В партнёрстве – сила

В партнёрстве – сила

В продвижении проекта «Новый шёлковый путь» должны принимать участие специалисты-международники
Развитие Нового шёлкового пути (концепция панъевразийской транспортной системы, продвигаемой Китаем, где она формулируется как «Один пояс – один путь») зависит не только от инфраструктурного и технологического прогресса, но и качества подготовки и поиска соответствующих специалистов. Поэтому странам, поддерживающим создание бесшовной транзитной системы между Востоком и Западом (в их числе – Китай, Россия, Казахстан, Беларусь), необходимо налаживать тесные социально-культурные связи. К такому выводу пришли участники недавнего телемоста «Будущее Шёлкового пути: единое образовательное пространство от Китая до Европы», организованного АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс».


Молодые на связи

Как отметили участники онлайн-дискуссии, железнодорожные компании стран Евразии должны активнее сотрудничать в части подготовки специалистов, чтобы оставаться успешными и конкурентоспособными на мировом рынке транспортно-логистических услуг. В России уже есть успешные примеры такого сотрудничества. Так, ОАО «РЖД» при поддержке зарубежных транспортных предприятий реализует три двусторонние международные молодёжные программы обмена опытом: «Молодые профессионалы» (с Deutsche Bahn AG – железными дорогами Германии), «Молодые лидеры» (с VR Group – железными дорогами Финляндии) и «Молодые таланты» (с ÖBB Holding AG – железными дорогами Австрии). Модули стажировок включают лекции, круглые столы с руководством принимающих компаний, осмотр передовых объектов железнодорожного транспорта и социальной инфраструктуры. Также в ОАО «РЖД» планируют пригласить иностранных студентов к участию в программе RZD.GENERATION. Её цель – привлечение в компанию высокопотенциальных молодых специалистов из различных сфер деятельности, способных решать актуальные задачи, стоящие перед отраслью.

Программа включает различные форматы взаимодействия (стажировки, научные проекты, хакатоны, кейс-чемпионаты). Студенты из зарубежных вузов в перспективе смогут попробовать себя в реализации международных транспортных проектов. «Продвигая бренд компании «РЖД» за рубежом, мы стремимся делать акцент на наши главные преимущества. Среди них – масштаб деятельности, наличие крупных международных транспортных проектов, возможность расти и развиваться в разных направлениях (в холдинге представлено порядка 1,5 тыс. профессий)», – подчеркнула во время телемоста заместитель начальника Центра внутренних коммуникаций и бренда работодателя ОАО «РЖД» Маргарита Соцкая.


Международное академическое партнёрство

Сотрудничество с зарубежными партнёрами развивают и транспортные университеты. Так, Петербургский государственный университет путей сообщения взаимодействует, в частности, с Венским университетом прикладных наук, Восточно-Китайским транспортным университетом, Мадридским политехническим университетом, Рижским техническим университетом, Норвежским исследовательским институтом, Государственным университетом Черногории.

Самарский государственный университет путей сообщения с 2007 года подписал порядка 20 договоров о сотрудничестве в области науки и образования с иностранными компаниями и университетами, а в 2019 году открыл собственное подразделение на базе Шэньсийского железнодорожного профессионально-технического института.

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) сотрудничает с Монгольским госуниверситетом науки и технологии, Восточно-Китайским транспортным университетом, Тяньзиньским университетом науки и техники, Даляньским транспортным университетом, Корейским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта, Корейским национальным университетом транспорта. В Иркутском государственном университете путей сообщения действует Российско-китайский институт транспортного образования.

В Ростовском государственном университете путей сообщения на регулярной основе проводятся международные научные конференции. Сотрудники университета посещают зарубежные научные транспортные центры. Так, они уже побывали в Португалии, Хорватии, Польше, Шотландии и на Мальте. В ходе таких поездок подписываются протоколы о намерениях, включающие вопросы сотрудничества в области науки, обмена преподавателями и студентами.

У Российского университета транспорта (МИИТ) заключено 195 соглашений о сотрудничестве с 145 зарубежными вузами и 27 иностранными компаниями. В числе иностранных партнёров вуза – Пекинский и Юго-Западный транспортные университеты, Университет Цинхуа. С РУТ (МИИТ) также сотрудничает Университет прикладных наук Санкт-Пёльтена (Австрия). Вузы реализуют программы двойных дипломов по ряду дополнительных магистерских программ, а также проводят совместные научно-образовательные сессии. «Также у нас действуют международные лаборатории, в которых студенты из разных стран, в том числе из России, работают над совместными проектами, – рассказала во время телемоста старший научный сотрудник, координатор международных проектов Университета прикладных наук Санкт-Пёльтена Хирут Гроссбергер. – Регулярно проводим международные недели, на которые приглашаем специалистов из иностранных транспортных компаний».

В зарубежных университетах повышают квалификацию и уже действующие сотрудники транспортных предприятий России. Так, с 2007 года Университет прикладных наук Аугсбурга (Германия) в партнёрстве с немецким железнодорожным оператором Deutsche Bahn AG и РУТ (МИИТ) реализует программы MBA (квалификация «Магистр делового администрирования» подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена) в сфере управления транспортно-логистическим бизнесом и корпоративного менеджмента. «Мы быстро отреагировали на запросы транспортного рынка и за эти годы обучили более 400 специалистов из ОАО «РЖД» и других транспортных предприятий России», – отметил координатор международных программ Университета прикладных наук Аугсбурга Владимир Гольденберг.


Навыки специалистов-международников

Перед железнодорожной отраслью России в настоящее время стоят амбициозные задачи, связанные, в частности, со строительством высокоскоростных магистралей, развитием квантовых коммуникаций и беспилотных цифровых технологий. Ряд проектов осуществляется в партнёрстве с зарубежными коллегами, и это требует от работников новых компетенций. «С одной стороны, мы делаем акцент на кросс-функциональность – обращаем внимание на ребят, которые могут работать на стыке разных областей знаний. С другой – ищем уникальных профессионалов в таких узких сферах деятельности, как архитектура интеллектуальных систем управления, проектирование интермодальных транспортных узлов, кросс-логистика, строительство умных железных дорог, управление беспилотными летательными аппаратами», – отметила Маргарита Соцкая.

Как отметила генеральный директор китайской транспортно-экспедиторской компании Shenzhen Neptune Logistics Чжу Лучжи, при подготовке кадров, которые будут заниматься международной работой в сфере транспортной логистики, очень важно наладить опыт с иностранными компаниями-партнёрами, поскольку сотрудники должны обладать не только специфическими профессиональными навыками, но и кросс-культурными. «Благодаря международным программам по обмену опытом студенты и специалисты получают возможность посмотреть на работу железнодорожной отрасли и транспортного рынка разных стран, а также познакомиться с культурными традициями принимающей стороны и наладить дружеские контакты с коллегами», – считает она.

Среди ключевых soft skills (или «мягких», надпрофессиональных навыков), необходимых специалистам-международникам, эксперты также назвали умение общаться и налаживать контакты, вести переговоры, не теряться в ситуациях неопределённости и находить эффективные решения проблем. «Очень важно иметь социокультурные представления о других странах. Также стоит выучить иностранные языки. Например, в Университете прикладных наук Санкт-Пёльтена есть курс английского языка в области железнодорожных перевозок, где студенты изучают специальные отраслевые термины, – рассказала Хирут Гроссбергер. – Мы стремимся выйти на международный рынок, чтобы обновить и улучшить компетенции своих студентов».

Ещё одна важная компетенция – коммерческое мышление. «Важно, чтобы работники понимали, что железная дорога – это бизнес. Поэтому она должна быть окупаемой, прибыльной, эффективной, – отметила управляющий директор по HR транспортно-логистического холдинга Казахстана «Казахстан темир жолы» Тамила Микулич. – Следует избавиться от укоренившегося мнения, что железная дорога будет всегда, что ей не страшны никакие кризисы, ведь её в любом случае защитит и поддержит государство. Железнодорожники должны осознавать, что эффективность и продуктивность отрасли зависят в том числе от их отношения к своей работе, повышения производительности труда».

В РУТ (МИИТ) бизнес-мышление студенты развивают уже с первого курса. Для этого их погружают в проектную работу над реальными производственными и управленческими кейсами компаний-партнёров. «Также мы занимаемся разработкой инновационных образовательных программ, применяем такие современные обучающие методики, как геймификация (технология адаптации игровых методов к неигровым процессам и событиям для большей вовлечённости участников в процесс. – Ред.), – рассказал заместитель директора по международным связям Института управления и цифровых технологий – начальник центра РУТ (МИИТ) Павел Егоров. – В период пандемии COVID-19 в транспортном образовании, как и во всей отрасли, ускорился процесс цифровизации процессов. Студенты начали эффективнее использовать IT-ресурсы и быстрее адаптироваться к изменениям среды. Искусственный интеллект позволил творчески подходить к решению задач, оперативнее принимать решения».

Юлия Антич

МНЕНИЕ

Алексей Гром,
генеральный директор, председатель правления АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс»:

– Крайне важно, чтобы на всей территории Евразии действовал единый подход к системе образования, подготовки кадров. Для достижения этой цели АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» в партнёрстве с Российским университетом транспорта (МИИТ) создали цифровую платформу «Центр карьеры» в сфере транспорта и логистики, на которой отраслевые работодатели, студенты и выпускники из Европы и Азии могут обмениваться опытом, проводить совместные онлайн-мероприятия. Единое виртуальное пространство и доступ к базе специалистов и компаний должны обеспечить высокий уровень профессиональной конкуренции.
Платформа «Центр карьеры» – это своего рода профессиональная социальная сеть, где пользователи могут общаться между собой и с HR-специалистами. В настоящее время на сайте выложены десятки вакансий из сферы транспорта. Большой интерес к ресурсу проявляют зарубежные компании. На отраслевом карьерном портале описаны возможности прохождения практики в транспортных компаниях. Профессионалам с опытом работы и развитыми управленческими компетенциями предлагается возможность попробовать свои силы в масштабных, интересных транспортных проектах.
Попасть в нейросети

Будущих железнодорожников начнут учить на цифровых кафедрах

Рубрики: Образование
Связанные одной целью

Студенты отраслевых университетов изучают Интернет вещей

Рубрики: Образование
Цифровой кампус

Университеты тестируют гибридную модель обучения

Рубрики: Образование
Мобильные города

РУТ (МИИТ) упростит управление транспортными системами

Рубрики: Образование
Практика покажет

В СамГУПСе создадут производственный кластер

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
«Стратегии тоже нужна стратегия»
Ривз Мартин, Джанмеджая Синха, Кнут Хаанес
««Стратегии тоже нужна стратегия»». Издательство «Эксмо» 2016 год
Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов
Лора Вандеркам
«Чувство штиля. Продуктивность и спокойствие в эпоху вечных дедлайнов». Издательство «Бомбора» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100