В пределах нормы
Андрей Тихомиров
Андрей Тихомиров
первый заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»

В пределах нормы

В компании ведут системную работу по оценке эффективности труда железнодорожников
Совершенствование системы нормирования труда персонала в ОАО «РЖД» позволяет исключить необоснованные потери времени, рационально распределить обязанности между работниками, а также определить оптимальную численность сотрудников и прогнозировать штатные изменения при внедрении новых технологий.


Трудовые резервы

На сегодняшний день нормированием труда охвачено более 86% сотрудников ОАО «РЖД». Работа Департамента по организации, оплате и мотивации труда в этой части направлена на определение норм затрат труда, что позволяет выявить резервы повышения производительности труда, организовать учёт количества и сложности труда, выполненного работником или интеллектуальными робототехническими комплексами. Именно нормирование обеспечивает обоснованную базу для планирования численности работников, организации их труда и производственных процессов.

Сейчас в компании действует более 123 тыс. единичных норм затрат труда и 387 нормативных документов по труду. Центром организации труда и проектирования экономических нормативов (ЦОТЭН) в 2020 году разработано и пересмотрено 32 нормативных документа по труду. Результатом проделанной работы стало расширение и актуализация нормативной базы по организации труда 150 тыс. работников РЖД и снижение нормативной численности производственного персонала на 6,8 тыс. человек. Интегральная оценка экономического эффекта, выразившаяся в условном сокращении эксплуатационных затрат компании на оплату труда, превысила 538 млн руб.

В 2020 году нормированием впервые охвачены структурные подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств. Были утверждены «Временные нормативы численности работников дирекций пассажирских обустройств». Пересмотр технологической базы способствовал совершенствованию норм труда «Трансэнерго» и Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры.

Кроме этого, были актуализированы нормативы численности работников дистанций сигнализации, централизации и блокировки, охватывающие всю численность структурных подразделений линейного уровня, хозяйства автоматики и телемеханики.

Для оказания методологической помощи руководителям и специалистам региональных дирекций, которые ведут на своём уровне работу по оценке трудозатрат, были подготовлены «Разъяснения о порядке проведения оценки баланса рабочего времени работников административно-управленческого штата».

В 2021 году эта работа продолжается – предусмотрена разработка 32 нормативных документов по труду с охватом более 190 тыс. работников.

Вместе с тем одним из ключевых направлений ЦОТЭН в этом году остаётся разработка нормативных документов для формирования организационно-штатной структуры (нормирование работников административно-управленческого штата).

В 2020 были году утверждены типовые штатные расписания работников аппарата управления моторвагонных депо и дистанций гражданских сооружений, которые впервые разработаны на основе изучения и нормирования бизнес-процессов в подразделениях. В этом году такая же работа ведётся по локомотивным эксплуатационным депо, подразделениям Дирекции путевых машин Центральной дирекции инфраструктуры, дистанциям пути.

Также запланирована разработка норм труда для работников служб железных дорог (технологических, технической политики, корпоративной информатизации, юридических и управлению имуществом), экспортного центра и центра инновационного развития, управления анализа и статистики, проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации – Центра цифровых технологий.

Планомерная работа филиалов – владельцев бизнес-процессов при методологической поддержке центра позволит определить баланс рабочего времени по процессным моделям основных функциональных филиалов ОАО «РЖД» и в перспективе обеспечить почти 100%-ный охват работников компании нормативами численности.


Правила расчёта

Хочу отметить, что в прошлом году был разработан проект методики предиктивного расчёта нормативной численности. Проблема состоит в том, что сегодня расчёт численности строится на уже свершившемся факте производственного процесса и производится уже после утверждения бюджета в I квартале текущего периода. Задача состоит в том, чтобы на основе изучения зависимости численности от изменения объёма работы и влияющих на него факторов определить потребность в численности персонала под утверждение бюджетов производства филиалов.

В проекте методики разработаны математические модели расчёта на ближайший плановый период и на пять лет. В текущем году предусмотрено ввести модели в автоматизированную систему и рассчитать численность основных производственных групп на 2022 год уже к октябрю текущего года.

Параллельно продолжается работа по увеличению охвата численности работников нормированными заданиями. Их в 2020 году получали 309,7 тыс. сотрудников компании (или 46% от общей численности работников с повременной оплатой труда).

На 3,7% (около 11 тыс. человек) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился охват работников с повременной оплатой труда, получающих нормированные задания через автоматизированную систему ЕК АСУТР, и составил в общей сложности 75 тыс. человек, что составляет 11,1% от общей численности работников с повременной оплатой труда.

В 2021 году планируется увеличение на 20% перечня профессий, должностей специалистов и служащих, которым необходимо устанавливать нормированные задания (ЦДИ, ЦСС, ЦФТО).



Цифровизация вносит коррективы

В ОАО «РЖД» активно ведётся разработка нормативных документов для нормирования численности аппарата управления филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД».

В 2020 году разработаны и утверждены нормативы численности IT-персонала в условиях цифровой трансформации ОАО «РЖД», нормативы численности аудиторов для проведения технических аудитов предприятий, осуществляющих изготовление, ремонт и модернизацию продукции железнодорожного назначения.

Начала применяться и временная методика распределения численности работников структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», выполняющих функции по управлению персоналом. Работа ведётся в рамках реализации пилотного проекта «Централизации функций ведения кадрового учёта, кадрового делопроизводства и социального обслуживания».

Расширена и линейка инструментов нормирования труда.

В 2020 году на web-сервисе создано хранилище видеофайлов. Для инженеров по труду дистанций пути, НЦК, РЦС закуплено более 70 комплектов видеокамер и ноутбуков. Впервые фотографии рабочего дня и хронометражи массово проводятся методом видеофиксации. В настоящее время в хранилище заведено более 8 тыс. видеофайлов.

Проведена опытная эксплуатация функциональности ЕК АСУТР «Цифровая интеллектуальная система обработки видеоданных», внедрена цифровая интеллектуальная система обработки видеоданных (ФРД-Портал). Это повышает качество создания норм времени, снижает издержки на разработку норм времени, их замера и анализа полученных результатов. С помощью видео можно наблюдать за используемыми средствами производства и материалами, приёмами труда, рабочим местом.

В 2020 году проведена значительная работа по внедрению технологий «машинного зрения» и нейронных сетей для создания фотографий рабочего дня и хронометражей в путевом хозяйстве. Система искусственного интеллекта с точностью более 90% производит расстановку пооперационных фиксажных точек в видеофайлах по пяти основным работам по текущему содержанию пути.

В этом году обучение искусственного интеллекта пройдёт по всем основным производственным операциям.


Общий результат

Продолжается работа и с крупнейшими дочерними обществами холдинга по систематизации подходов и принципов нормирования и организации труда персонала. Утверждены положения о системе нормирования труда в ФГК, ФПК, «Элтезе», ТТК, ВРК-1, «ТрансВудСервисе».

Данная работа позволит в два ближайших года сформировать единый полигон интегрированной системы нормирования труда для организаций холдинга, объединяющий более 1 млн работников. Подчеркну, что в России нет аналогичных примеров интеграции управленческих функций.

Совместно с Департаментом управления дочерними и зависимыми обществами ведётся разработка IT-системы – ЕХД ДЗО и АСКУ, автоматизирующей коммуникации дочерних обществ с материнской компанией, в том числе мониторинга систем нормирования труда, внутрихолдингового бенчмаркинга, расширения полигона внедрения наиболее эффективных практик совершенствования трудовых процессов в целом и нормирования труда в частности.

В 2021 году будет выстроена системная работа с дочерними обществами по вопросам нормирования труда. Для этого внедряется «Методика оценки эффективности использования трудовых ресурсов». Она содержит семь направлений исследований. В каждом определены показатели, характеризующие уровень научной организации труда на рабочих местах подразделений, за счёт изучения которых обеспечивается круговой охват изучения производственной среды, от рабочих мест до организации производства в целом, – всего 33 показателя.

В 2021 году запланирована работа по глубокому анализу использования трудовых ресурсов в подразделениях с применением данной методики, выработкой управленческих решений по методологии риск-менеджмента.

Смотр новобранцев

Как на дорогах проходит адаптация женщин-машинистов  

Рубрики: Кадры
Баланс сил
Елена Балакирева, эксперт группы по повышению эффективности труда персонала Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

В ОАО «РЖД» разработали нормы труда для юридических служб

Рубрики: Кадры
Цифровой след
Ульяна Стекольщикова, начальник отдела организации труда в вагонном хозяйстве Центра организации труда и проектирования ,

В вагонном хозяйстве автоматизируют сбор данных о труде

Рубрики: Кадры
Беспристрастный взгляд

Нормированием труда путейцев займётся искусственный интеллект  

Рубрики: Кадры
Рекомендации по внедрению

Проекты по повышению производительности труда востребованы на сети

Рубрики: Кадры

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100