Корневая экспертиза
Николай Разинкин
Николай Разинкин
директор Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ), президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта

Корневая экспертиза

ОАО «РЖД» и отраслевые учебные заведения повышают престиж рабочих профессий
Бизнес и образование активно координируют свои действия в части включения в движение WorldSkills. Как показывает практика, компании заинтересованы не только в повышении квалификации своих сотрудников, но и в подготовке будущих работников в соответствии с мировыми стандартами. Так, на базе Московского колледжа транспорта Российского университета транспорта (МИИТ) при поддержке Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» создана новая лаборатория. Предполагается, что в ней будет проходить подготовка конкурсантов и проводиться чемпионаты WorldSkills. О новом экспериментальном подразделении, а также о дальнейших планах по взаимодействию с компанией «Гудку» рассказал директор Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ), президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта Николай Разинкин.

– Николай Егорович, расскажите о новой лаборатории для проведения чемпионатов WorldSkills. Кто выступил инициатором её создания?
– 16 апреля 2021 года между Московским колледжем транспорта РУТ (МИИТ) и Техническим центром автоматики и телемеханики Московской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» было заключено соглашение о сотрудничестве. Помимо общих вопросов взаимодействия в рамках подготовки выпускников по специальности «автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)» соглашение предусматривает помощь в реконструкции, монтаже и подготовке учебных лабораторий и мастерских для проведения чемпионатов и демонстрационных экзаменов по стандартам «Ворлдскиллс Россия» по компетенции «Обслуживание и ремонт устройств железнодорожной автоматики и телемеханики».
Совместными усилиями создана лаборатория «Монтаж устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и железнодорожной автоматики и телемеханики» на пять рабочих мест по трём основным блокам работ (проектирование; монтаж; включение и наладка электрической схемы стрелки, электрической схемы тональной рельсовой цепи и маневрового светофора).

– Сколько железнодорожных компетенций WorldSkills существует в настоящее время?
– Приказом АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» утверждено 234 компетенции, из них 12 железнодорожных.
Компетенции «Командная работа по организации перевозочного процесса», «Маневровая работа на железнодорожном транспорте», «Проводник пассажирского вагона», «Обслуживание железнодорожного пути», «Монтаж и обслуживание радиоэлектронного оборудования на железнодорожном транспорте» и «Обслуживание и ремонт вагонов» находятся в статусе «кандидатов в презентационные». Это новые компетенции, разработанные ОАО «РЖД» и членами Ассоциации колледжей и техникумов транспорта (НО АСКИТТ), которые пока не получили развития в региональных и вузовских чемпионатных линейках. Дело в том, что некоторые из них ориентированы на использование в основном в корпоративных чемпионатах, другие требуют серьёзной модернизации материально-технической базы конкурсных площадок, а третьи были введены в 2020–2021 годах и не попали в дистанционные чемпионаты из-за того, что требуют исключительно очной работы.
Компетенции «Обслуживание железнодорожных тяговых подстанций» и «Техническое обслуживание и ремонт контактной сети железнодорожного транспорта» в конце этого лета ждёт объединение. Данный вопрос прорабатывался межрегиональным экспертным сообществом под руководством разработчика обеих компетенций – заведующего отделением Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ) Светланы Белой. Решение согласовано с «Трансэнерго» – филиалом ОАО «РЖД» – и поддержано АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». В новом чемпионатном цикле появится единая компетенция «Обслуживание устройств тягового электроснабжения», по которой будут проходить и чемпионаты, и демонстрационные экзамены.
Ещё две компетенции – «Контроль состояния железнодорожного пути» и «Обслуживание и ремонт устройств железнодорожной автоматики и телемеханики» – являются презентационными. Они разработаны членами НО АСКИТТ и активно поддерживаются ОАО «РЖД».
В числе основных также две компетенции: «Управление локомотивом» и «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте». Последняя за два года своего существования под руководством менеджера компетенции, преподавателя Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ) Ольги Юшиной получила развитие в 32 регионах страны, в разных чемпионатных линейках (основной, вузовской, юниорской, корпоративной) и в рамках демонстрационного экзамена. На сегодняшний день это единственная компетенция, по которой введено два направления корпоративных чемпионатов (по профессиям дежурный по железнодорожной станции и начальник железнодорожной станции). Недавно мы презентовали её на встрече представителей Международного союза железных дорог и надеемся на дальнейшее сотрудничество для развития компетенции на международном уровне.

– Планируется ли в этом году разработка новых железнодорожных компетенций?
– Совместной рабочей группой под руководством Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» формируется пакет документов по компетенции «Технологии железнодорожного транспорта» в целях внедрения её в российскую практику. Одноимённая компетенция, разработанная китайскими коллегами, уже включена в перечень компетенций 46-го чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Competition, который пройдёт в 2022 году в Шанхае.
Одновременно на базе Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта (филиала РГУПСа) ведётся разработка компетенции «Слесарная деятельность по эксплуатации и ремонту железнодорожных строительных машин».

– Какие транспортные Future Skills могут появиться в перспективе?
– В соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года Минтрансом России ставится задача опережающего инновационного развития научно-технической и технологической базы на основе передовых мировых достижений и прорывных технологий (включая внедрение новых инфокоммуникационных и навигационных систем, систем телематического мониторинга транспортных потоков и интеллектуальных транспортных систем). Кроме того, мы видим необходимость в развитии высокоскоростного движения, обновления подвижного состава и транспортной инфраструктуры. В этих сферах и могут развиваться Future Skills.

– На что вы ориентируетесь, определяя профессиональную сферу для разработки компетенций?
– На потребности реального сектора экономики, на охват компетенциями действующих специальностей, должностей, профессий, на возможность включения новых компетенций в чемпионатную практику и целесообразность данной деятельности.

