Работа с людьми
Олег Долгицкий
Олег Долгицкий
клинический психолог

Работа с людьми

Как обезопасить коллектив от «токсичных» сотрудников
Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с «токсичным» коллегой. По данным исследования Гарвардской бизнес-школы, такие работники наносят огромный вред рабочему процессу. Из-за них большинство сотрудников начинают хуже работать, а некоторые (около 12%) даже увольняются. «Пульт управления» побеседовал с клиническим психологом Олегом Долгицким о том, кто такие «токсичные» сотрудники и как лучше общаться с такими людьми.

– Кто такие «токсичные» сотрудники?
– Для начала хотел бы пояснить смысл термина «токсичность». Сейчас этим словом стало модно заменять старое понятие «авторитаризм». Сам авторитаризм – это социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
«Токсичные» сотрудники, или авторитарные личности, доверяют только авторитетам и при этом в своём поведении агрессивны и злопамятны. Немецкий социолог, психолог и философ Эрих Фромм в своих работах дал хорошее определение таким людям: это представители «массового общества», которых отличают такие черты, как консерватизм, жажда власти, ненависть к представителям других этнических групп, конформизм, догматическо-примитивные стереотипы мышления. Согласно Фромму, человек авторитарного склада испытывает фрустрацию, беспокойство и разочарование от обременительной свободы и чувства одиночества, что обостряет в нём жажду власти, ведёт к идентификации себя с авторитетом группы.
Более глубокие исследования, которыми мы сейчас занимаемся, показывают, что «токсики» – это люди с недоразвитым мотивационно-потребностным компонентом личности. Человек развивается в двух плоскостях, и одна из них – мотивационная. Она связана с тем, на что человек ориентируется в своей деятельности. Например, у ребёнка с трёх до семи лет ведущей потребностью мотивационной деятельности будет игра. А мотивационным компонентом ребёнка в возрасте от 12 до 14 лет является интимно-личностное общение. «Токсичных» сотрудников корректно определять как людей, у которых уровень мотивационной потребности остался на уровне трёх – семи лет. У них не активизируется навык взаимодействия с противоположным полом и не формируется навык взаимодействия со своими сверстниками. Они также продолжают находиться на стадии игры. Для них всё вокруг – игра. При этом у таких людей есть образование и профессиональная сфера деятельности.
Чтобы они начали слушаться, на них, как на ребёнка, достаточно накричать или наказать, то есть с ними надо вести себя как взрослый. А к сотрудникам, которые находятся рангом ниже, они начинают проявлять своё «токсичное» поведение. Те, кто ниже по статусу, просто не могут дать им отпор.

– Как проявляется «токсичность»?
– Самый выраженный признак, как говорят в народе, это когда человек – энергетический вампир.
При общении с «токсичными» людьми у многих возникает ощущение, что из них высосали все силы. Это связано с тем, что общение с «токсичным» человеком само по себе напрягает, в том числе потому, что такой человек иррациональный, он себя не контролирует.
У него мотивационный компонент игровой. Он не фиксирует внимание, не может видеть смыслы событий и вещей. Он по-настоящему не может справляться с такими задачами, потому что, как ребёнок, постоянно переключается то на одно, то на другое. Сейчас в науке и массовой культуре появилось мнение о клиповом мышлении и восприятии – это про то, что внимание у людей удерживается только три секунды. У «токсичных» людей именно так.
Стоит отметить, что из-за этого «токсичные» люди между собой зачастую не могут долго общаться. Они попросту устают друг от друга. Либо, наоборот, они выглядят как очень хорошие друзья, много общаются и взаимодействуют, но от этого нет совершенно никакого толку.
При этом среди «токсичных» личностей появляется круг людей, которые не просто являются истеричками и нарциссами, у них проявляются тенденции к некрофилии, выражающиеся в стремлении к наблюдению за умиранием, разложением и гнилостностью. У здорового человека биофилия – тяга к жизни. Она проявляется в том, что обычного человека тянет на природу, погреться на солнце или посидеть у воды, хочется гулять в парке или завести домашнее животное. А «токсичных» людей тянет ко всему смертельному или увядающему, иногда это выражается в выраженном технооптимизме и превознесении техники. Чаще всего у них в доме нет ремонта, а в кабинетах бардак. Иногда «токсичные» люди уходят совсем в противоположную сторону и становятся педантами. У них дома должна быть идеальная чистота, одежда тщательно выглажена, всё должно висеть ровно. Такой педантизм тоже является ярким признаком «токсичности». Когда такие люди начинают следить за порядком у других людей просто ради порядка, это тоже является ярчайшим признаком этой стороны их личности.

– Похоже, что единства в их рядах нет?
– По структуре личности все люди разные. У каждого свой жизненный и духовный опыт, и в этой связи особой типологизации выделить не получится. Корректнее всего обратить внимание на их девиантное поведение, которое выделял социолог Роберт Мертон.
Он определял поведение человека по наличию цели и операционально-технических средств. Проблема «токсичных» людей в том, что они не видят цели. Они не понимают, зачем многие процессы, и не вникают в них. Из-за того что у них отсутствует цель, а имеются только средства, эти люди превращаются в ритуалистов. Для них становится важно соблюдать определённые ритуалы. Например, это типичные чиновники, которые перекладывает бумажки с одного края стола на другой без какого-либо смысла.
Есть ещё самая крайняя форма, когда у человека отсутствуют и цель, и средства. Отсутствие обоих компонентов чаще всего провоцирует вредные привычки и суицид. У таких людей чаще всего присутствуют в анамнезе запои, частое употребление психоактивных и наркотических веществ.


– Есть ли примеры поведения, которые не распознаются окрущающими как «токсичные»?
– Да, конечно. Самым первым таким примером являются люди, которые очень любят вступать в споры по любому поводу и без него. Разумеется, все мы периодически вступаем в полемику, но если для здорового человека спор имеет значение как средство поиска истины, то для «токсичного» человека это повод напрячь своего собеседника. То есть спор ведётся ради самого спора, в результате чего уставший оппонент признаётся проигравшим, но ещё и оказывается замученным.
В этом контексте проявляется садистский компонент «токсичного» человека. Сейчас таких людей принято называть троллями, даже выдают лавры их таланту. На самом деле они своей болтовнёй вносят разлад в коллектив, изнуряют сотрудников с помощью софистики, тратя силы и время всех окружающих.
Другая группа людей – это сплетники. Подобно постоянно спорящим людям, они погружены в обсуждение жизни других людей и её обесцениванию с целью возвыситься над окружающими. Здесь уже проявляется желание контролировать происходящие вокруг процессы. В случае непредвиденной или непредсказуемой ситуации авторитарные личности буквально начинают терять себя самих. Для них очень важно контролировать мир вокруг, а сплетни являются для этого идеальным средством, так как они дают ощущение контроля жизни окружающих. Нередко они запускают свои собственные сплетни, чтобы превознести себя или унизить кого-либо. Всё это даёт ощущение власти, которая нисколько не иллюзорна, а вполне конкретна. Нередки случаи, когда сплетни в коллективе могут стать поводом для увольнения сотрудника. Опять же важно отметить, что все люди немного сплетничают и это нормально. Это часть социального взаимодействия, но когда какой-либо человек погружён исключительно в сплетни и не занимается собственной жизнью, к нему возникает огромное количество вопросов.
Нытики являются особой кастой среди «токсичных» личностей. Это люди с выраженным мазохистическим компонентом личности. Опять же ныть – это нормально, все люди иногда хотят поплакаться в жилетку или рассказать о своих проблемах окружающим. Однако есть отдельная группа людей, которые практически всё своё свободное время ноют, рассказывают окружающим о своих проблемах. При этом, если рассматривать их жизнь объективно, там всё может быть не только нормально, но и даже очень хорошо, порой даже лучше, чем у окружающих. Такой человек постоянно своим нытьём заставляет окружающих себя поддерживать. Либо, наоборот, ждёт, что на него будут кричать, тыкая в его слабость и бессилие, от чего этот человек также получает мазохистское удовольствие. Советы по поводу того, как исправить свою жизнь или отношение к ней, он, разумеется, не берёт во внимание.
Например, в своём нытье он может утверждать, что страстно желает съехать в другой город, подальше от своих родителей, однако в результате берёт квартиру в ипотеку на 20 лет недалеко от дома своей мамы, несмотря на просьбы окружающих этого не делать.
Такие люди лишь отнимают силы и время у сотрудников, провоцируя их на то, чтобы постоянно себя выслушивать и поддерживать. Их коллеги в результате чувствуют себя после таких психотерапевтических сеансов как выжатый лимон и попросту не способны продолжать работать дальше.

– Что делать руководителю и остальным сотрудникам, если в коллективе есть «токсичный» человек?
– Таких людей никогда не надо ставить на руководящие должности: они создадут невыносимую атмосферу на предприятии, увеличат текучку кадров или пустят всё на самотёк. К сожалению, такие люди не воспринимают равноправные отношения. В плане личного общения и взаимодействия сотрудникам лучше всего не вникать в то, что они говорят, потому что в этом обычно нет смысла.
Но стоит отметить, что такие люди чаще всего бывают неплохими друзьями. Они весёлые, с ними можно гулять или поиграть во что-то, как с ребёнком, но в плане продуктивной деятельности во взаимодействии с ними нет смысла. Доверять им глобальные проекты, требующие завершения, я бы не стал.

– Можно ли исправить личностные особенности таких сотрудников?
– Менять таких людей очень сложно, но возможно. С точки зрения психологии развития уместно говорить, что такие люди инфантильны. А работа с инфантильностью заключается в том, чтобы преодолевать те этапы раннего развития человека, которые им не были пройдены. Задача психолога – сформировать у такого человека мораль.
Если предприятие имеет ресурсы для такой работы с сотрудником, есть смысл этим заняться. Ведь среди «токсичных» личностей есть уникальные профессионалы, которые могут выбиваться из рабочего процесса, но при этом выполняют свои обязанности очень хорошо. Если такому человеку поработать с психологом, то через несколько лет он пойдёт на поправку. Но чаще всего предприятиям это невыгодно, потому что слишком дорого. Авторитарный стиль управления помогает руководителю справляться с такими сотрудниками, если они занимают рядовую должность.

Беседовала Дарья Чикиркина
Карьерный лифт

Железнодорожники стали финалистами конкурса управленцев

Рубрики: Кадры
Предиктивная аналитика
Алла Кравчук, эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» ,

В РЖД используют инновации в нормировании труда

Рубрики: Кадры
База для жизни

РЖД развивают социальную инфраструктуру на Восточном полигоне

Рубрики: Кадры
Переход на новый уровень

В Дирекции тяги продолжает развиваться система наставничества

Рубрики: Кадры
Семейное счастье

РЖД укрепляют и сохраняют традиции

Рубрики: Кадры

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru