Безболезненный переход

Безболезненный переход

«РЖД-Медицина» развивает цифровое здравоохранение
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, больше половины государств столкнулись с перебоями в предоставлении медицинских услуг населению из-за пандемии COVID-19. С вызовами пандемии лучше справились страны, развивающие цифровое здравоохранение.

Пандемия COVID-19 повсеместно и многократно ускорила внедрение телемедицины и искусственного интеллекта (ИИ) в России, отметил президент России Владимир Путин в своём Послании Федеральному собранию 21 апреля. Несмотря на это, он заявил о необходимости ускорить цифровизацию всей отрасли. «Наша задача – поставить такие технологии на службу гражданам нашей страны», – подчеркнул он.

«РЖД-Медицина» как часть национальной системы здравоохранения внедряет цифровые сервисы и использует возможности искусственного интеллекта. А пандемия COVID-19 действительно придала ускорение внедрению «цифры» как в интересах пациентов, так и в интересах врачей. В первую очередь речь идёт о развитии телемедицины. И если до эпохи COVID-19 в «РЖД-Медицине» это были в основном консультации типа врач – врач, которые проводились между учреждениями сети и сторонними учреждениями, то с приходом коронавируса развитие получило направление врач – пациент.

«Мы получили уникальный опыт в части внедрения телемедицинских технологий, дистанционного контроля за здоровьем железнодорожников, – говорит начальник Центральной дирекции здравоохранения (ЦДЗ) ОАО «РЖД» Елена Жидкова. – Только за первые три месяца распространения COVID-19 телемедицинские консультации получили 7 тыс. человек».

По её словам, особенно важно это для жителей удалённых территорий, в том числе БАМа, северных территорий, где зачастую трудно получить квалифицированную и специализированную помощь.

Именно пандемия подтолкнула ЦДЗ и к развитию онлайн-скринингов, которые позволяют определить предрасположенность к развитию того или иного заболевания. «Сначала был скрининг по COVID-19. Сейчас доступны скрининги заболеваний дыхательной системы, кардиозаболеваний», – добавляет Елена Жидкова.

В ЦДЗ развитие телемедицины планируют осуществить в три этапа. На первом (он идёт уже сегодня) внедряется телемедицинская платформа для организации платных консультаций. Следующий шаг будет направлен на обслуживание пациентов по ДМС. На третьем этапе планируется осуществление телемедицинских консультаций в рамках ОМС.


Маршрут построен

Цифровизация задаёт и новые стандарты обслуживания пациентов непосредственно в клиниках. Так, первый детский центр сети «РЖД-Медицина», который открылся в Москве в конце марта, оснащён системой Smart – маршрутизация, которая самостоятельно решает целый комплекс задач. В перспективе эта система появится и в других медучреждениях сети.

В составе этого программно-аппаратного комплекса устройства двух моделей – «Референт» и «Терминал».
«Терминал» предназначен для регистрации пациента в системе, определения цели его визита и перенаправления в соответствующее подразделение. Он позволяет автоматизировать формирование и обслуживание потоков посетителей на уровне регистратуры (выдача талона, организация ожидания и вызова пациента в окно регистратуры), а также проводить различного рода опросы – от субъективной оценки состояния пациента перед приёмом до его оценки качества обслуживания при посещении клиники.

Система предоставляет пациенту оптимальный индивидуальный маршрут движения к нужному кабинету. После окончания приёма при включении специальной опции «Терминал» поможет пациенту самостоятельно записаться на следующий приём. «Референт» играет роль «консультанта» пациента перед кабинетом врача и решает множество организационных задач. При прикладывании пациентом к считывателю индивидуального QR-кода система информирует врача о прибытии пациента и предлагает пациенту ожидать вызова в кабинет. В случае ошибочного обращения пациента «Референт» перенаправит его к нужному кабинету, указав при этом оптимальный маршрут движения.

На экране «Референта» возле каждого кабинета присутствуют фотография и информация о враче, ведущем приём. «В объём функционала каждого устройства входят режимы оценки качества обслуживания, выбора оптимального маршрута до требуемого помещения (кабинет врача, администрация, туалет, буфет), возможности видеосвязи посетителя с дежурным администратором», – уточняют в ЦДЗ.

Наличие WEB-камеры и аудиосистемы в составе «Референта» позволяет врачу в кабинете и администратору медучреждения визуально контролировать зону территории перед кабинетом, а также организовывать оповещение посетителей. Для ожидающих у кабинета врача пациентов на экране устройства автоматически может включаться социальная или коммерческая реклама.
«Специальная опция программы позволяет особым образом осуществлять организацию проведения массовых осмотров пациентов, таких как диспансеризация, профосмотры, – комментируют в ЦДЗ. – Особенностью данных осмотров является необходимость организации прохождения пациентом за один визит в медучреждение нескольких врачей (кабинетов). Программное обеспечение позволяет формировать индивидуальный маршрут для каждого пациента с целью минимизации ожидания в очереди с учётом расположения и загрузки кабинетов, а также прогнозируемого времени обслуживания на маршруте движения».

По словам Елены Жидковой, высокий уровень информатизации центра и развитие его цифровой платформы задают новые стандарты в индустрии. «Это позволяет существенно сократить количество очень ёмких по времени процедур, на которые медики часто вынуждены отвлекаться», – подчёркивает она.


Работа над ошибками

На помощь врачам отраслевых клиник приходит и искусственный интеллект. Он взял на себя работу по анализу протоколов приёма врачей терапевтов по установленным критериям качества. ИИ сам выявляет ошибки, такие как несвоевременная госпитализация, неверное назначение лекарственных препаратов или несоответствие диагноза данным анамнеза и жалоб. При выявлении происходит оповещение врачей, которые уточняют диагноз и вносят коррективы в лечение пациентов.

Протестирован «РЖД-Медициной» и ещё один программный продукт – «Электронный клинический фармаколог» (ЭКФ). Он действует на базе системы искусственного интеллекта UMKB (United Medical Knowledge Base, Объединённая база медицинских знаний).

ЭКФ интегрируется в медицинскую электронную систему учреждения, после чего начинает анализировать лекарственные назначения и выдавать рекомендации непосредственно врачам. На основе информации о росте, весе, возрасте, хронических заболеваниях пациента, принимаемых им препаратов и других факторов (например, беременность или необходимость управлять транспортным средством) искусственный интеллект показывает лечащему врачу, какие лекарства пациенту подходят, а какие нет.

Ищут в ЦДЗ и другие решения по использованию ИИ. Например, при приёме пациентов ИИ мог бы распознавать речь врачей при заполнении медицинских протоколов и других данных электронных медицинских карт пациентов.

Дело в том, что сейчас врачами учреждений сети при проведении приёма пациента около 15 минут (или 50–70% от общего времени приёма) затрачивается на ручное заполнение протокола приёма. При этом происходит дублирование действий: сначала врач проводит опрос устно, затем фиксирует все данные в протокол. Целью оптимизации процесса заполнения медицинской документации является его уменьшение до 5 минут (или до 20%) за счёт применения цифровых решений. Соответствующий открытый запрос на поиск решений был размещён дирекцией в марте этого года на платформе РЖД «Единое окно инноваций».


Встроиться в контур

Национальным проектом «Здравоохранение» предусмотрено создание единого цифрового контура в здравоохранении. К 2024 году планируется связать воедино всю отрасль. «Предполагается, что к 2024 году по всей России заработают система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. В личном кабинете пациента «Моё здоровье» на портале «Госуслуги» в любом регионе страны будут доступны запись к врачу на диспансеризацию, подача заявления на получение полиса, а также представлены необходимые медицинские документы. Это не только упростит процесс получения услуг для граждан, но и уменьшит бумажную нагрузку на врачей. Они смогут быстрее находить записи о пациентах, видеть всю историю болезни и уделять больше внимания самим посетителям», – пояснили в Правительстве России.

В «РЖД-Медицине» также работают над созданием единого информационного пространства, которое обеспечит информационное взаимодействие отраслевых клиник друг с другом, а также с государственными учреждениями здравоохранения и государственными и корпоративными информационными сервисами. До конца 2021 года в компании планируется завершить подключение всех учреждений сети к единой сети. «Такой подход позволит нам, во-первых, стандартизировать и унифицировать бизнес-процессы. Во-вторых, снизятся издержки на содержание дорогостоящей вычислительной инфраструктуры, и, в-третьих, будет гарантирована информационная безопасность используемых систем. Всё это вместе приведёт к повышению эффективности, управляемости и конкурентоспособности отраслевых клиник на рынке медицинских услуг», – сказала Елена Жидкова.

Виталий Маслюк

МНЕНИЯ


Виктор Фисенко,
первый заместитель министра здравоохранения РФ:

– Весь мир существенно изменился за время пандемии. Мы видим, что люди хотят получать самые различные услуги, не выходя из дома. Что касается медицинских услуг, то есть запрос на быстрое, доступное и качественное их получение.
С одной стороны, цифровые решения должны помочь пациенту в получении необходимой информации, избавить его от ожидания в очередях, хождения за справками. С другой – «цифра» должна прийти на помощь врачу, избавить его от рутинной работы.
При цифровизации здравоохранения важно сохранить пациентоориентированный подход – мы не будем делать «цифру» заменой врачу. Потому что очное общение не должно отходить на задний план. Цифровизация – лишь помощник врача и пациента.


Ольга Голодец,
заместитель председателя правления «Сбера»:

– COVID-19 открыл большие возможности для использования цифровизации в здравоохранении. Например, в разгар пандемии «Сбер» вместе с правительством Москвы на базе ИИ создал «умного» помощника врача для постановки предварительного диагноза. Он позволяет за короткое время определить три наиболее вероятных диагноза на основании жалоб пациента. Мы видим, что при внедрении цифровых решений сразу, в один момент, в лучшую сторону меняется качество здравоохранения.


Нелли Найговзина,
председатель экспертного совета Фонда международного кластера в Сколково, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России:

– Пока Россия отстаёт от развития цифровых технологий в медицине. Но во многом именно благодаря COVID-19 cо ступеньки информатизации отрасль перешагнула на ступеньку цифровизации. Очень многое было сделано. Но тем не менее мы всё равно должны более быстро идти к цифровой трансформации. В здравоохранение приходят роботизация, новые технологии, а это потребует и новых кадров.
Цифровизация сервисов

Логистические услуги приближаются к клиентам

Рубрики: Революция 4.0
Синергия возможностей

РЖД развивают цифровые логистические сервисы

Рубрики: Революция 4.0
Льготы в онлайн
Александр Недорезов, начальник отдела развития социальной сферы и реализации проектов Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Цифровизация социальной сферы ОАО «РЖД» продолжается

Рубрики: Революция 4.0
Окно возможностей

Утверждена концепция цифровизации блока организации, оплаты и мотивации труда РЖД

Рубрики: Революция 4.0
Компания на передовой

ОАО «РЖД» стало лидером по внедрению квантовых коммуникаций

Рубрики: Революция 4.0

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru