Союз вузов

Союз вузов

Транспортные университеты России и Китая совместно развивают формат дистанционного обучения
Российские и китайские транспортные вузы в условиях дистанционного обучения, необходимость которого была продиктована пандемией COVID-19, смогли не только сохранить качество подготовки студентов, но и реализовать несколько совместных образовательных проектов.


Сила партнёрства

Как сообщил ректор Пекинского объединённого университета Ли Сюэвэй во время недавней видеоконференции Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая, в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции отраслевые университеты двух стран работают рука об руку, поддерживая друг друга. «Стратегическое партнёрство России и Китая в этот сложный период не только не остановилось, но даже расширилось – появились новые сферы сотрудничества. Наши вузы совместно работают над развитием образовательных технологий. Мы смогли добиться определённых результатов в научно-технической сфере, что помогло нашим странам поддержать научный потенциал», – отметил он.

Пекинский объединённый университет и Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС) реализуют совместную программу бакалавриата по специальности «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». С 2017 года обучение по ней прошли 308 студентов. В прошлом году программа успешно была переведена в онлайн-режим. «В настоящее время обучение ведётся в дистанционном формате – преподаватели УрГУПСа проводят лекции с использованием различных цифровых платформ и средств», – подчеркнул помощник ректора Пекинского объединённого университета Ян Пэн.

Российский университет транспорта (МИИТ) и Пекинский объединённый университет создали Объединённый транспортный институт. Обучение там ведётся по специальностям, связанным с логистикой, транспортной мехатроникой, электроснабжением, машиностроением. Китайские слушатели изучают профессиональные дисциплины и русский язык. «Программы обучения этого института в прошлом году также были переведены в виртуальную реальность. Конечно, мы столкнулись с рядом сложностей, связанных, в частности, с нестабильностью международного интернет-соединения, необходимостью увеличения инвестиций в соответствующую инфраструктуру, ослаблением практической подготовки студентов. Но совместными усилиями эти проблемы были решены, – отметил Ян Пэн. – Пандемия COVID-19 ускорила развитие четвёртой промышленной революции, основанной на искусственном интеллекте. Благодаря этому открылись большие возможности для развития высшего образования во всём мире. Появление новых образовательных инструментов, а также возможность самостоятельно учиться и планировать своё обучение – это несомненные преимущества современного мира».


Комбинированные форматы обучения

В настоящее время к подготовке специалистов для всех отраслей, и в частности для транспорта, предъявляются новые требования. Современные специалисты должны обладать цифровыми знаниями, а для этого уже на момент обучения в вузе студенты должны быть погружены в соответствующую среду, отметил сопредседатель Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая, президент РУТ (МИИТ) Борис Лёвин. «Онлайн-форматы обучения, цифровые образовательные платформы – это новая реальность. Актуальной для вузов стала задача обеспечения непрерывности образовательной деятельности, проведения в виртуальной среде экзаменов, защиты дипломов и диссертаций, организации приёмной кампании», – пояснил он.

По мнению участников дискуссии, учебный процесс в условиях пандемии показал, что наиболее эффективной моделью образовательной деятельности становится комбинированное обучение с совмещением очных и онлайн-форматов. «Для транспорта это имеет особое значение, так как в дистанционном режиме невозможно обеспечить требуемое качество подготовки специалистов в областях проектирования, строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, – подчеркнул Борис Лёвин. – В онлайн-формате можно преподавать фундаментальные дисциплины, но освоение знаний по специальности требует непрерывных практических занятий, в том числе на базе транспортных предприятий с использованием сложных тренажёров, испытательных полигонов, самой передовой техники и технологий».

Среди общих задач в области развития транспортного образования двух стран – развитие цифровых образовательных технологий. Так, в прошлом году вузы России и Китая столкнулись с рядом проблем, связанных с недостаточным уровнем цифровой грамотности у преподавателей, отсутствием у них опыта проведения занятий в онлайн-формате и вовлечения студентов в интерактивную деятельность. Кроме того, в учебных заведениях не было достаточного количества качественного электронного образовательного контента, некоторые программы устарели – их содержание уже не соответствовало новым научным разработкам. «Особо отмечу психологический фактор – многие педагоги скептически отнеслись к дистанционному обучению, будучи убеждены, что оно неизбежно приведёт к снижению качества профессиональной подготовки», – рассказал Борис Лёвин.

Для решения проблем руководители транспортных вузов приняли ряд мер. Так, для преподавателей были организованы курсы по ведению онлайн-обучения. «Это дало свои результаты. Хотя одной такой меры недостаточно. Нужен системный подход, основанный на внедрении электронных образовательных платформ и модульных программ повышения цифровой грамотности педагогов, а также эффективных механизмов тестирования и сертификации качества курсов, в том числе с участием студентов. Важны подготовка и грантовая поддержка нового поколения преподавателей, адаптированных к электронному обучению. Стоит также включить в действующие контракты преподавателей показатели, стимулирующие к использованию онлайн-обучения, – уверен Борис Лёвин. – Наконец преподаватели, опираясь на собственный опыт и опыт коллег, должны отказаться от некоторых стереотипов мышления и осознать, что электронное обучение – не временное явление, которое вызвано пандемией. Цифровизация образования – это устойчивый и приоритетный глобальный тренд».

