Визитная карточка вуза
Борис Лёвин
Борис Лёвин
президент Ассоциации вузов транспорта, член президиума Высшей аттестационной комиссии (ВАК), д.т.н., профессор

Визитная карточка вуза

В номенклатуру научных специальностей включена транспортная группа
Министерство науки и высшего образования утвердило новую номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени (документ 6 апреля зарегистрирован в Министерстве юстиции). Процесс совершенствования номенклатуры научных специальностей привёл к её оптимизации. Из 52 укрупнённых групп специальностей осталось 34 (то есть минус 35%), из 434 научных специальностей осталось 351 (минус 19%). Между тем в обновлённый перечень включена 21 новая специальность. При их утверждении учитывались научные тренды последних лет, в частности развитие компьютерных наук, информатики, биотехнологий, недропользования, горных и когнитивных наук, а также транспорта. О специфике отраслевых научных специальностей, включённых в номенклатуру, «Пульту управления» рассказал президент Ассоциации вузов транспорта, член президиума Высшей аттестационной комиссии (ВАК), д.т.н., профессор Борис Лёвин.

– Борис Алексеевич, с чем связано появление транспортных научных специальностей в обновлённой номенклатуре?
– Начну с того, что утверждение новой номенклатуры научных специальностей транспортное сообщество встретило с большим удовлетворением. Общими усилиями удалось добиться того, что пленум Высшей аттестационной комиссии утвердил группу специальностей «Транспортные системы». В неё вошли семь специальностей, ранее присутствовавших в номенклатуре («транспортные и транспортно-технологические системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте», «железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог», «подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация», «управление процессами перевозок», «эксплуатация автомобильного транспорта», «аэронавигация и эксплуатация авиационной техники», «эксплуатация водного транспорта, водные пути сообщения и гидрография»), а также три новые – «интеллектуальные транспортные системы», «логистические транспортные системы», «техносферная безопасность транспортных систем».
Появление новых транспортных специальностей вполне логично и актуально. Цифровизация транспорта, построение логистических транспортных систем и управление ими – эти вопросы являются основополагающими в повестке развития транспортного комплекса страны. Для их решения требуется серьёзная современная научная база и, конечно, новое поколение научно-педагогических кадров.
Появление новой техники, стремительное развитие технологий создают дополнительные риски для сохранения экологического баланса в природе. Поэтому научно-технический прогресс должен сочетаться с техносферной безопасностью транспортных систем, обеспечивать которую должна транспортная наука.

– Можно ли сказать, что утверждение нового научного перечня – результат совместных усилий Минтранса России, транспортных компаний и отраслевых вузов?
– Для ответа на этот вопрос стоит вернуться в июнь 2019 года, когда пленум ВАК при Минобрнауки России поручил Российской академии наук (РАН) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) работу по совершенствованию перечня научных специальностей. Тогда про транспорт как отрасль науки в очередной раз «забыли», не включив в номенклатуру научных специальностей. Естественно, отраслевые вузы и научные центры забили тревогу. Нас услышали и поддержали сразу в нескольких ведомствах – в комитете Государственной думы по транспорту и строительству, в Министерстве науки и высшего образования, в Министерстве транспорта. Также на нашу сторону встало ОАО «РЖД» и другие крупные транспортные компании.
Мы очень благодарны всем за поддержку, которая, кстати, существенно затрагивает интересы транспортного комплекса и транспортного бизнеса. Квалифицированные научно-педагогические кадры – основной ресурс отрасли для эффективного научного сопровождения Транспортной стратегии России, федеральных и региональных программ развития, а также программ развития крупных транспортных компаний.

– Способна ли группа специальностей «Транспортные системы» полностью обеспечить потребности отрасли в квалифицированных научно-педагогических кадрах?
– Научных специальностей, как уже говорилось, десять. Их суммарный потенциал достаточно высок для обеспечения транспортного комплекса по основным научным направлениям транспорта высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами.
В то же время нельзя не учитывать, что полностью потребности транспорта в научных кадрах разного профиля сугубо транспортные научные специальности не охватывают. Об этом говорит тот факт, что сегодня в отраслевых вузах работают учёные более 40 научных специальностей (фундаментальные науки, экономика, право, финансы и прочие). Так что потенциал научных специальностей, которые вузы должны максимально осваивать, очень велик. Но считаю, что мы готовы к этому.


– Можно ли считать новую номенклатуру научных специальностей фактором, способствующим повышению научного потенциала отрасли?
– Однозначно да. Транспортные вузы и научные центры полностью готовы работать в условиях новой номенклатуры. При этом важно выполнять рекомендации ВАК и сохранять приоритетные интересы транспортной отрасли. Это потребует дальнейшей кооперации деятельности учёных и специалистов отраслевых высших учебных заведений и научных организаций. При этом, как всегда, рассчитываем на поддержку ОАО «РЖД» и других ведущих транспортных компаний страны.

– Когда планируется присуждение научных степеней по новым специальностям?
– Утверждённые специальности актуальны и востребованы. Полагаю, что в желающих получить по ним научные степени недостатка не будет. Но тут многое зависит от самих вузов и научных центров, компетентности и работоспособности профильных диссертационных советов. В этом плане основания для оптимизма есть. Надеюсь, уже в ближайшие годы подготовка научных кадров для транспорта по новым специальностям приобретёт устойчивую положительную динамику.
Учёные степени будут присуждаться диссертационными советами, действующими на базе отраслевых вузов. Их количество за последние пять лет осталось практически неизменным (в 2016 году – 28, в 2021 году – 29). Некоторые потери для автомобильного и водного транспорта компенсировали железнодорожники, которые «приросли» четырьмя диссертационными советами.
Больше всего диссертационных советов – шесть – действует на базе Российского университета транспорта (МИИТ). Научные степени кандидата и доктора наук присуждаются, в частности, по таким специальностям, как «подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация», «машиноведение, системы приводов и детали машин», «электромеханика и электрические аппараты», «электротехнические комплексы и системы», «электрические станции и электроэнергетические системы», «строительные конструкции, здания и сооружения», «основания и фундаменты, подземные сооружения», «строительная механика», «транспортные и транспортно-технологические системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте», «история науки и техники».
Сейчас перед нами стоит задача по разработке паспортов новых научных специальностей, переработке паспортов научных специальностей, наименования которых не изменились, и паспортов научных специальностей, наименования которых претерпели редакционные изменения.
Паспорта научных специальностей старой номенклатуры в ряде случаев могут быть взяты за основу. Объекты и области утерянных специальностей можно частично включать в паспорта специальностей новой номенклатуры, если для этого есть веские основания. ВАК ориентирует нас на перспективу работы в 10–15 лет.

– В последнее время в отраслевых вузах ведётся активная работа по созданию собственных диссертационных советов. Какие преимущества они обеспечивают?
– Создание новых диссертационных советов – это не самоцель. Перед нами стоят две главные задачи. Во-первых, количество действующих и вновь создаваемых диссертационных советов должно обеспечить максимальный охват потенциала научных специальностей. Во-вторых, диссертационные советы должны равномерно распределяться по всей территории России. Каждый субъект страны, где есть транспортный комплекс, должен получать научные кадры не из двух столиц, а из региональных научно-образовательных центров.
Собственные диссертационные советы – это визитная карточка вузов, критерий эффективности деятельности их научных школ. И конечно, если есть возможность обеспечить выполнение требований ВАК в полном объёме, целесообразно не выходить за пределы одного вуза.
В то же время подготовка научно-педагогических кадров общетранспортного и межтранспортного профиля может потребовать кооперации деятельности конкретных вузов и научных центров. При этом объединённые диссертационные советы могут формироваться в кооперации с ведущими неотраслевыми высшими учебными заведениями. Такая практика уже существует и даёт положительные результаты.
Более того, есть перспектива создания объединённых диссертационных советов с транспортными вузами СНГ. Эту идею поддерживают наши коллеги из Беларуси и Казахстана. Но этот вопрос должен решаться уже на уровне национальных органов образования и национальных органов транспорта государств Содружества.

Беседовала Юлия Антич

СПРАВКА

Как формировался научный перечень

Работа по формированию номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, велась в течение нескольких лет и была поддержана на совместном заседании президиума Госсовета и Совета при президенте России по науке и образованию в феврале прошлого года. При этом во внимание была взята ранее принятая Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.
Новый перечень научных специальностей и сами их названия сформированы с прицелом на интеграцию российской науки в международное научное пространство. В частности, были учтены рекомендации и правила, принятые в Организации экономического сотрудничества и развития.
За основу экспертной и согласовательной работы по обновлению номенклатуры научных специальностей взяли предложения, поступившие из 330 организаций: НИИ, университетов, РАН и других государственных академий, из государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.
В созданную при Минобрнауки России рабочую группу были включены 66 экспертов. Четыре подгруппы по областям знаний возглавляли: вице-президент РАН Алексей Хохлов и ректор ИТМО, член-корреспондент РАН Владимир Васильев (естественные, физико-математические и технические науки); ректор РАНХиГС Владимир Мау и декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов (гуманитарные и социально-экономические науки); академики РАН Елена Голухова и Игорь Решетов (медицинские и фармацевтические науки); вице-президент РАН Ирина Донник (аграрные и агроинженерные науки).
Наряду с утверждением новой номенклатуры специальностей разработчиками предложен комплекс мер, чтобы её введение прошло безболезненно для тех, кого такие изменения напрямую касаются. Более половины (почти 1000 из 1700) диссертационных советов будут переутверждены автоматически. Другая часть диссоветов трансформируется постепенно, в период до 1 октября 2022 года. До этой даты планируется обеспечить функционирование всей ныне действующей сети диссертационных советов по прежней номенклатуре научных специальностей. Это означает, что все подготовившие диссертацию по научным специальностям, не вошедшим в новую номенклатуру, смогут представить результаты своих исследований в рамках вновь введённых специальностей.
Знак времени
Олег Балагин, проректор по цифровой трансформации и связи с производством Омского государственного университета путей сообщения,

Российские университеты вводят должность цифрового проректора

Рубрики: Образование
Корпоративные уроки

Должны ли компании заниматься обучением своих сотрудников

Рубрики: Образование
Учёба без перерыва
Мария Савина, заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»,

СДО компании позволяет железнодорожникам развиваться в разных направлениях

Рубрики: Образование
Время диктует
Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК),

Какие «мягкие» навыки востребованы на рынке труда

Рубрики: Образование
Диалог в сети
Татьяна Бендяк, сотрудник Корпоративного университета РЖД, руководитель редакции журнала «HR-партнёр»,

Корпоративный университет РЖД развивает онлайн-взаимодействие с зарубежными коллегами

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Никаких правил: уникальная культура Netflix
Рид Хастингс, Эрин Мейер
«Никаких правил: уникальная культура Netflix». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2021 год
Слон на танцполе. Как Герман Греф и его команда учат Сбербанк танцевать
Евгений Карасюк
«Слон на танцполе. Как Герман Греф и его команда учат Сбербанк танцевать». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2013 год
Цель-2. Дело не в везении
Элияху Голдратт
«Цель-2. Дело не в везении». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100