– Что в себя включает процесс разработки компетенций и их дальнейшего продвижения?
– Наиболее правильным решением, как показывает практика, является организация командной работы по разработке новых компетенций. Это снижает общие финансовые, трудовые, временные затраты, позволяет выявить наиболее сильного и заинтересованного эксперта для дальнейшего руководства компетенцией. Именно поэтому руководством Росжелдора в 2019 году было поручено НО АСКИТТ координировать деятельность подведомственных образовательных организаций по разработке новых компетенций WorldSkills. За прошедшие два года была организована работа шести межрегиональных рабочих групп и введено пять действующих на сегодняшний день компетенций.
При выявлении потребности в появлении новой железнодорожной компетенции или направлении соответствующей заявки в адрес НО АСКИТТ мы проводим анализ её содержания и потенциала. Затем направляем информацию в ОАО «РЖД» и организуем деятельность межрегиональной рабочей группы в очном или дистанционном формате под руководством начальника отдела развития движения WorldSkills управления среднего профессионального образования РУТ (МИИТ) Тамары Сухаревой. Как правило, это два-три дня активной работы и далее три-четыре недели для доработки документов. За время работы выявляются наиболее активные, компетентные, заинтересованные представители отрасли, которые затем берут на себя функцию «корневого эксперта» – человека, отвечающего за дальнейшее развитие и продвижение компетенции. Так, «корневым экспертом» по компетенции «Обслуживание и ремонт устройств железнодорожной автоматики и телемеханики» стал преподаватель Саратовского техникума железнодорожного транспорта (филиал СамГУПСа) Григорий Непогодин, по компетенции «Обслуживание и ремонт вагонов» – преподаватель Волгоградского техникума железнодорожного транспорта (филиал РГУПСа) Александр Байбаков, по компетенции «Монтаж и обслуживание радиоэлектронного оборудования на железнодорожном транспорте» – преподаватель Томского техникума железнодорожного транспорта (филиал СГУПСа) Алеся Кабанова.
Дальше ответственность за развитие компетенции несёт та организация, которую представляет «корневой эксперт», а НО АСКИТТ при необходимости оказывает методическую и организационную помощь. Конечно, это огромная ответственность, и именно от «корневого эксперта» зависят темпы развития компетенции: насколько он сможет выстроить информационную стратегию, как будет организована работа с экспертным сообществом, какая будет оказана организационная и методическая помощь конкурсным площадкам при подготовке к чемпионатам и демонстрационным экзаменам. В целях поддержки и координации этой деятельности, обмена оперативной информацией и накопленным опытом ассоциацией проводятся совещания менеджеров и «корневых экспертов» железнодорожных компетенций.

– Какое участие в разработке отраслевых компетенций принимает компания «РЖД»?
– Специалисты ОАО «РЖД» являются разработчиками ряда компетенций, необходимых для корпоративных чемпионатов. В случае если компетенции разрабатываются членами НО АСКИТТ, представители ОАО «РЖД» входят в состав рабочих групп, а ассоциация направляет в компанию пакет подготовленных документов для экспертной оценки.

– Какую пользу компания получает от участия в этом процессе?
– Совместная работа над созданием компетенции – это тесное сотрудничество образовательных организаций и основного социального партнёра – работодателя. Это возможность согласовать требования к выпускнику с позиции образовательных стандартов, предстоящих производственных задач и возможностей колледжей и техникумов. Чем более реальными будут задания, чем качественнее будут прописаны требования к специалисту с позиции сегодняшнего и завтрашнего дня, тем лучше будут подготовлены выпускники и тем легче они войдут в рабочий процесс.

– Как проходят соревнования по отраслевым компетенциям?
– В каждой компетенции своя специфика. Часть соревнований можно провести в кабинетах, на тренажёрах, часть – только на полигонах. В любом случае для конкурсантов создаётся рабочее место (полностью соответствующее реальному) и формируется задание, исходя из тех навыков, которые необходимо проверить. Как правило, это работа в стандартных и нестандартных ситуациях, выполнение типовых и узкопрофильных задач. Ведь компетенции WorldSkills нацелены на эталонного, идеального специалиста, каким должен стремиться стать каждый сотрудник и студент.

– Кто оценивают конкурсантов и по каким критериям?
– Конкурсантов оценивают не менее трёх экспертов, владеющих содержанием компетенции и методикой оценки WorldSkills. Задания и критерии оценки единые для всех чемпионатов одной линейки. То есть не важно, проходит чемпионат, например, в Томске, Екатеринбурге, Москве или Астрахани – все конкурсанты будут в равных условиях. Эксперты строго оценивают качество выполнения задания по узким критериям. Есть два типа оценки: объективная и судейская. В первом случае ответ экспертов должен быть однозначным: правильно выполнен тот или иной элемент или нет (баллы присуждаются, только если элемент задания выполнен без ошибок). В судейских оценках эксперты могут отразить своё видение качества работы: ниже стандартного уровня, на уровне стандартов отрасли или же качество работы превышает стандарты.

Беседовала Юлия Антич
Ускорение процесса
Евгений Юдин, начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора,

Как меняется процедура получения свидетельств на право управления подвижным составом

Рубрики: Образование
Траектория развития

Центры карьеры усиливают связь вузов с отраслью

Рубрики: Образование
Заработать ВИШкоины

Студенты отраслевых вузов решают проектные задачи

Рубрики: Образование
Айтишники в цене

Отраслевые вузы развивают IT-образование

Рубрики: Образование
Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100