Модернизация образовательного процесса потребует участия попечительских и наблюдательных советов. При этом каждый вуз должен будет самостоятельно регулировать политику в области образования с учётом отраслевой принадлежности, потребностей в кадрах реального сектора экономики, собственного опыта и стратегической программы своего развития.
«Транспортные вузы России всегда оперативно реагировали на внешние вызовы. При этом они не замыкаются в себе, а изучают и применяют лучшие мировые и российские практики электронного обучения. В этом плане мы возлагаем большие надежды на опыт китайских партнёров, которые по праву считаются одними из лидеров в области формирования и функционирования цифровых образовательных платформ», – резюмировал Борис Лёвин.

Президент Международной корпорации «Евразия» (КНР) Фэн Яоу предложил сформировать общий банк данных преподавателей российских и китайских вузов для совместного обучения студентов в электронном формате, рассмотреть вопросы подготовки совместных электронных учебников и учебных пособий, а также создать совместные учебные планы для реализации партнёрских образовательных программ.


Студентам нужно общение

В конце прошлого учебного года по инициативе Минобрнауки был подготовлен аналитический доклад «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после неё». Его результаты показали, что полностью удовлетворены дистанционной учёбой только 14% респондентов. «В результате перевода студентов на домашнее обучение сократилось их очное взаимодействие с преподавателями, что негативно сказалось на их подготовке. Кроме того, появились проблемы психологического характера – выяснилось, что у многих учащихся отсутствуют навыки самоорганизации. Наши студенты отмечают и существенное увеличение учебной нагрузки, вызванное, помимо прочего, расширением доли самостоятельной подготовки», – рассказал Борис Лёвин.

Должны быть созданы условия для самоорганизации учебных групп, изменения структуры и объёма учебной нагрузки в условиях непрерывного «дистанта» и смешанных форм обучения, создания на сайтах вузов специализированных разделов по поддержке студентов, а также появления на базе университетов центров оказания психологической помощи студентам (в том числе в онлайн-формате).
«Переход на электронный формат обучения показал, что традиционные приёмы удержания внимания аудитории, организации работы студентов (в том числе групповой) и текущего контроля требуют коренного пересмотра. Поэтому ключевой задачей работы преподавателя в условиях дистанционного обучения является повышение мотивации обучающихся, – уверен Борис Лёвин. – Использование цифровой образовательной среды в вузе должно стать повседневной практикой. Преподавательская деятельность уже не мыслится без применения автоматизированных систем управления обучением».

Особое внимание в настоящее время следует уделить и работе с иностранными студентами, считает первый проректор Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) Тамила Титова. Так, по её мнению, для поддержания качества и имиджа российского транспортного образования крайне важно поддерживать оперативную связь с иностранцами, обучающимися в дистанционном режиме. Необходимо индивидуальное сопровождение студентов, особенно первокурсников.

В 2020 году по программам высшего образования в ПГУПСе обучалось 266 граждан КНР, в том числе в рамках сетевой формы взаимодействия с вузами Китая. В условиях пандемии все они были переведены на дистанционное обучение. В настоящее время 68 китайских студентов проходят обучение по программам высшего образования в смешанном режиме, а 198 граждан КНР продолжают обучаться в удалённом формате. «Обучение организовано в электронной образовательной среде СДО ПГУПС, практические занятия проводятся с использованием платформ для видеоконференций. В университете созданы каналы и чаты, в которых успешно проводятся консультации преподавателей и кураторов для студентов из Китая, – рассказала Тамила Титова. – В условиях действующих ограничений необходимо знать, где находится каждый иностранный студент. В университете для этого были разработаны специальные электронные сервисы для оперативной связи обучающихся с сотрудниками вуза по организационным вопросам».

В РУТ (МИИТ) создана технологическая платформа по внедрению электронной информационно-образовательной среды, охватывающей около 4 тыс. преподавателей и сотрудников и более 46 тыс. обучающихся, в том числе иностранцев. «Основными характеристиками этой среды являются коммуникация и взаимодействие; сопровождение и контроль; ведение документации и отчётность», – отметил начальник учебно-методического управления университета Андрей Пушкин.

Юлия Антич

СПРАВКА

Ассоциация ректоров транспортных вузов России и Китая (ARTU) создана в 2014 году. Она объединяет более 90 высших учебных заведений двух стран. Целью ARTU является объединение усилий по интеграции вузов в мировое образовательное и научное сообщество, формирование и поддержание репутации, повышение рейтингов вузов двух стран на международном рынке образования, содействие экспорту образовательных услуг, развитие транспортной отрасли. Ассоциация продемонстрировала свою эффективность как международная площадка обмена опытом и поиска новых форм взаимодействия между транспортными вузами РФ и КНР.

Ускорение процесса
Евгений Юдин, начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора,

Как меняется процедура получения свидетельств на право управления подвижным составом

Рубрики: Образование
Траектория развития

Центры карьеры усиливают связь вузов с отраслью

Рубрики: Образование
Заработать ВИШкоины

Студенты отраслевых вузов решают проектные задачи

Рубрики: Образование
Айтишники в цене

Отраслевые вузы развивают IT-образование

Рубрики: Образование
Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100