТ (МИИТ) в настоящее время принимают участие в реализации проекта Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Цель этой работы – формирование общих подходов стран – членов ЭСКАТО к транспортному образованию путём гармонизации программ подготовки специалистов, разработки рекомендаций по их унификации, учёта лучших практик и развития комплексной программы кадрового обеспечения в области транспорта.
В рамках проекта планируется формирование единого реестра транспортных институтов, рассматриваемых научных тем, а также учебных программ. Помимо этого ожидается разработка сетевых механизмов для обмена опытом и взаимодействия между транспортными образовательными и научными учреждениями.
В рамках реализации первого этапа проекта уже составлен перечень центров передового опыта в области транспортных исследований, обучения и образования в регионе ЭСКАТО. Работа завершена, в список вошло чуть более 100 учреждений. Определены основные исследовательские институты, занимающиеся вопросами транспорта в регионе Азии и Тихого океана. Координатором сети исследовательских институтов совместно с РУТ (МИИТ) назначен Университет Монаша – ведущий государственный университет Австралии. Ещё одним результатом реализации данного проекта станет проведение на базе РУТ (МИИТ) международной конференции ЭСКАТО по транспортному образованию в сентябре 2021 года, где будут представлены исследования экспертной группы.
Кроме того, наш университет участвует в разработке проекта Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), посвящённого в том числе вопросам транспортного образования. В рамках этого проекта мы готовим программу повышения квалификации для государственных служащих стран – участниц АСЕАН.
Таким образом, невзирая ни на что, мы продолжаем активно продвигать российское отраслевое образование в международном пространстве.

Беседовала Юлия Антич
Сразу к делу

Студенты траспортных вузов решают бизнес-кейсы

Рубрики: Образование
Открытая школа

Вузы и бизнес развивают будущих специалистов

Рубрики: Образование
Передовики инженерного образования

Отраслевые вузы совершенствуют подготовку кадров

Рубрики: Образование
Российско-китайские дипломы

Отраслевые вузы двух стран расширяют сотрудничество

Рубрики: Образование
В правовом поле

РУТ (МИИТ) развивает подготовку юристов для отрасли

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru