В партнёрстве – сила

В партнёрстве – сила

В продвижении проекта «Новый шёлковый путь» должны принимать участие специалисты-международники
Развитие Нового шёлкового пути (концепция панъевразийской транспортной системы, продвигаемой Китаем, где она формулируется как «Один пояс – один путь») зависит не только от инфраструктурного и технологического прогресса, но и качества подготовки и поиска соответствующих специалистов. Поэтому странам, поддерживающим создание бесшовной транзитной системы между Востоком и Западом (в их числе – Китай, Россия, Казахстан, Беларусь), необходимо налаживать тесные социально-культурные связи. К такому выводу пришли участники недавнего телемоста «Будущее Шёлкового пути: единое образовательное пространство от Китая до Европы», организованного АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс».


Молодые на связи

Как отметили участники онлайн-дискуссии, железнодорожные компании стран Евразии должны активнее сотрудничать в части подготовки специалистов, чтобы оставаться успешными и конкурентоспособными на мировом рынке транспортно-логистических услуг. В России уже есть успешные примеры такого сотрудничества. Так, ОАО «РЖД» при поддержке зарубежных транспортных предприятий реализует три двусторонние международные молодёжные программы обмена опытом: «Молодые профессионалы» (с Deutsche Bahn AG – железными дорогами Германии), «Молодые лидеры» (с VR Group – железными дорогами Финляндии) и «Молодые таланты» (с ÖBB Holding AG – железными дорогами Австрии). Модули стажировок включают лекции, круглые столы с руководством принимающих компаний, осмотр передовых объектов железнодорожного транспорта и социальной инфраструктуры. Также в ОАО «РЖД» планируют пригласить иностранных студентов к участию в программе RZD.GENERATION. Её цель – привлечение в компанию высокопотенциальных молодых специалистов из различных сфер деятельности, способных решать актуальные задачи, стоящие перед отраслью.

Программа включает различные форматы взаимодействия (стажировки, научные проекты, хакатоны, кейс-чемпионаты). Студенты из зарубежных вузов в перспективе смогут попробовать себя в реализации международных транспортных проектов. «Продвигая бренд компании «РЖД» за рубежом, мы стремимся делать акцент на наши главные преимущества. Среди них – масштаб деятельности, наличие крупных международных транспортных проектов, возможность расти и развиваться в разных направлениях (в холдинге представлено порядка 1,5 тыс. профессий)», – подчеркнула во время телемоста заместитель начальника Центра внутренних коммуникаций и бренда работодателя ОАО «РЖД» Маргарита Соцкая.


Международное академическое партнёрство

Сотрудничество с зарубежными партнёрами развивают и транспортные университеты. Так, Петербургский государственный университет путей сообщения взаимодействует, в частности, с Венским университетом прикладных наук, Восточно-Китайским транспортным университетом, Мадридским политехническим университетом, Рижским техническим университетом, Норвежским исследовательским институтом, Государственным университетом Черногории.

Самарский государственный университет путей сообщения с 2007 года подписал порядка 20 договоров о сотрудничестве в области науки и образования с иностранными компаниями и университетами, а в 2019 году открыл собственное подразделение на базе Шэньсийского железнодорожного профессионально-технического института.

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) сотрудничает с Монгольским госуниверситетом науки и технологии, Восточно-Китайским транспортным университетом, Тяньзиньским университетом науки и техники, Даляньским транспортным университетом, Корейским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта, Корейским национальным университетом транспорта. В Иркутском государственном университете путей сообщения действует Российско-китайский институт транспортного образования.

В Ростовском государственном университете путей сообщения на регулярной основе проводятся международные научные конференции. Сотрудники университета посещают зарубежные научные транспортные центры. Так, они уже побывали в Португалии, Хорватии, Польше, Шотландии и на Мальте. В ходе таких поездок подписываются протоколы о намерениях, включающие вопросы сотрудничества в области науки, обмена преподавателями и студентами.

У Российского университета транспорта (МИИТ) заключено 195 соглашений о сотрудничестве с 145 зарубежными вузами и 27 иностранными компаниями. В числе иностранных партнёров вуза – Пекинский и Юго-Западный транспортные университеты, Университет Цинхуа. С РУТ (МИИТ) также сотрудничает Университет прикладных наук Санкт-Пёльтена (Австрия). Вузы реализуют программы двойных дипломов по ряду дополнительных магистерских программ, а также проводят совместные научно-образовательные сессии. «Также у нас действуют международные лаборатории, в которых студенты из разных стран, в том числе из России, работают над совместными проектами, – рассказала во время телемоста старший научный сотрудник, координатор международных проектов Университета прикладных наук Санкт-Пёльтена Хирут Гроссбергер. – Регулярно проводим международные недели, на которые приглашаем специалистов из иностранных транспортных компаний».

В зарубежных университетах повышают квалификацию и уже действующие сотрудники транспортных предприятий России. Так, с 2007 года Университет прикладных наук Аугсбурга (Германия) в партнёрстве с немецким железнодорожным оператором Deutsche Bahn AG и РУТ (МИИТ) реализует программы MBA (квалификация «Магистр делового администрирования» подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена) в сфере управления транспортно-логистическим бизнесом и корпоративного менеджмента. «Мы быстро отреагировали на запросы транспортного рынка и за эти годы обучили более 400 специалистов из ОАО «РЖД» и других транспортных предприятий России», – отметил координатор международных программ Университета прикладных наук Аугсбурга Владимир Гольденберг.


Навыки специалистов-международников

Перед железнодорожной отраслью России в настоящее время стоят амбициозные задачи, связанные, в частности, со строительством высокоскоростных магистралей, развитием квантовых коммуникаций и беспилотных цифровых технологий. Ряд проектов осуществляется в партнёрстве с зарубежными коллегами, и это требует от работников новых компетенций. «С одной стороны, мы делаем акцент на кросс-функциональность – обращаем внимание на ребят, которые могут работать на стыке разных областей знаний. С другой – ищем уникальных профессионалов в таких узких сферах деятельности, как архитектура интеллектуальных систем управления, проектирование интермодальных транспортных узлов, кросс-логистика, строительство умных железных дорог, управление беспилотными летательными аппаратами», – отметила Маргарита Соцкая.

Как отметила генеральный директор китайской транспортно-экспедиторской компании Shenzhen Neptune Logistics Чжу Лучжи, при подготовке кадров, которые будут заниматься международной работой в сфере транспортной логистики, очень важно наладить опыт с иностранными компаниями-партнёрами, поскольку сотрудники должны обладать не только специфическими профессиональными навыками, но и кросс-культурными. «Благодаря международным программам по обмену опытом студенты и специалисты получают возможность посмотреть на работу железнодорожной отрасли и транспортного рынка разных стран, а также познакомиться с культурными традициями принимающей стороны и наладить дружеские контакты с коллегами», – считает она.

Среди ключевых soft skills (или «мягких», надпрофессиональных навыков), необходимых специалистам-международникам, эксперты также назвали умение общаться и налаживать контакты, вести переговоры, не теряться в ситуациях неопределённости и находить эффективные решения проблем. «Очень важно иметь социокультурные представления о других странах. Также стоит выучить иностранные языки. Например, в Университете прикладных наук Санкт-Пёльтена есть курс английского языка в области железнодорожных перевозок, где студенты изучают специальные отраслевые термины, – рассказала Хирут Гроссбергер. – Мы стремимся выйти на международный рынок, чтобы обновить и улучшить компетенции своих студентов».

Ещё одна важная компетенция – коммерческое мышление. «Важно, чтобы работники понимали, что железная дорога – это бизнес. Поэтому она должна быть окупаемой, прибыльной, эффективной, – отметила управляющий директор по HR транспортно-логистического холдинга Казахстана «Казахстан темир жолы» Тамила Микулич. – Следует избавиться от укоренившегося мнения, что железная дорога будет всегда, что ей не страшны никакие кризисы, ведь её в любом случае защитит и поддержит государство. Железнодорожники должны осознавать, что эффективность и продуктивность отрасли зависят в том числе от их отношения к своей работе, повышения производительности труда».

В РУТ (МИИТ) бизнес-мышление студенты развивают уже с первого курса. Для этого их погружают в проектную работу над реальными производственными и управленческими кейсами компаний-партнёров. «Также мы занимаемся разработкой инновационных образовательных программ, применяем такие современные обучающие методики, как геймификация (технология адаптации игровых методов к неигровым процессам и событиям для большей вовлечённости участников в процесс. – Ред.), – рассказал заместитель директора по международным связям Института управления и цифровых технологий – начальник центра РУТ (МИИТ) Павел Егоров. – В период пандемии COVID-19 в транспортном образовании, как и во всей отрасли, ускорился процесс цифровизации процессов. Студенты начали эффективнее использовать IT-ресурсы и быстрее адаптироваться к изменениям среды. Искусственный интеллект позволил творчески подходить к решению задач, оперативнее принимать решения».

Юлия Антич

МНЕНИЕ

Алексей Гром,
генеральный директор, председатель правления АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс»:

– Крайне важно, чтобы на всей территории Евразии действовал единый подход к системе образования, подготовки кадров. Для достижения этой цели АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» в партнёрстве с Российским университетом транспорта (МИИТ) создали цифровую платформу «Центр карьеры» в сфере транспорта и логистики, на которой отраслевые работодатели, студенты и выпускники из Европы и Азии могут обмениваться опытом, проводить совместные онлайн-мероприятия. Единое виртуальное пространство и доступ к базе специалистов и компаний должны обеспечить высокий уровень профессиональной конкуренции.
Платформа «Центр карьеры» – это своего рода профессиональная социальная сеть, где пользователи могут общаться между собой и с HR-специалистами. В настоящее время на сайте выложены десятки вакансий из сферы транспорта. Большой интерес к ресурсу проявляют зарубежные компании. На отраслевом карьерном портале описаны возможности прохождения практики в транспортных компаниях. Профессионалам с опытом работы и развитыми управленческими компетенциями предлагается возможность попробовать свои силы в масштабных, интересных транспортных проектах.
Кадры для международных транспортных коридоров

Учебные заведения укрепляют связи между странами

Рубрики: Образование
Уникальные модели компетенций

Отраслевые вузы готовят «точечных» специалистов

Рубрики: Образование
Профессиональные пробы

Вузы приглашают абитуриентов

Рубрики: Образование
Время профессионалитета

Как транспортные учебные заведения развивают систему СПО

Рубрики: Образование
Запрос рынка труда

Студенты-транспортники учатся передовым IТ-технологиям

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры
Логан Дэйв, Кинг Джон
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
Делай как коуч
Ольга Рыбина, Юрий Мурадян
«Делай как коуч». Издательство «Академия «Пять призм» 2023 год
Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru