Инженеры развития
Олег Покусаев
Олег Покусаев
директор академии «Высшая инженерная школа» Российского университета транспорта (МИИТ)

Инженеры развития

Российский университет транспорта (МИИТ) начинает готовить специалистов будущего
На базе Российского университета транспорта (МИИТ) открылась Высшая инженерная школа. Первых слушателей планируется зачислить уже в эту приёмную кампанию. Подготовка будущих кадров будет вестись по перспективным направлениям развития транспорта в формате проектно-ориентированного обучения. О том, как и чему будут обучать «инженеров развития», «Пульту управления» рассказал директор академии Высшая инженерная школа Олег Покусаев.

– В апреле этого года в Высшей инженерной школе Российского университета транспорта (МИИТ) состоялся первый день открытых дверей. Олег Николаевич, для чего университету новое подразделение?
– Высшая инженерная школа –это современная образовательная площадка, предоставляющая сочетание новых образовательных форматов. Они будут реализованы в актуальных предметных областях с опорой на интеграцию в деятельность партнёров и R&D-центров (центров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. – Ред.) университета на базе новой и современной инфраструктуры.
Актуальность создания Высшей инженерной школы обусловлена технологическими изменениями в транспортной сфере. Деятельность нового подразделения университета будет направлена на содействие в достижении целей реализации указа президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Для университета это платформа апробации и продвижения образовательных форматов следующего десятилетия.

– Чем обучение в Высшей инженерной школе будет отличаться от обучения в институтах РУТ (МИИТ)?
– В первую очередь спецификой образовательных программ и форматами обучения. Высшая инженерная школа ориентирована на развитие у слушателей знаний и компетенций в сфере транспортных технологий на стыке урбанистики, цифровизации и новых инженерных решений. Образовательные программы направлены на подготовку кадров по перспективным областям развития транспорта. В числе приоритетных направлений – транспортные системы агломераций, информационное моделирование, системы мобильной связи и сетевые технологии, IT-сервисы и технологии обработки данных на транспорте, промышленный и транспортный дизайн.
В основе каждой образовательной программы – проектная деятельность студентов и связанная с ней исследовательская работа.
Конструкция образовательной программы основана на принципе «перевёрнутого обучения», когда в первый год студент получает именно то, за чем он пришёл в вуз, – базовые знания и навыки по выбранной специальности, а на второй и третий год обучения начинает совмещать работу в партнёрской компании и изучение общих развивающих дисциплин.

– Применяется ли подобный формат обучения в других университетах страны?
– Если говорить про сам формат проектно-ориентированного обучения, то в настоящее время он активно развивается в мировой образовательной практике, а также внедряется в деятельность передовых отечественных высших учебных заведений (например, таких, как Высшая школа экономики, Московский политех). Вместе с тем, если рассматривать сочетание такого формата с предметной областью транспортных технологий на стыке урбанистики, цифровизации и новых инженерных решений, можно говорить об определённой уникальности его реализации в Высшей инженерной школе.

– На кого ориентирована школа, кого вы ждёте в качестве студентов?
– По программам бакалавриата мы ждём подготовленных и увлечённых выпускников школ, которые планируют освоить новые специальности, связанные с развитием транспорта.
На программы магистратуры ждём опытных специалистов, уже имеющих высшее образование. Они должны быть мотивированы к углублённому изучению вопросов цифровизации, инновационных инженерных решений в контексте развития транспортных систем агломераций и проектов развития транспортной отрасли.

– Кто будет преподавать в школе? Приглашены ли специалисты из отрасли?
– Студенты получат возможность встретиться с лучшими в своём деле специалистами. Ведущие преподаватели и практики, а также эксперты ОАО «РЖД» обеспечат актуальность и востребованность знаний, навыков и умений слушателей.

– По каким специальностям и направлениям подготовки будет вестись обучение?
– Высшая инженерная школа реализует семь образовательных программ: три программы бакалавриата и четыре программы магистратуры. На программах бакалавриата, реализуемых в очной форме, можно получить первое высшее образование по нескольким направлениям – «Прикладная информатика» (программа «IT-сервисы и технологии обработки данных на транспорте»), «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (программа «Системы мобильной связи и сетевые технологии на транспорте»), «Наземные транспортно-технологические комплексы» (программа «Транспортный и промышленный дизайн»).
Так, обучение по направлению «Прикладная информатика» (программа «IT-сервисы и технологии обработки данных на транспорте») предусматривает подготовку аналитиков больших данных – крайне востребованных специалистов на рынке IT-индустрии. Они должны обладать знаниями в области математики, статистики и современных методов обработки больших массивов информации, которые позволят им решать управленческие задачи в различных отраслях экономики.
Обучение по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (программа «Системы мобильной связи и сетевые технологии на транспорте») направлено на подготовку специалистов, способных к реализации национальной цели развития по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий, специалистов в области «сквозных» цифровых технологий (технологий беспроводной связи, промышленного Интернета).
Обучение по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы» (программа «Транспортный и промышленный дизайн») направлено на подготовку специалистов, которые имеют навыки и понимание в конструкции, дизайн-проектировании транспортных средств и промышленных объектов с использованием современных программ и оборудования. Специалисты в этой области создают дизайн-концепты и проекты для отечественных и зарубежных производителей в сферах транспорта и промышленности.
Также у нас есть четыре программы магистратуры – две очные и две заочные. Так, очное обучение по направлению «Прикладная информатика» (программа «Управление цифровыми активами на транспорте») ориентировано на подготовку специалистов в области управления проектами цифровизации на транспорте, реализуемыми на основе сбора и анализа больших данных. Речь, в частности, идёт о «дата стюардах» (Data Steward) – специалистах, ответственных за реализацию политики, стандартов и программ управления большими корпоративными данными.
Обучение по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы» (программа «Транспортная система агломераций») направлено на подготовку специалистов, способных к созданию, сопровождению и реализации проектов в сфере транспорта на уровне агломераций. Диплом магистра по этому направлению позволяет работать в качестве аналитика, руководителя проектов по развитию транспортной инфраструктуры в консалтинговых компаниях, департаментах транспорта и девелоперских компаниях.
Заочное обучение по направлению «Менеджмент» (программа «Управление национальными проектами в транспортной отрасли») направлено на подготовку специалистов, способных управлять проектами технологического развития, обеспечивать эффективную организацию качественного и своевременного выполнения работ на всех стадиях и этапах жизненного цикла реализации проектов развития транспортной инфраструктуры.
Также реализуется заочная подготовка по направлению «Строительство» (программа «Информационное моделирование объектов транспортной инфраструктуры»). Технология информационного моделирования вбирает в себя сведения об объекте транспортной инфраструктуры и смежных территориях, объединяя их в единую связанную цифровую структуру. Профессиональные компетенции в сфере технологии информационного моделирования являются ключевыми в рамках управления процессами жизненного цикла объекта транспортной инфраструктуры и объектов капитального строительства в целом.
Обучение будет вестись в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

– Кто принимает участие в разработке образовательных программ?
– Разработка программ Высшей инженерной школы осуществляется командами под началом руководителей образовательных программ при участии ведущих специалистов из академической и отраслевой среды.
Состав команд смешанный. Тон задают представители индустрии – именно практики формируют содержание кейсовой и проектной составляющей образовательных программ. Представители академической среды обеспечивают выполнение всех законодательных требований, предъявляемых к реализации программ высшего образования.

– Какое учебное оборудование есть в наличии Высшей инженерной школы?
– Школа открывается на базе новой инфраструктуры, созданной специально под цели и задачи нового образовательного проекта. Будет запущена работа нескольких специализированных лабораторий, обеспечивающих реализацию каждой образовательной программы. Это, в частности, лаборатории «IT-сервисы и анализ данных», «Управление цифровыми активами», «Транспортное планирование и моделирование», «Информационное моделирование линейных объектов», «Транспортный дизайн, VR и ЗD-моделирование», «Инфокоммуникационные системы и сети связи».
Реализацию образовательной деятельности в новом подразделении РУТ (МИИТ) обеспечивает сервисная платформа, основу которой составляют два центра – Центр управления программами и Центр проектной деятельности. В числе их целей и задач – поддержка взаимодействия преподавателей и студентов.

– Сколько будет длиться обучение? Предусмотрена ли практика на производстве?
– По программам бакалавриата продолжительность обучения составит четыре года, по программам очной магистратуры – два года и по магистерским программам, реализуемым в заочной форме, – два с половиной года.
С первого курса учебными планами предусмотрены практики на производственных базах наших партнёров, в числе которых ОАО «РЖД», Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Московский метрополитен, АО «Синара – Транспортные Машины», Мосгортранс, Центр организации дорожного движения правительства Москвы. Практика будет организована при непосредственном кураторстве и научном руководстве со стороны Министерства транспорта России.

– Какую квалификацию по итогам обучения получат выпускники?
– Высшая инженерная школа готовит «инженеров развития». Успешное обучение по программам школы завершается вручением дипломов бакалавров и магистров.

– Когда планируется приём первых студентов? Сколько человек вы ждёте?
– Приём документов по заочным программам магистратуры стартует 1 июня 2021-го, а по очным программам мы ждём абитуриентов с 19 июня. Планируемый набор этого года – более 200 человек. С подробной информацией о правилах и процедурах приёма можно ознакомиться на наших сайтах: rut-miit.ru и rut.digital.

– Обучение платное или предусмотрены бюджетные места?
– По всем очным программам набор осуществляется на бюджетные места, но есть также возможность обучаться платно. На программах заочной магистратуры пока предусмотрен только платный набор.

Беседовала Юлия Антич

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru